"Красочность музыкальной гармонии"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Дальчанина Татьяна Мейнгардовна

Разработка урока музыки в 6 классе "Красочность музыкальной гармонии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasochnost_muzykalnoy_gprmonii.rar950.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гармония.

Красочность музыкальной гармонии.

                                                                                         Послушай: музыка вокруг;

Она  во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук…

… Вот почему – то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, что плещется вода,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль и скрипка, и гобой.

М Ивенсен

Цель урока (для учителя):

  • расширить представления обучающихся о значении гармонии в искусстве;
  • показать многогранное значение гармонии в искусстве и окружающем мире, значение гармонии в жизни человека;
  • развивать эстетическое восприятие мира;
  • пополнить знания о классической музыке.

Задачи:

  1. Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «гармония»;
  2. Уметь находить гармонию в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;
  3. Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.

Тип урока: обобщающий.

Методы:

по назначению – применения знаний, творческой деятельности;

по типу познавательной деятельности – частично-поисковый,  ИКТ.

Оборудование: 

  • фортепиано,
  • ПК, мультимедиа,

Музыкальный материал:

  • И.С. Бах Прелюдия до мажор;
  • Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»;
  • К. Сен-Санс « Лебедь»;

Художественный материал:

  • М.А. Врубель «Царевна – лебедь»;
  • И. Айвазовский «Шторм»;
  •  Литература:
  1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений. – М,: Дрофа, 2007.
  2. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений.  1-4, 5-8 классы. – М,: Дрофа. 2008.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

 Приветствие класса. Организация класса на работу. Эпиграф урока. Сл.1

Домашнее задание сл.2

  1. Актуализация знаний учащихся.

Активизация познавательной деятельности.

Учитель. Это слово в переводе с греческого языка означает созвучие, стройность, соразмерность. О чем же идет речь?  (Предполагаемый вариант ответа:  « Это слово означает - «гармония»).сл.3

Музыка  имеет свои музыкальные краски – это музыкальные тембры инструментов, музыкальные звуки.

Сейчас вы услышите музыку и вашей задачей будет: в тетрадях записывать названия музыкальных инструментов, которые вы услышите. Готовы? СЛУШАНИЕ (шествие чуд морских)Сл.4

  • Какие инструменты использовал композитор для создания этой музыкальной картины?
  • Какую картину нарисовала вам музыка? В какой мир она нас окунула?

 ( В сказочный, волшебный, невидимый  для людей, в мир подводного царства.)

  • А как вы об этом догадались? Как музыка нарисовала этот сказочный мир? (Красочными тембрами инструментов, красочностью гармонии.  Композитор выбирает такие аккорды, которые подчеркивают именно атмосферу  загадочности, сказочной красоты.) И называется эта музыкальная картинка «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».Сл.5 

Как мы назовем тему нашего урока?

 Сообщение темы и цели занятия; (КРАСОЧНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ) Сл.6

Гармония прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Ей стали доступны самые различные выражения-портреты и пейзажи, цвета и цветовые содержания. Гармония проникла в душу даже неодушевленных предметов- деревьев и облаков, морей и озер, живых цветов и опавших листьев; она стала выразителем этих до сих пор молчавших «обитателей» мира. Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно фантастические сюжеты. В учебнике 5 класса мы обращались к сказочным музыкальным образам, составляющим одну из сторон музыкального искусства.

  • Какие краски можно использовать, чтобы нарисовать эту музыку?
  • Сейчас слушая снова эту музыку, попробуйте отразить ее в красках.

Повторное слушание. Шествие чуд морских.  Показ лучших работ. (творческая работа детей.Сл.7

Работа с учебником Стр. 88 Как в учебнике описывается произведение.

   Звучит произведение И.С.Баха Прелюдия до мажор Сл.8

Внимательно прослушайте произведение.

  1. Назовите автора прослушанного произведения.
  2.  Можно ли назвать Прелюдию гармоничным произведением?
  3. Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?
  4. Гармонирует ли с данной музыкой заставка слайда. Если да, то  в чем выражается гармония? (Рассуждения обучающихся о гармонии. Ребята характеризуют музыкальное произведение: мелодичное, светлое, жизнерадостное. Мелодия напоминает переливы, движение. Описывают графику слайда: красочная, яркая, светлая, спокойная и т.д.)

Учитель. Древние греки «гармонией» называли периоды мирной жизни, периоды без потрясений и войн.

 Задание 1. Сл.9  Подберите  все возможные слова, которые раскрывают смысл слова «гармония» - (красота, мелодичность, рифма, соразмерность, благополучие, красочность).

Учитель. А в чем выражается гармония в живописи, литературе? (Красочность и сочетание красок, яркость картины, рифма в стихах).

Вспомним еще раз  какое значение имеет «гармония» в музыке?  (Термин «гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков;  объединение звуков в созвучия и их закономерное последование).

Гармония -  благозвучие, слаженность звуков, аккордов, ладов, то есть выразительных музыкальных средств.

Следующее задание……Сл.10-11

Физкультминутка.   

Упражнение на дыхание «Игра на свирели». Глубокий вдох через нос и медленный выдох, имитирующий игру на свирели. (2-3 раза, стоя)

Распевка (можно  сидя за партами)

Плыл кораблик по волнам  - изображение руками поочередно  волну:

Нынче -  здесь, а завтра – там – поворот головой вместе с рукой влево и вправо;

Бегал, бегал и устал – притопывание ногами;

Видит маленький причал,

Вот тебе ладошка – отдохни немножко

Вот тебе другая  - поочередно выставляют ладошки

Хочешь -  поиграем  - хлопки в ладоши.

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами

( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь. Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Нет, они не красные и синие, желтые и зеленые. Но слушая их, Мы не только слышим, но и видим дремучий лес, яркое солнышко, бегущий ручей, рисует свои картины композитор, используя  удивительные музыкальные инструменты.

 Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.   Ей стали доступны самые различные выражения: портреты, пейзажи, натюрморты, стихи и др. области искусства. Она проникла  в «душу» природы и, даже,  неодушевленных предметов: облаков, морей, озер, гор.

Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочные темы. В пятом классе мы слушали  музыкальные сказки – оперы  Н.Римского – Корсакова ( Показ портрета)«Садко», «Сказка о царе Салтане». Как ярко и красочно  «раскрывает» музыка характеры героев, хотя  музыка  и не умеет разговаривать. Но разве одни слова могут выразить те чувства, которые возникают, когда слушаешь музыкальное произведение.        Вспомните князя Гвидона, который превращался то в комара, то в шмеля для того, чтобы совершить свой знаменитый полет. Вот  рассерженный Шмель, готовиться  ужалить  свою бабушку Бабариху: Сл.12   (чтение отрывка на фоне слайда и звучания музыки Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля»)

«Чуду царь Салтан дивится –

                                                       А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей;

Он над ней жужжит, кружится –

Прямо на нос ей садится,

Нос ужалил богатырь;

На носу вскочил волдырь.

И опять пошла тревога:

«Помогите, ради бога!

Караул! лови, лови,

Да дави его, дави…

Вот ужо! пожди немножко,

Погоди! А шмель в окошко,

Да спокойно в свой удел
Через море улетел.»

Но лишь яркая, стремительная, виртуозная, легкая, порхающая и угрожающая мелодия дает возможность почувствовать и понять, что происходит на душе  у князя.

 Великое произведение А.С. Пушкина превратилось в величайшее музыкальное творение Н.Римского – Корсакова.

 Сл.13 Учитель. Одним из чудес сказки является  Царевна – Лебедь.  Какой Вы, ребята, представляете музыку,  соответствующую образу Царевны? ( Плавная, нежная, спокойная,  чистая, минорная.).

 Мы с Вами прослушали знаменитое произведение  К. Сен – Санса «Лебедь». Расскажите, какие образы вызвало у Вас прослушанное произведение.

Подходит ли данное произведение к образу Царевны – Лебедя?

Музыка спокойная, плавная,  красивая, нежная, минорная.

 Точно выражает  красоту и  грациозность этой красивейшей птицы и образа краса-девицы.

Учитель. Сл.14 Подходит ли эта мелодия к другим  рисункам слайда?

Композитор очень точно выразил музыкой характер птицы лебедя: величественный, благородный. Музыка гармонирует с образом  Царевны – Лебедя и красивой, гордой птицы – лебедя.

Гармония музыки сливается с гармонией поэзии и изобразительного искусства и тогда рождается настоящее чудо.

Сл. 15-22«Садко́» состоит из семи картин. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко

Время действия, обычно относимое в былине к XI—XII векам, перенесено в опере в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.

  1. Как фамилия композитора, написавшего оперу «Садко»?
  2. Как называли этого композитора?
  3. Какая первая профессия композитора?
  • 4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?
  • 10, 12, 15
  • 5. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?
  • 7, 8, 9
  • 6. Что такое либретто?
  • Картины оперы
  • Словесный текст большого музыкально-вокального произведения.
  • Вступление к опере.
  • 7. Увертюра – это…
  • Инструментальное вступление к опере или балету
  • Музыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментах
  • Музыкальный спектакль, в котором все танцуют
  • 8. Что лишнее?
  • Контрабас
  • Скрипка
  • Флейта
  • 9. Опера «Садко» - это…
  • Опера – сказка
  • Опера – драма
  • Опера - былина

Сл.23 Проблема

Сл. 24 Завершая разговор о гармонии, попробуем ответить на один вопрос: всегда ли гармонична музыкальная гармония? (слушание музыки) Ведь музыка, уходящая от стройного звучания, отказывающаяся от света и покоя, сама становится другой. При передаче человеческих горестей и страданий в ней появляются напряженные мелодии, отрывистые ритмы. Сл.25. (Задание)

Должна ли быть музыка такой? Разве не радость и успокоение цель этого искусства?

Музыка становится дисгармоничной лишь потому, что бывает дисгармоничной наша реальная жизнь, в которой не все только свет и покой, в которой всегда остаются и тревога, и боль, и утраты.

Но эта дисгармония не равнозначна хаосу, поскольку в музыке сохраняется все высшее, что несет в себе искусство,- стремление к свету,, благородство замысла, выразительность музыкальных средств. Наконец в ней сохраняется главное, что присуще подлинному искусству,- его милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается. А там, где есть эта любовь, там из противоположностей, из сомнений и вопросов всегда возникает высшая гармония.

Эта гармония- подлинная душа искусства, его красота и правда.

Есть великое множество музыкальных произведений, которые были сочинены  именно для того, чтобы их не только слушали, но и смотрели, исполняли (пели.)

Былины и сказки становились сюжетами не только опер и балетов, но и многих песен. Сегодня мы повторим песню «Сказки гуляют по свету» Сл. 26

 

IV. Итог урока.

Сегодня на уроке мы  с Вами, ребята, увидели еще одну сторону гармонии: ее многогранность и красочность.

Произведения каких композиторов прозвучали на уроке?

Римский-Корсаков- Шествие чуд морских, Полет шмеля

И.С. Бах- Прелюдия до мажор

Сен Санс Лебедь

Сост предложение отражающее тему урока Сл. 27

V. Домашнее задание.  Предлагаю дома перенести содержание песни « Сказки гуляют по свету» на альбомный лист.  

Рефлексия.