Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов, применяемых музыкальным руководителем
статья по музыке на тему

Новгородова Тамара Петровна

В данной статье расписаны виды и типы здоровьесберегающих технологий, применяемых в моей работе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование в образовательном процессе  здоровьесберегающих  технологий, методик и приемов, применяемых музыкальным руководителем

В своей работе музыкальный руководитель Новгородова Тамара Петровна    использует здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном и региональном уровне.  Процент охвата воспитанников равен 100%.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика проводится, начиная со средней группы, время проведения зависит от возраста воспитанников.  Имеет художественную ценность. Муз. руководитель ведёт кружковую работу по ритмопластике.

Динамические паузы проводятся во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других, в зависимости от вида занятия.

Подвижные игры проводятся ежедневно как часть НОД, и в свободной деятельности детей, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе музыкальный руководитель использует специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма, под музыку плавного, нежного, ласкового, расслабляющего характера.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка,  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

2.Технологии эстетической направленности

Пальчиковая гимнастика проводится со всей группой, индивидуально, либо с подгруппой детей во время НОД, развлечений и в свободной деятельности. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами

Гимнастика для глаз проводится во время НОД по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах музыкально - оздоровительной работы, а особенно во время занятий пением. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Способствует хорошей дикции во время пения.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в каждой возрастной группе  с музыкальным сопровождением. Время гимнастики от 5-12 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой «Детство» Т.И. Бабаевой (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Коммуникативные игры строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием.

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме под музыку на НОД и развлечениях спортивного жанра. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

4. Коррекционные технологии

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния – от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

Сказкотерапия. Проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.         Эту технологию  используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.     

Здоровьесберегающие образовательные – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Мониторинг, который проводился в подготовительной к школе группе в МДОУ д/с № 19 с. Подлесное показал эффективность применения здоровьесберегающих технологий:

- наблюдается интерес к образовательной и игровой деятельности;

- повысились уровень развития детей и интерес к изучению нового;

- педагогический процесс приобрёл личностно ориентированный характер;

- дети стали уверенны, спокойны, любознательны;

- повысилась деловая активность педагогов;

- среди родителей отмечаются положительные отзывы;

- отклонений, как физических, так и психических, по мнению медицинского работника, не наблюдается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей

Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание потребности в нём – через участие в разнообразных видах деятельности....

Об использовании музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

В статье описано, как и какие современные технологии использует в своей работе Новгородова Т. П.: интегративные технологии, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, социоигровые, з...

Применение музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. технологий и методик личностно ориентированного взаимодействия

Музыкальный руководитель Новгородова Т.П. строит свою педагогическую деятельность  с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Приоритетным направлением её деятельности являются личностно...

Презентация "Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в коммуникативной деятельности через использование музыкальных сказок"(Из опыта работы музыкального руководителя)

Музыкальные сказки позволяют раскрыть творческий потенциал ребёнка(вокальные, хореографические способности), успешно социализировать дошкольника, способствуют развитию речи....

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей

В справке описываются основные принципы здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательном процессе учителем. Кроме этого описывается документация, которую ведет педагог по профилактике...

Методические приемы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни.

Материал предназначен  для музыкальных руководителей ДОУ....

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...