Работа с детьми-"гудошниками" на занятиях хора
учебно-методический материал по музыке на тему

Воронцова Екатерина Сергеевна

Всегда актуальная тема для тех, кто учит детей петь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_metodov_vokalnoy_raboty_s_detmi.docx20.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа с детьми-«гудошниками» на занятиях хора.

Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей (или «гудошников») издавна волнует педагогов-музыкантов. Суть проблемы очень серьезна: у детей нет основ навыка пения, их память избирательна и базируется только на ярких впечатлениях. Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом. Налаживание этой координации происходит довольно быстро и в подавляющем большинстве весьма успешно, если нет других каких-либо патологических причин. Для них существует своя методика обучения, которая при правильном применении дает хорошие результаты. Педагог должен учитывать, что в каждом случае время для достижения чистоты интонации нужно свое, поскольку все дети индивидуальны.

Система методов вокальной работы с детьми-«гудошниками».

Методом обучения называется совокупность приёмов и способов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями и навыками и вместе с тем способствует его воспитанию и развитию.

Методы вокальной работы с детьми-«гудошниками» сложны и многообразны. Как и в преподавании обычным детям, они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизированным видам деятельности.

На сегодня известно большое количество методов и приёмов вокального воспитания, используемых в работе с детьми-«гудошниками», которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком-либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приёмами обучения и уметь применять их в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка и с ситуацией на занятии в целом.

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.

Значительное место в работе с детьми-«гудошниками» занимает метод вокальной иллюстрации, или демонстрации музыкального материала голосом учителя, и воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания, что не исключает и методов воздействия на их сознание. Оба метода дополняют друг друга. С целью формирования у детей способности к сравнительному анализу качества звучания певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По заданию учителя дети должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимущества. Специфика вокально-хоровой работы, основанная на слухо-двигательной координации, требует того, чтобы иллюстративный метод использовался при работе с «гудошниками» как можно чаще. Показ мелодии с голосом учитель должен сочетать с объяснением технологии способов звукообразования. Признавая неоспоримое значение репродуктивного метода, особенно в работе с детьми-«гудошниками», не следует допускать, чтобы пение по принципу подражания сводилось к простым внешним повторениям, а было осознанным процессом.

Нервно-мышечный механизм подражания, по словам Д.Аспелунда, имеет ряд отличий от механизма сознательных установок. Механизм подражания образуется преимущественно подсознательно. Подражательность целостно организует голосовую функцию и даёт возможность сознательно закреплять то, что возникает непроизвольно.  При повторении удачных моментов внимание учеников направляется на осознание и запоминание возникающих мышечных, вибрационных и слуховых ощущений, которые затем будут ими самостоятельно использоваться.

Метод мысленного пения.

Метод мысленного пения (на основе внутрислухового представления)- один из самых эффективных в работе с «гудошниками». Физиологический механизм внутреннего пения изучен мало. Однако благодаря анализу самого этого явления И.М.Сеченов сделал целый ряд открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, в том числе биоритмов мозга. Ему принадлежат очень тонкие наблюдения над переходом от мышления вслух в детском возрасте к мышлению «про себя» у взрослого человека. Было замечено, что мышление «про себя» осуществляется при непременном участии скрытых движений мускулатуры речевого аппарата. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» (1847) Сеченов писал: «Когда ребёнок думает, он непременно в то же время говорит…То же встречается и у взрослых. Мысль при неподвижном и закрытом рте сопровождается немым разговором». Ссылаясь на данное высказывание и рассуждая по аналогии, многие учёные пришли к выводу, что внутреннее пение должно сопровождаться микроколебаниями голосовых складок подобно тому, как внутренняя речь отражается в микродвижениях артикуляционного аппарата. Этот вывод следует считать необоснованным, так как в данном случае нет идентичности между механизмами речи и мышлением, с одной стороны, и певческим процессом и мысленным пением – с другой.

Ребёнок проговаривает мысленно слова, которые он не раз произносил вслух. Микродвижения голосового аппарата при этом представляют собой слепок с истинных его движений в процессе реального проговаривания.

Использование мысленного пения имеет смысл в работе с «гудошниками», так как оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Интонация может улучшиться только при условии систематических попыток реально воспроизвести звук определённой высоты, когда путём проб и ошибок ребёнок будет стараться подстроиться своим голосом к тому звуку, который он слышит извне.

Использование метода внутреннего пения связанно с такими видами психической деятельности, как музыкально-слуховые представления, которые касаются не только высоты тона, но и охватывают все вокально-исполнительские компоненты.

Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения. Таким образом слуховое внимание делается направленным.

Метод сравнительного анализа.

Этот метод следует вводить с первых же уроков: учитель демонстрирует два образца одного и того же звука или фрагмент мелодии, просит детей сравнить их и сказать, какой им больше понравился. Постепенно, сравнивая различные образцы звучания голоса, дети учатся дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокальной техники, отличать правильное звукообразование от неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.

Приёмы развития слуха и голоса детей-«гудошников».

При отборе наиболее эффективных приёмов следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Приёмы развития слуха:

  1. Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного
  2. Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего
  3. Повторение отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента
  4. Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом
  5. Пение «по цепочке»
  6. Моделирование высоты звука движениями руки
  7. Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредотачивать слуховое внимание.

Приёмы развития голоса:

  • Представление «в уме» первого звука до того, как он бдет воспроизведён вслух
  • При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении низходящих – напротив:нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...

Методическая разработка. "Приемы вокально-хоровой работы на занятиях хора 1 год обучения".

Для начинающих педагогов хора и вокала. Распевки,работа с муз. материалом....

Приемы и методы развития эмоциональности младших школьников на уроках музыки и занятиях хора

Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена и современными требованиями образова...

Использование современных информационных компьютерных технологий на занятиях хора и вокала в ДМШ и ДШИ

В данной работе говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности на примере занятия хора 2-5 клас...

Работа над дыханием на занятиях хора и вокала.

Статья для работы на занятиях хора и вокала.....