Доклад "Роль и место тестовых заданий в условиях ведения современного урока"
методическая разработка по музыке на тему

Байдакова Наталья Викторовна

В докладе рассмотрено применение тестовых заданий как взаимообусловленной совокупности содержания, основанной на определённой информации, ее логической структуры и формы представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_testovykh_zadaniy.docx114.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 6

Доклад

«Роль и место тестовых заданий

в условиях ведения современного урока»

Учитель музыки:

Байдакова Наталья Викторовна

2014 год

Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определённой информации, его логическую структуру и форму представления.

 Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его выполнения. Содержание тестовых заданий связано с:

- опознанием автора произведения;

- определением названия произведения;

- соотнесением звучания с предъявленным нотным станом;

- ответом на вопросы;

- поиском ошибки в нотной записи;

- дополнением недостающего ключевого понятия, нот и т.д.

Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В практике преподавания музыкального искусства возможно использовать следующие виды тестовых заданий: звуковые (с использованием аудиосредств), графические (с использованием рисунка, графического изображения), «написательные» (с использованием визуальных знаковых символов).

Логическая структура тестового задания будет определяться выбором формы:

- с выбором ответа;

- на дополнение;

- на соответствие;

- на установление порядка.

Тестовые задания с выбором ответа.

Эти задания состоят из двух частей: первая – содержит постановку проблемы, вторая – варианты готовых ответов. Неправильные ответы называют дистракторами или ошибками.

Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Число ошибок не должно превышать более 5. Все ошибки должны быть правдоподобными. Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению. Если тестирование проводится с помощью бланков, то инструкция может иметь следующее содержание: обведите номер (букву) правильного ответа. Если тестирование осуществляется с помощью компьютера, для знакомства с инструкцией может быть звуковой комментарий. Если в тестировании используются звуковые фрагменты, инструкция будет содержать следующую информацию: послушай музыкальный фрагмент и обведи букву правильного ответа. Тестовые задания с выбором ответа имеют различные варианты.

Задания  с двумя ответами.

Ответы на эти задания основаны на утверждении того, что является верным. Среди двух ответов – ошибка, другой верный. Во входящих тестах, они выполняют роль экспресс диагностики. В текущих и промежуточных тестах, эти задания направлены на выявление степени освоения исходной информации. В итоговых тестах такие формы позволяют охватывать большое количество содержания. Тестовые задания с двумя ответами используются в контрольно-обучающих программах. Они позволяют быстро сделать контрольный срез. Данная форма легко оценивается. Каждый правильный ответ равен определённому количеству баллов.

Например.

Задание 1. Согласны ли вы, что кантата, оратория, хорал являются жанрами вокальной музыки?

а) да;

б) нет.

Задание 2. Имеет ли А. Шнитке отношение к киноискусству?

а) имеет;

б) не имеет.  

Задания с тремя ответами.

Эти задания связаны с выбором правильного ответа из предлагаемых трёх вариантов ответа. Наиболее эффективная роль их при составлении текущих и промежуточных тестов. Число ошибок увеличивается до двух, что повышает вероятность наиболее эффективного измерения.

Например.

Задание 1. Авторами музыки называют:

а) художник;

б) писатель;

в) композитор.

Задание 2. Какой из жанров в музыке означает «качание на волнах»?

а) ноктюрн;

б) баркарола;

в) сюита.

Задание 3. Тоника – это самый устойчивый звук в звукоряде.

а) да;

б) нет;

в) не знаю.  

Задания с выборами нескольких правильных ответов.

Такие задания используются в текущих типах тестов для проверки классификационных и фактурных знаний. При этом количество правильных ответов может не указываться.

Например.

Задание 1. Кто из перечисленных композиторов относится к «венским классикам»?

а) И.Гайдн;

б) В.Моцарт;

в) Л.Бетховен»;
г) Э.Григ.

Задание 2. Какие профессии нужны для постановки музыкальных спектаклей в театре?

а) режиссёр;

б) артист;

в) дирижёр;

г) костюмер;

д) кассир.

Тестовые задания на дополнение.

В заданиях на дополнение готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Задания на дополнение бывают двух видов: 1) с ограниченным ответом, т.е. ответ должен быть конкретным. Они предполагают только один вариант ответа. Ответ однозначный. 2) свободный, т.е. ответ конструируется в свободном высказывании  ученика или свободное высказывание, подтверждённое конкретными фактами.

Например.

Задание 1. Колядки исполняются во время__________________ обрядовых песен.

Задание 2. Духовные песни американских негров называют__________________.

Задание 3. Произведение И.С.Баха «Шутка» звучит затейливо, насмешливо, забавно________________________________________________________________

Тестовые задания на установление соответствия.

Данная форма заданий позволяет многократно активизировать одну и ту же единицу содержания в процессе отработки умений и довести их до уровня навыков. Этот тип заданий позволяет выявить причинно-следственные связи между элементами музыкального языкам их выразительными возможностями, жанром и его содержанием, автором и произведением и т.п. Задания на установление связей направлены на проверку понимания на основе установления связей между элементами двух множеств. Такими множествами могут быть:

- композитор и его произведение;

- фамилия композитора и его имя;

-  автор и музыкальный фрагмент;

- фамилия композитора и его национальность;

- произведение и его жанр;

- средства музыкальной выразительности и их функции в произведении;

- тип голоса и исполняемое произведение и т.п.

Например.

Задание 1. Кому из композиторов, какие произведения принадлежат?

1.                                  а) И.С.Бах. «Токката и фуга ре-минор»;                                                          http://www.sefon.ru/preview/m/b/6/3/b630a26aeada15df5d597468ec5478a5.jpeg

2.                                                     б) В.А.Моцарт. Симфония №40;F:\Портреты Композиторов\Л. Бетховен.jpg

http://www.classic-music.ru/media/images/uploaded/bach2011.jpg

3.                                          в) Л.Бетховен. Симфония №5.

Задание 2. Кому из русских композиторов, принадлежат данные произведения?

1. П.И.Чайковский                      А. «Картинки с выставки»

2. С.С.Прокофьев                        Б. «Снегурочка»      

3. Н.А.Римский-Корсаков         В. «Иван Сусанин»

4. М.П.Мусоргский                     Г. «Детский альбом»              

5. М.И.Глинка                              Д. «Петя и волк»           и т.д.

Тестовые задания на установление правильной последовательности.

В данном типе заданий в произвольном случайном порядке даны действия, процессы, элементы, связанные с определённой учебной задачей. Необходимо установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведённом для этого месте. Стандартная инструкция к заданиям этой формы имеет вид: установите правильную последовательность.

Задание 1. Расставьте в правильном порядке названия нот в До мажорном звукоряде:

_________ - Ре

_________ - Си

_________ - До

_________ - Ми

_________ - Соль

_________ - Фа

_________ - Ля

Задание 2. Расставьте в правильной последовательности ноты Ре-минорного звукоряда: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. В какой последовательности в симфонической сказке «Петя и волк» появляются музыкальные инструменты. Проставьте порядок их появления в левой стороне таблицы рядом с их названием.

         - Флейта

          - Гобой

          - Фагот

          - Струнные

          - Литавры

          - Кларнет      

Литература:

Затямина Т.А. «Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль».

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО : "Кабинет, как одно из условий проведения современного урока"

Целью выступления  является - Анализ  возможностей кабинета для организации личностно-ориентированного подхода в обучении для повышения эффективности урока.Проблематика- Для организации обуч...

Тестовое задание по ОБЖ для 6 класса "Безопасность человека в природных условиях".

Проверка знаний учащихся 6 класса по Разделу 1 "Безопасность человека в природных условиях"....

Тестовые задания 5 класс ФГОС технология ведения дома.Тема:"Лоскутное шитье".

5 тестовых разноуровневых  заданий с ответами по теме:"Лоскутное шитье"...

Ведение современного урока английского языка в контексте требований ФГОС.

Основная педагогическая задача учителя английского языка  - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как уч...

Тестовые задания по технологии. Технологии ведения дома. 5 класс

Тестовые задания по технологии включают разделы: Кулинария, Обработка материалов, Проектная деятельность. Подготовка теоретического этапа к олимпиаде по технологии...

Метапредметные задания как важная составляющая современного урока. ФГОС

Статья посвящена метапредметным заданиям на уроках истории и обществознания  в соответствии с ФГОС....

"Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках сольфеджио в ДШИ"

laquo;Тестовые задания по музыкальной грамоте на уроках  сольфеджио» рассчитаны на весьма широкий круг учащихся. В каждом классе, начиная со  второго, они спланированы по четвертям. Т...