НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
методическая разработка по музыке на тему

Коршакова Оксана Вячеславовна

Могут ли уроки музыки на самом деле способствовать развитию культуры общения и плюрализма, самостоятельности и индивидуальности, так необходимых для нашего общества на современном этапе?

Для развития духовности, нравственности школьников необходимы конфликтные ситуации соответствующего содержания. Однако они, как следует из анализа данных моделей слушания музыки, на практике не возникают. Познание музыки, таким образом, к музыкознанию, к разговорам о музыке. Так можно ли придать «нравственную установку» процессу слушания музыки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

 СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ


Радостно встретить человека, способного искренне выражать свои чувства, мысли и убеждения. Приятно, если высказывания собеседника отличаются оригинальностью, творческой неожиданностью. Пусть даже с ним нельзя полностью согласиться, ибо его мысли в чем-то неприемлемы, недостаточно убедительны. Тем более, ведь они заставляют нас задуматься, заставляют искать контраргументы, провоцируют на альтернативные мысли.

Могут ли уроки музыки на самом деле способствовать развитию культуры общения и плюрализма, самостоятельности и индивидуальности, так необходимых для нашего общества на современном этапе?

Для развития духовности, нравственности школьников необходимы конфликтные ситуации соответствующего содержания. Однако они, как следует из анализа данных моделей слушания музыки, на практике не возникают. Познание музыки, таким образом, к музыкознанию, к разговорам о музыке. Так можно ли придать «нравственную установку» процессу слушания музыки?

Послушаем «Прелюдию» №2 М. Чюрлёниса, написанную им 16 мая 1909 года. Под воздействием ее звучания представляется человек, решительно стремящийся к избранной цели. Бурное горение чувств. Только в самом конце Прелюдии выражение сильной взволнованности как бы сменяется ритмичным биением сердца.

Звучит музыка, следуют высказывания школьников о своих впечатлениях. И в зависимости от возраста учеников, учитель читает стихи о Родине, матери, друге, бабушке, показывая соответствующую картину того же Чюрлёниса, обращает внимание на содержание художественного снимка. В результате этого учителю удается показать красоту родного края или матери. Однако самое важное, что выявилась красота самого человека, нежно любящего Отчизну (мать, друга). Известно, что композитор  в 1908-1909 гг жил в Петербурге, поэтому весьма вероятно, что он мог страдать тоской по Отчизне, по своим родным и близким (те более, что в 1909г. Состоялась его свадьба).

Интересно, что на следующий день он написал Прелюдию № 3, в которой бушует радость, восторг. Наш герой, как бы придя в себя, любуется реальностью, достигнутой целью. Снова звучит музыка с последующими высказываниями. И мы стремимся показать красоту человека, способного искренне радоваться достигнутой цели. Ведь такое возможно только тогда, когда мы располагаем конкретными желаниями, имеем сформулированную цель, осознаем идеал будущего. Однако, здесь можно говорить о навязывании своего мнения ученикам. Да, такая опасность существует. Но такой подсказ необходим по двум причинам. Ведь учащиеся получают некий образец высказывания, к которому в будущем можно стремиться. Поэтому высказывание не может быть сложным, недоступным подражанию. Это повысит их уверенность в собственных силах. Во-вторых, искренне высказано собственное чувство является заразительным примером, требующего откровенного публичного выступления самих школьников. Искренность – основа, результат и характерная черта такого слушания.

Такой подход к слушанию музыки создает ситуацию или проблему, успешное решение которой не мыслимо без внимательного вчувствования в звучащие интонации. Следовательно, развивается интонационный словарь и эмоциональность слушателя; пассивность уступает место активному интеллектуальному труду, включается процесс мышления, воображения и памяти.

Но здесь важен еще один принцип, соблюдение которого необходимо в предлагаемом подходе к слушанию музыки: чем крупнее форма сочинения, тем более общими штрихами фиксируется портрет лирического героя. И наоборот: музыкальная миниатюра воспринимается как бы через увеличительное стекло, при этом внимание обращается на мельчайшие изменения в интонировании. Наверное, при таком подходе к произведению крупной формы неизбежна утрата в художественном отношении. Но такой ущерб умаляется тем, что учитель получает возможность эффективно воздействовать на духовность и нравственность своих учеников. Ведь сколько проблемных ситуаций возникает при высказывании школьниками собственных впечатлений. И все это происходит спонтанно, естественно, непринужденно.

Во многом успех зависит от того, как, в какой форме музыкальное произведение преподносится вниманию учащихся. Нетрудно представить, как пагубно действует на процесс и результаты слушательского общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов: каково настроение музыки? Какие инструменты здесь играют? Поэтому целесообразны и другие вопросы и задания – более обобщенные. Например: что вы запишите в свой личный дневник, прослушав это сочинение? Каким образом вы будете доказывать своему знакомому, что данное произведение – художественная ценность? Какие ваши убеждения стали сильнее под влиянием этой музыки? На каждом уроке нужны новизна, неожиданность, интригующие ситуации, духовно-нравственная проблема, актуальная и доступная конкретному классу.

Предлагаемый подход к слушанию музыки создает разнообразные коммуникативные возможности. Например,  в зависимости от возрастных особенностей школьников произведение может быть представлено с различными действующими лицами: струнные – внук, дочь, коллектив класса, мой недостаток, а духовые – дедушка, мать, классный руководитель, желание или попытка избавиться от недостатка. При этом каждый из героев преднамеренно может определяться как положительное или отрицательное лицо.

Также опыт показывает, что плодотворным является моделирование общения учащихся с музыкой на основе коммуникации действующих лиц, выраженных местоимениями: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Каждое из этих местоимений может быть реальным и идеальным.

Первое лицо – я – включает в себя все ныне ему присущие духовно-нравственные отношения (переживания и мысли). Задача сложная: имеет ли воспитанник идеальное Я, к которому он стремился бы, совершенствуя свои убеждения, интересы, поведение? Ведь без такого подхода самовоспитание личности немыслимо. Следовательно, особенно актуальной является гармонизация отношений общения по схеме я – Я.

Второе лицо – ты – является самим близким, дорогим, единственным: мать, Родина, друг, человеческая любовь… Хотелось бы, чтобы оно всегда было идеальным или во всяко случае к нему приближающимся. Таким образом, повседневная схема отношений Я – Ты способна содействовать появлению желательной  я – Я – Ты.

Он (она, оно) – любой другой и, естественно, менее другой нам человек, вещь, предмет, трудовая деятельность, природа. Глядя с позиции духовности, следует с горечью констатировать: слишком большое количество действующих лиц являются отнесенными в систему Я-Он (она, оно). Многие из них обоснованно должны занять более высокое место на лестнице иерархии ценностей (природа, труд, любой человек…), уступая свое место незаслуженно возвышенной повседневной вещи, предмету домашнего обихода.

Мы – группа самых близких людей, в повседневном окружении которых протекает наша жизнь: семья, класс, друзья… Проблемные отношения часто возникают по схеме я – мы, мы – ты, мы – он (она, оно).

Вы и Они – действующие лица, аналогичные соответствующим местоимениям единственного числа. Так, например, Вы – родственники (а желательно, и люди всей планеты), а Они – враги, неприятели. Отношения, заслуживающие внимания педагога, можно выразить в таких схемах: я – Вы, Я – Они, Мы – Вы.

По наблюдениям, нецелесообразно начинать моделирование процессов общения от первого лица. Дело в том, что желание совершить духовную исповедь (чем приблизительно и являются высказывания о вчувствованных переживаниях и мыслях) будет незначительным, если в классном коллективе существуют сложные межличностные отношения, недоверие друг другу (в том числе и к учителю музыки). Другое дело – пересказ переживаний, намерений, влечений кого-то другого.

Отмеченный список «действующих лиц» дает возможность коснуться самых разнообразных тем, относящихся к человеческому бытию: любовь и ненависть, самопожертвование и эгоизм, преданность и предательство, скромность и высокомерие, жестокость и жалость и тд. Проведем лишь одну тему (любовь) через лабиринт отмеченных выше схем отношений. Сколько здесь возникает различных аспектов человеческой любви! Ведь в зависимости от возрастной группы слушателей может коснуться моей (твоей, вашей, нашей…) любви к родителям, к тебе, к Родине, людям, труду, вещам, природе… А еще любовь среди членов нашей семьи, между ними и родственниками, близкими. А моя любовь к самому себе?.. Ведь в зависимости от «качества» любви берет начало в наших отношениях и эгоизм, и сделки с совестью, и предательства. Аналогичное множество качественно разных отношений получим при выборе темы, например, человеческая дружба, счастье, истина, обязанность, долг…

Разве может быть кто-либо равнодушным к подобным темам, сопровождающим повседневные отношения? Ведь они – общечеловеческие, актуальные, интригующие. Разве могут соперничать с ними такие темы, как симфонический оркестр, музыкальная речь, консонанс и диссонанс, рондо, синкопа? Ведь записав в журнале название подобной темы, учитель в лучшем случае будет искать соответствующую музыкальную иллюстрацию, как бы подтверждающую теоретическое музыкальное суждение, музыковедческое понятие или термин. Художественное (духовное, эстетическое) содержание такого музыкального примера чаще всего останется нераскрытым.

Таким образом, высказывания школьников – это импровизированные впечатления нравственного содержания, возникшие под воздействием интонирования, но сформировавшиеся на духовной базе конкретного слушателя. Следовательно, эти высказывания весьма субъективны, ибо обусловлены многими индивидуальными факторами – эмоциональностью, мышление, слухом, воображением, возрастом, памятью, вниманием, полом… Подобная субъективность является обоснованной, т.е. имеет объективную базу.

Поэтому учитель совершит ошибку, если высказывания школьников будет подводить под общий знаменатель. «Единственно верный ответ», как уже говорилось, является весьма распространенной причиной, заставляющей учащихся молчать, ибо истина известна лишь учителю.

Словесные высказывания учащихся являются душевной исповедью, а не альтернативным художественным произведением. Это лишь впечатление и, кроме того, далеко не полное. Можно сравнить их с видимой частью айсберга, большая часть которого осталась в подсознании незримой, неслышимой и неосознанной. Следовательно, нельзя перед школьниками выдвигать слишком высокие требования «художественности», кроме тех, о которых уже говорилось: высказывания состоят из эмоциональных мыслей и интеллектуальных эмоций, относящихся к духовно-нравственному содержанию нашего бытия.

Подчеркнем еще раз, вербализованные впечатления отражают не столько прослушанное произведение, сколько его воздействие на слушателя, представляют (отражают) самого школьника: его интересы, стремления, духовный мир, нравственность. Таким образом, воспринимая музыку, мы лучше познаем самого себя, а учитель – своих воспитанников.

Нравственное общение на уроках целесообразно также для того, чтобы весь процесс слушания музыки превратился в интенсивный эмоционально-интеллектуальный труд, в результате которого создавались бы духовно-нравственные ситуации. Их создание требует, как правило, повторного прослушивания произведения. А это, в свою очередь, способствует более интенсивному развитию интонационного словаря слушателя, что является основным залогом формирования потребности в серьезной музыке.

Итак, говоря о сущности модели нравственного общения с музыкой мы видим, что объектом ее является эмоциональное интонирование, результатом – личностный смысл произведения, а целью – музыкального познания бытия, понимаемое как весь объективный мир, и в том числе – человеческие отношения не только с природой, но и между самими людьми. «Музыкальное познание» предполагает не только приближение к тайнам бытия посредство музыки. Оно означает, что характерной чертой восприятия будет не столько научная точность (свойственная, например, естествознанию, математике и др. наукам), сколько глубина личностного отношения, воспринимающего к бытию, выявленного и раскрытого в процессе общения с произведением академического жанра. Следовательно, главной целью познания становится сам Человек, а музыкальное познание бытия – человековедением, значимость которого для становления личности школьника трудно переоценивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно - нравственное воспитание школьников средствами музыки

Духовно - нравственное воспитание школьников средствами музыки...

Нравственное и патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотизм – одно из важнейших нравственных качеств взрослого человека, которое выражается  в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем детстве, патриотические чувства важны ...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Духовно-нравственное воспитание школьников посредством хорового пения на уроках музыки

Ведущая идея опыта: дать ученикам ориентир в музыке, привить эстетический вкус, приобщить к высшим духовным ценностям, научить познавать и формировать образ мира, понять себя и свое место в нём....

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников

Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценно...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...