"Проектирование внеурочной деятельности учащихся первого класса в ДШИ, ДМШ "
проект по музыке на тему

Хуснутдинова Эльвира Радиковна

 

Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив преподавателей Детской школы искусств развивает творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная задача состоит в музыкально- педагогическом приобщении каждого из обучающихся к богатым музыкальным традициям и к тем из основных музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Важную роль играют в этом коллективные виды творчества: ансамблевое музицирование, хоровое пение, совместные концерты учащихся и преподавателей.Мы работаем в направлении создания условий для максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде. Главный смысл нашей деятельности состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен и основным механизмом в решении этой задачи становится создание ситуации успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА: "Проектирование внеурочной деятельности учащихся первого класса в ДШИ, ДМШ "

 

Постановка проблемы  

Образование сегодня - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К.Д.Ушинский утверждал, что человек «более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает». Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без которого невозможно полноценное развитие ребенка.

Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив преподавателей Детской школы искусств развивает творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная задача состоит в музыкально- педагогическом приобщении каждого из обучающихся к богатым музыкальным традициям и к тем из основных музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Важную роль играют в этом коллективные виды творчества: ансамблевое музицирование, хоровое пение, совместные концерты учащихся и преподавателей.

Мы работаем в направлении создания условий для максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде. Главный смысл нашей деятельности состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен и основным механизмом в решении этой задачи становится создание ситуации успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической. нравственной стороне успеха (своим  успехом я обязан

окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других и т.д.) Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

        Академик Р.Х.Шакуров отмечал, что развитие мотивации учащегося больше всего зависит от его успешности. На вероятность успеха, как показывают наука и практика, оказывают влияние восемь факторов:

1.Трудность выполняемых задач;

2.Способности самого учащегося;

3.Особенности внешней оценки;

4.Характер атрибуции успехов и неудач;

5.Индивидуальный стандарт достижения;

6.Глубинные свойства личности;

7.Индивидуальная шкала оценивания;

8.Групповой фон.

         

Известно, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от времени «обеспечить успех», который будет в дальнейшем стимулировать его к активной деятельности. Основные первоначальные усилия преподавателей направлены на создание доброжелательной окружающей среды, в которой ребенок освобождается от соревновательного стресса с другими учениками. Через игровую форму дети приучаются получать удовольствие, работая старательно и с большим удовольствием. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в  игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и

партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.

Можно отметить следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в развитии человека:

  1. развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  2. коммуникативная, освоение диалектики общения;
  3. функция самореализации;
  4. терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. коррекционная: внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей;
  7. функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  8. функция социализации: включение в систему общественных отношений.                    

 Наиболее благоприятной формой для реализации «успешности» обучающихся становятся коллективные выступления на концертах, участие детей в музыкальных постановках, совместные посещения различных мероприятий. Возрастные особенности детей первого года обучения, заинтересованность и активная помощь родителей позволяет с наибольшей эффективностью решать поставленные перед педагогами задачи.

Автор  проекта ставят перед собой следующие цели и задачи:

Цель проекта

  1. Определение комплекса педагогических условий развития творческих способностей и творческой активности учащихся.

Задачи проекта

        1.Изучить и проанализировать литературу по теме развития творческих способностей и творческой активности обучающихся в ДШИ,ДМШ.

 2.Выявить необходимый потенциал педагогических условий как фактора развития творческих способностей и творческой активности обучающихся во внеурочное время в ДШИ, ДМШ.

  3.Апробировать проект в масштабе отдельной школы.

  4.Сделать анализ результатов проделанной работы и выводы о степени её эффективности.

Целевая группа проекта 

учащиеся 1 класса ДМШ, ДШИ

Срок реализации проекта 

1 год

Место реализации проекта

 МБОУДОД «Детская школа искусств №6» Советского  района

города Казани

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный:  сентябрь - октябрь 2013 года.
  2. Основной: ноябрь 2013 года – апрель 2014 года.
  3. Заключительный: май 2014 года.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Срок проведения

1

Сказка «Теремок»

 сентябрь, 2013

2.

«День музыки» концерт преподавателей ДШИ №6

октябрь, 2013

3.

«Праздник первоклассников»

                     октябрь, 2013

4.

«День матери»

                     ноябрь, 2013

5.

«Волк и семеро козлят» музыкальная сказка

                     ноябрь, 2013

6.

Рождественские концерты

                      декабрь, 2013

7.

Музыкальная викторина «В мире музыкальных инструментов»

                     февраль, 2014

8.

Праздник «Прощай, масленица»

 февраль, 2014

9.

«Весеннее настроение»

                      март,2014

10.

Концерт-лекторий «История танца: от классики до современности»

апрель, 2014

11.

Музыкальная эстафета «Я играю…»

апрель,2014

12.

Отчетные концерты отделов, классные концерты.

                       май, 2014

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

1

2

3

4

5

Нормативно-правовые 

  1. Приказ о зачислении учащихся в 1 класс

Инструкции по ТБ для руководителя и учащихся

Администрация школы

Сентябрь, 2013

Материально-технические

1. аудио записи формата плюс и минус

2.звуковые усилители

3.ноутбук

4.синтезатор

5.шумовые инструменты

1. аудио записи формата плюс и минус

2.звуковые усилители

3.ноутбук

4.синтезатор

5.шумовые инструменты

Школа

Бюджет

Спонсорская помощь

На протяжении сроков реализации проекта

Кадровые:

1.преподаватели ДШИ №6

Педагогические кадры школы

Педагогические кадры школы

На протяжении сроков реализации проекта

Научно-методические

  1. методическая литература по внеурочной деятельности
  2. цифровые образовательные ресурсы.

  1. методическая литература по внеурочной деятельности

Школьная библиотека

Интернет-ресурсы

Цифровая библиотека

На протяжении сроков реализации проекта

Информационные

1.СМИ муниципального и республиканского уровня

  1. школьный сайт

На протяжении сроков реализации проекта

Мотивационные

  1. оплата работы  группы проекта
  2. обеспечение республиканского уровня реализации проекта
  3. публикации работы
  4. межличностное общение коллективов

1.общение в коллективе сверстников

2.поощрение лучших учащихся

Спонсорская поддержка

Бюджет

Волонтёрская деятельность

На протяжении сроков реализации проекта

1

2

3

4

5

Организационные

  1. расписание занятий
  2. создание условий для работы и проведения занятий

Администрация школы

На протяжении сроков реализации проекта

Финансовые

  1. оплата работы группы проекта  и преподавателей согласно тарификации

На протяжении сроков реализации проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1.  Сформировать базовый комплекс знаний, умений и исполнительских навыков у учащихся 1 класса, необходимых для самостоятельной  внеаудиторной деятельности.
  2. Определить структуру и содержание рабочей программы для учащихся первого класса.

  1.  Определить основные этапы развития учащегося в течение первого года обучения.
  2. Реализовать программу по сохранению здоровья первоклассников путем включения в учебную деятельность системы игровых форм и методов обучения.
  3. Сформировать интерес к самостоятельной работе по оздоровлению.

Методы диагностики

1.Скрининг- опрос учащихся и работников школы по итогам работы.

2.Диагностика исполнительских, слуховых музыкальных способностей учащихся.

3.Анкетирование участников с целью определения уровня воспитания  интереса к здоровому образу жизни.

4.Беседа с участниками проекта – родители, учащиеся, руководители.

Литература

1. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. - М.: ИВА, 1996,- 480с .

2.Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. - В кн.: Основы дошкольной педагогики. - М.: Педагогика, 1980. 200-208с.

3.Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987 - 344 с.

4.Гебель В. Глеклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. / перевод с нем. под ред. Н.Федоровой/- М.: Энигма, 1996, - 592 с.

5.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.

6.Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996. - 160с.

7.Незайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383с.

8.Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. - М.: 1993.

9.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев,1988. - 272с.

10.Флейк-Хоббсон К., Робинсон Б.Е. Развитие ребенка и отношение с окружающими. - АМ.: Наука, 1993. - 510 с.

11.Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. - М.: Знание, 1978. - 34 с.

12.Юнг К. О конфликтах детской души. - М.: Канон, 1996. - 336 с.

13..Якобсон С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в первом классе «Занимательная информатика. Юный дизайнер» Тема занятия: «свободное рисование» 2012 г

Научить создавать отдельных героев, большие сюжетные картинки с помощью инструментов свободного рисования, а также рисовать картинки и использовать их как модели для раскрашивания;  Закрепи...

Урок внеурочной деятельности в первом классе по информатике «Множества»

Урок внеурочной деятельности в первом классе по информатике «Множества»Цели урока : Ввести понятие классификация множествНаучить учащихся определять общие признаки или свойства элементовВоспитание сам...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуще...

Внеурочная деятельность учащихся 5 класса "Задачи на логику"

Обучающиеся учатся рассуждать, мыслить, составлять таблицы, делать выводы в несложных задачах на логику. Затем составляют свои задачи. В ходе обсуждения выбирают лучшую....

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для первых классов "Познай себя"

Программа курса охватывает основные разделы общей психологии. В нее также включены такие важные темы как «Самосознание» и «Я-концепция», которые имеют прямое отношение к формир...