Духовно - нравственное воспитание школьников средствами музыки
методическая разработка по теме
Духовно - нравственное воспитание школьников средствами музыки
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций народной культуры
Становление демократического общества в России и поворот к новой парадигме воспитания - гуманистической педагогике, наметили смены идеологических ориентиров, переоценки ценностей. Проблема важности поиска ценностей обусловлена, с одной стороны, повышением уровня развития науки, экономики, хозяйственной деятельности на фоне безответственной эксплуатации природных ресурсов, что вплотную подводит человечество к экологической катастрофе. Глубокое понимание целостности мира, места человека в его многообразных связях с природой возможный выход из сложившейся ситуации. С другой стороны, процесс этнического возрождения, характерный не только для России, но и для всего мира, сопровождается обострением различных межличностных отношений. Осмысление равновеликости всех народов и национальных культур, каждая из которых является органической частью мировой культуры и вносит свой вклад в общую историческую память, поможет преодолеть конфликтные ситуации.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года говорится «…Отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведут к потере нацией своего лица... В то же время культурная и духовная самобытность еще никому не мешала строить открытую миру страну... Мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны, и только в этом случае нас ждет успех». Традиции народной культуры являются неоценимым средством, как в познавательной сфере образования, так и в духовно-нравственном воспитании. Поэтому перед обществом стоит задача формирования морально-эстетического облика учащихся на ценностях этнической культуры. Проблема использования народной культуры в духовно-нравственном воспитании - это, прежде всего, вопрос о преемственности поколений, вопрос сохранения национального мировоззрения, мироощущения и народности в целом.
В «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности», ставится задача «осуществления образовательными учреждениями функции воспитания обучающихся на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей с учетом современных условий и потребностей российского общества, обеспечивающее формирование у обучающихся: нравственных ценностей, установок на нравственное поведение и нравственное отношение к другим людям, в том числе воспитание порядочности, чести, совести и человечности; активной гражданской и жизненной позиции, правовой культуры, позитивного правосознания, патриотического сознания на основе исторических ценностей России, любви к России и к малой родине, чувства гордости за свою страну, ее культуру, историю и традиции, а также формирование терпимости и уважительного отношения к представителям других стран, народов и религий».[1]
Приоритетом для школы в сложившихся условиях, является цель – формирование национального самосознания учащихся и развитие у каждого из них системы общечеловеческих ценностей, средствами воспитания чувств национальной гордости, любви к своему народу, к своей Родине, формирования духовно-нравственных ценностей. Построение модели воспитательной системы в школе, выявляет проблему формирования личности ученика на традициях народной культуры и адаптации к современному обществу. В дело построения системы образования на основе ценностей народной культуры весомый вклад внесли С.С.Балашова, Г.Н.Волков, М.Н.Кузьмин, И.А.Липский, М.А.Некрасова, Б.М.Неменский, и др. Процесс приобщения школьников к культурным народным традициям широко представлен в учебных программах и концепциях М.Ю.Новицкой («Введение в народоведение»), Б.М.Неменского («Изобразительное искусство и художественный труд»), Т.Я.Шпикаловой («Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»). Культурным народным традициям, как правило, в общеобразовательных учреждениях отводится образовательная область «Искусство» или факультативы. Сведения о культурных народных традициях, получаемые детьми в ходе изучения иных дисциплин (литературы, истории, географии), как правило, фрагментарны. В этих условиях нельзя говорить о целостности восприятия культурных особенностей, ценностей народа.
Анализируя современное состояние формирования духовно-нравственных качеств подростков на основе приобщения к культурным народным традициям, Емельянова Т.В. выявляет следующее:
- внедрение в образовательный процесс лишь «внешней» этнокультурной составляющей традиционной культуры народа (обычаи, обряды), что ведет к формализации и примитивизации духовно-нравственных ценностей культуры, превращая их в набор прописных истин, лишенных смысловых оснований;
- слабая разработанность педагогических систем духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы посредством приобщения к культурным народным традициям, что приводит к разрыву связи поколений, утрате позитивных идеалов, оскудению духовного мира личности;
- отсутствие интегративного подхода к вопросу духовно-нравственного воспитания, что препятствует формированию целостной, позитивной мировоззренческой базы личности школьника;
- несовершенство программ образовательного процесса, связанных с формированием духовно-нравственных качеств подростков в общеобразовательных школах, результатом чего является падение уровня нравственности подрастающего поколения;
- недостаточное внимание к региональным культурным ценностям делает невозможным глубокое понимание учениками мировой культуры, базирующейся на многих национальных формах культуры и хранящей в себе всечеловеческие духовно-нравственные ценности.[2]
В приобщении школьников к культурным народным традициям в МОУ «Инсарская СОШ №2», важное место отводится предметам музыка, мордовский язык и мировая художественная культура. Потенциал данных предметов в духовно-нравственном воспитании школьников огромен: знакомство с мировой художественной культурой и самобытной культурой народов Поволжья, нашей малой родины. Все это должно помочь растущему человеку в самостоятельном и ответственном выстраивании отношений между собой и природой, семьей, обществом, историей, культурой, настоящим и будущим России и мира. Задачами, стоящими перед предметами музыка, мордовский язык и мировая художественная культура в формировании духовно-нравственных ценностей, являются:
1. знакомство с историко-культурными и музыкально-нравственными традициями мордовского народа;
2. приобретение знаний о традициях, обрядах, истории мордовского народа;
3. освоение основных духовно-нравственных ценностей народов России, эстетических идеалов, а также стереотипа общественного поведения;
4. формирование эмоционально-ценностного отношения и эстетического отношения к миру на основе опыта, заложенного в художественных произведениях.
Анкетирование, проведенное в «МОУ Инсарская СОШ №2»,выявило: в образовательный процесс школы внедрена лишь внешняя сторона традиционной культуры народа (обычаи, обряды), что приводит к формализации и примитивизации духовно-нравственных ценностей народа. Сложившаяся ситуация требует поиска иных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Анализ образовательного процесса, а также возможностей изучаемых в школе предметов и факультативов, позволил определить педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса, в частности, по предметам - музыка, мордовский язык и мировая художественная культура:
1)включение в содержание предметов музыка, мордовский язык и мировая художественная литература знаний о традициях народной культуры страны;
2)организация педагогической деятельности по усвоению школьниками традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания;
3)активизация деятельности школьников по изучению традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания;
4)реализация межпредметных связей при изучении традиций народной культуры в области духовно-нравственного воспитания.
Главной целью в деятельности педагога-искусствоведа является - научить детей слышать и видеть возвышенное, как отражение огромного мира человеческих чувств и переживаний. Одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем – организация восприятия произведений искусства. Процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок художественных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора.
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется, прежде всего, вовлечением в содержание предметов знаний о культурных традициях народов, что является основой для усвоения и формирования:
- на уроках музыки - музыкальных способностей и эмоциональной сферы, эстетического вкуса и любви к музыке, стремления к самообразованию и желания познакомиться с культурами других народов;
- на уроках мордовского языка - нравственных ценностей мордовского народа, воплощенных в мордовском музыкальном искусстве, традициях, обрядах, истории мордвы, жанрах мордовских народных песен, национальных музыкальных инструментов, творчества мордовских композиторов и исполнителей;
- на уроках мировой художественной культуры – ценностных ориентаций школьника об окружающем мире и природе, обществе и себе.
Процессуально-деятельностный компонент духовно-нравственного воспитания учащихся включает методы воспитания в последовательности:
- мотивация познавательной активности;
- становление ценностных ориентаций;
- организация социально значимой деятельности.
Деятельностной основой педагога-искусствоведа являются условия:
Деятельностная основа педагога в учебно-воспитательном процессе | ||||
постановка целей духовно-нравственного воспитания в учебном процессе | подбор средств реализации целей занятия | определение методов с учётом содержания предмета, дидактической цели, познавательных возможностей учащихся, места проведения занятия | выбор методических принципов для формирования духовно-нравственых качеств личности | применение современных педагогических технологий |
Активизация деятельности учащихся в учебном процессе осуществляется при следующих условиях:
Условия активизации деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе | |||
системная целевая установка на духовно-нравственное воспитание учащихся в целостном образовательном процессе | овладение знаниями и умениями в ходе поисковой, экспериментальной и учебно-производственной деятельности | формирование способностей к самостоятельному обретению знаний, мобильной готовности к их активному применению в различных ситуациях | формирование потребности в деятельном сохранении и улучшении культурных ценностей. |
Важную роль в формирования духовно-нравственного воспитания в процессе образования играют также условия усиления гуманистической составляющей содержания предметов эстетического цикла: рассмотрение духовно-нравственных проблем как содержательного стержня интеграции знаний, введение нетрадиционных форм уроков и проектной деятельности, участие в олимпиадах по краеведению, создание системы тематических классных часов, проведение фольклорных народных праздников.
Современный урок требует от преподавателя не только умения выстроить сорок пять минут занятия, подобрать иллюстративный материал, нестандартно сформулировать вопросы темы, но и, если хотите, тщательной режиссуры. Как учитель музыки, мордовского языка, МХК, а также руководитель проекта «У родных истоков», я стремлюсь воспитать духовно-нравственные качества учащихся на основе традиций народной культуры. Главная цель моей работы - формирование национально-духовной культуры, основ национального мышления, сохранение и развитие традиций, как русского, так и мордовского народа. Одна из главных задач на уроках - знакомить учащихся с основными нравственными ценностями мордовского народа, показать преемственность времен и поколений, связь мордовской и русской культуры.
В урочной деятельности применяю как традиционные, так и нетрадиционные формы: интегрированные уроки, уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-презентации, уроки-сказки. Такие нетрадиционные формы уроков помогают развивать кругозор, внимание, культуру речи, выявлять одаренных и талантливых детей.
Знакомство с традициями народной культуры на уроках музыки и мировой художественной литературы происходит с помощью организации диалога мордовской и русской культуры, широко представленной в содержании учебных предметов, воспитательной программы и творческого проекта. Диалог мордовской и русской культуры реализуется на интегрированных уроках, как в младших, так и в старших классах. Например, в 3 классе по теме «Музыка Мордовии» идет знакомство с основными жанрами мордовской музыки, особенностями национального пения. В ходе урока у учащихся формируются навыки восприятия и анализа содержания музыкальных произведений, расширяются знания о жанровом многообразии искусства. Знакомство на уроке с мордовской музыкальной культурой воспитывает в детях собственную национальную принадлежность, уважение к другим народам, взаимопонимание и миролюбие.
При интеграции музыки и литературы, например, «Музыка в баснях и сказках», «Музыка в повестях К. Паустовского», происходит целостное восприятие произведений средствами художественной и музыкальной выразительности. Дети делают вывод, что не только песнями обогащает музыка литературу, но и помогает ей в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
Очень важно на интегрированных уроках, например, в 6 классе - «Музыкальный портрет» или в 7 классе - «Картины природы в музыке», показать взаимосвязь музыки и живописи. Сравнивая «цветовую» и «звуковую» палитру музыкального и живописного произведений, учащиеся должны найти в них радостное и светлое звучание, теплые и холодные тона. Освоение гаммы цветов поможет им глубже воспринять характер и настроение картины, углубить ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки.
Неотъемлемой частью моей деятельности являются уроки-путешествия, которые способствуют расширению нравственно-эстетического кругозора учащихся. Например, изучая тему «Композиторы Мордовии», дети вливаются в мир музыки каждого композитора, изучают и сравнивают их жизненные и творческие пути. Уроки-путешествия реализуются с помощью таких методов, как наблюдение, сопоставление, импровизация, активный диалог и эмоциональная драматургия. Можно выделить несколько таких уроков: «Мир русских народных инструментов», «Песни Н.В.Кошелевой», «Песни Великой Отечественной Войны».
Традиционным явлением в моей работе, стало проведение в конце каждого учебного года уроков-концертов, с целью повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков - «Песни В. В. Шаинского», «Жизненная сила музыки П.И.Чайковского», «Путешествие в царство музыки», «Мы, и музыка 8 класса». Прологом одного из таких уроков явилось высказывание Ж. Мольера «…Если бы все учились музыке, разве это не настроило бы людей на мирный лад и не способствовало бы воцарению на земле всеобщего мира?»
Подобные уроки способствуют превращению продуктивной деятельности учащихся во внутреннюю потребность, обеспечивающую реализацию познавательной и творческой активности. Я очень люблю такие уроки и искренне радуюсь за своих учеников.
Развитие творческих способностей и художественных ценностей детей реализуется и во внеурочное время в рамках проекта «У родных истоков». Проект направлен на подготовку учащихся, хорошо знающих корни своего народа, и в тоже время, обладающих общероссийским и общемировым сознанием. Основная цель проекта - формирование эмоционально-ценностного и эстетического отношения к миру и самому себе на основе опыта, заложенного в мордовском искусстве. Данный проект приобщает детей к национально-культурному наследию нашего региона, района и решает следующие задачи:
- привитие интереса и уважительного отношения к культурным традициям народов, проживающих в Мордовии;
- знакомство учащихся с историко-культурными и музыкально-нравственными традициями родного края.
Проект «У родных истоков» реализуется с 2006 года. Большинство мероприятий данного проекта - научно-практические конференции, лекции, ролевые игры, семинары, музыкальные лектории, отвечают задачам разных режимов: учебного, воспитательного, позиционно-ролевого, культурного и рефлексивного.
Особое место в реализации проекта занимает работа школьного музыкального лектория. Как много открытий делают ребята, когда совместно с учителем готовят встречи («Народа музыкальная душа», «Земля талантами богата»), где поют, рассказывают и делятся сокровенным. Музыкальные лектории - «Встреча с руководителем Кочетовского народного хора А.Т.Асташкиной» и «Встреча с мордовским композитором А.Е.Пивкиным», приобщают учащихся к истории родного края, повышают интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины, воспитывают чувство гордости за свой народ.
Одним из результатов музыкального лектория является успешное участие ребят в исследовательской деятельности: на школьном, районном и республиканском уровнях. Исследовательская работа «Нина Спиркина – «соловей» земли мордовской» получила высокую оценку на школьной научно-практической конференции. Исследование «Будет ли жить народный хор?» достойно представило нашу школу на Межрегиональной научно-практической конференции школьников «Живая культура: традиции и современность» (2 место). Исследовательская работа «Семья - носитель культурных ценностей» была представлена на конкурсе «Интеллектуальное будущее Мордовии», а также на республиканском конкурсе молодежных проектов и творческих работ - «Калейдоскоп профессий».
Проект «У родных истоков» не ограничивается исследовательской деятельностью и музыкальным лекторием, он предусматривает включение учащихся школы в музыкально-творческую деятельность, характеризующуюся эмоциональным и духовно-нравственным потенциалом. Несколько лет являюсь руководителем вокально-музыкального ансамбля «Радуга», который был организован для детей разных возрастов. Цель данного коллектива: затронуть душу каждого слушателя школьных, районных и республиканских выступлений, вокальным исполнением. Ансамбль «Радуга» - дипломант 3 степени республиканского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», участник республиканского форума «Одаренные дети», а также - «украшение» любого районного конкурса и праздника.
Проявившийся у школьников интерес к традициям национального музыкального искусства, привел к созданию еще одного школьного вокального ансамбля - «Родники». Основной целью этого ансамбля является исполнение мордовских и русских песен с ладовыми, тембровыми, ритмическими особенностями, характерными для национальной музыки. В 2008 году ансамбль участвовал на Всероссийском конкурсе эстрадной мордовской песни «Од вий», проходившем в республике Мордовия. Дебют молодого коллектива прошел успешно, ребята получили много отзывов и пожеланий в свой адрес. В нынешнем году участники ансамбля продолжают свою работу в проекте.
Систематическое проведение нетрадиционных форм уроков, предметно- учебная деятельность, участие в олимпиадах по краеведению, система тематических классных часов, проведение фольклорных, традиционных народных праздников: являются необходимыми условиями духовно-нравственного воспитания школьников.
Неотъемлемой частью моей работы является обогащение и пополнение научно-методической знаний и умений: это освоение методики работы с применением ИКТ и современных педагогических технологий, а также – разработка системы тестирования ЗУН по музыке и мордовскому языку. Опыт работы по формированию духовности, нравственности и музыкальной культуры учащихся обобщался дважды в гимназии № 19 города Саранска. Первое выступление - «Этнокультурная школа, как открытая воспитательная система», опубликовано в сборнике «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», в материалах II Межрегиональной научно-практической конференции 2007 года. Второе выступление - «Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры», опубликовано в сборнике «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», в материалах Всероссийской научно-практической конференции 2008 года.
Известно: главным критерием педагогической деятельности является ее эффективность и результативность. Среди учеников трех ступеней обучения (по 25 человек каждой ступени), было проведено анкетирование с целью диагностики уровня сформированности духовно-нравственных качеств по следующим критериям:
- знания о моральных нормах, духовно-нравственных ценностях;
- эмоциональная отзывчивость на явления окружающего мира, культуры;
- интериоризация духовно-нравственных ценностей.
Анализ результатов анкетирования показал динамику формирования духовно-нравственных качеств на основе традиций народной культуры.
Динамика формирования духовно-нравственных качеств учащихся.
Все это свидетельствует об эффективности педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе по музыке, мордовскому языку, а также – внеклассной деятельности по данным предметам. В то же время здесь очевидна необходимость продолжения формирования интериоризации духовно-нравственных ценностей посредством расширения межпредметных связей и придания им ценностных оснований.
В целом - опыт организации деятельности учащихся по изучению традиций народной культуры способствует:
- формированию внутренней потребности в духовно-нравственных нормах поведения;
- повышению мотивации при изучении музыки и мордовского языка;
- реализации познавательной и творческой активности;
- расширению простора для творческой и созидательной деятельности.
Перспективами развития духовно-нравственного воспитания в школе являются:
- вариативное планирование образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное воспитание;
- продолжение проектной работы, направленной на развитие творческой личности;
- обновление программно-методического и технологического обеспечения.
Выводы и рекомендации. Духовные ценности народа, его культура и многовековые традиции всегда играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом. Народная культура, искусство и духовные ценности помогают раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, регионом, краем, Отечеством.
Задача школы и общества в целом воспитывать в детях интерес и уважение к истории и культуре народа своего региона. Игнорирование бесценного национального богатства ведет к утрате общечеловеческих ценностей, тем самым человек обречен на духовное вымирание.
Надеюсь, что ожидаемым результатом своей деятельности станет создание условий для формирования общекультурной компетенции выпускников, выражающейся в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах человеческой жизни, уважении к культурным традициям и толерантности. Только такой подход помогает найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Добра и Любви, Справедливости и Нравственности.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РМ
Управление образования администрации Инсарского муниципального района
Районный конкурс
«Учитель года - 2009»
Методическая идея
«Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций народной культуры»
Автор работы: Акмайкина Л.Н.
учитель музыки
МОУ «Инсарская СОШ №2»
Инсар 2009
[1] Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (проект). Москва июнь 2008 года
[2] Емельянова Т.В. Автореферат Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям. Тольятти – 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»
В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...
Духовно-нравственное воспитание детей средствами духовной музыки в Епархиальном образовательном центре
Данная статья в кратце раскрывает сущность и смысл занятий хоровым пением в системе Неккомерческого фонда "Детский Епархиальный образовательный центр", учебный филиал "Победа"....
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»
С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством хорового пения на уроках музыки
Ведущая идея опыта: дать ученикам ориентир в музыке, привить эстетический вкус, приобщить к высшим духовным ценностям, научить познавать и формировать образ мира, понять себя и свое место в нём....
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников
Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценно...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
Развитие общества всегда связывается с процессом его духовного обновления, воспитанием мыслящих личностей, ориентирующихся на духовно-нравственные ценности....