Великая Отечественная война в искусстве
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Караваева Любовь Загидулловна

Конспект урока в 5 классе общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока "ВОВ в искусстве"75.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

Тема:   Можем ли мы увидеть музыку

              Великая Отечественная война в искусстве

(Обобщение темы  «Богатырская тема на полотне и в музыке»)

Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкально-эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять её.
  2. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.
  3. Формирование «национальной широты» музыкального вкуса – стремление не только слушать музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов.
  4. Формирование нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины.
  5. Расширение музыкального кругозора.

Оборудование:

хрестоматия, фонохрестоматия, иллюстрации картин, портреты композиторов, видеопроектор, компьютер, CD-плеер.

Музыкальный ряд:

  • «Священная война» А. Александров  
  • «Шел ленинградский паренек», соврем. Нар. песня
  • «Катюша» М. Блантера
  •  «Частушки»  
  • «Солдатушки – бравы ребятушки»
  • «Песня о тачанке» К. Листова
  • «Смуглянка» А. Новиков
  • «В землянке» К. Листова
  • «Алеша» Э. Колмановский
  • «Журавли» Я. Френкель
  • «День Победы» Д. Тухманов

Зрительный ряд:

  • Плакат «Родина-мать зовет!»
  • Агитплакаты времен Великой Отечественной войны
  • Презентация на мультимедийном проекторе «Тема войны в искусстве»
  • «Мамаев Курган» слайды по памятнику-ансамблю.
  • «Сталинградская битва» документальная кинохроника

Литературный ряд: стихи русских поэтов о войне. Выставка книг о войне.

Ход урока

1.Организационный момент.

        Приветствие – распевка

«Здравствуйте, ребята!»

«Добрый день!»

        Цель: произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока.

2.Слушание

«Священная война» А. Александров (1 куплет)

        Анализ.

-Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

-Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека?

(призыв к борьбе, отзывалась в сердцах людей, выражала всенародный гнев)

- Это – песня – призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов, мужчин, женщин, стариков, детей. Даже такие же дети как вы и те воевали на фронтах Родины.  Никто не остался равнодушным. Написал эту песню композитор А. Александров

-Внимательно всмотритесь в картины, найдите  созвучную песне «Священная война», которая бы отражала такое же настроение.

-Объясните свой выбор.

Плакат «Родина-мать зовет!»

-Как бы вы сформулировали тему урока?

3. Объявление темы и целей урока. 

«Великая Отечественная война  в искусстве»

Мы продолжаем с вами разработку темы «Богатырская тема» и сегодня на уроке мы постараемся проанализировать отражение в искусстве темы Великой Отечественной войны, слушая музыку, фрагменты из литературных произведений, рассматривая репродукции картин (произведений живописи). Можем ли мы сказать, что это  тоже Богатырская тема или нет?        (ответы учащихся).

Проверка домашнего задания. (Найти и подобрать стихи, песни, частушки, иллюстрации, картины и т.д. о ВОВ).

        

Музыкальный фон  «Священная война»

41 –й… Июнь…

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

22.06.1941 – 9.05. 1945

Обратите внимание на эти цифры. Что они обозначают?

(дата начала и окончания войны)

Между этими цифрами всего лишь маленькая черточка, но что за ней скрывается? Боль, горечь, голод, разруха, смерть, более 20 млн. человеческих жизней.

Война! Какое страшное, какое непонятное слово!

Грозный 41-й… Как он  изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих миллионов людей, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые  прямо с выпускного бала ушли «из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».

        Они хотели вернуться в теплые хаты, чтобы посмотреть в добрые, полные печали и тоски глаза своих матерей. Очень хотели… Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.

        Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности за Россию, за народ и за все на свете.

Стала историей Великая отечественная война. Выросло не одно поколение, не знавшие ее. Но не меркнут подвиги тех, кто ценою собственной жизни спас Родину.

Презентация на мультимедийном проекторе «О подвигах, о доблести, о славе…»

  • Как думаете, нужна ли  была на войне музыка? Для чего?
  • А можете ли вы сейчас вспомнить, какие песни о войне мы с вами разучивали ранее? (в начальных классах)

«Шел ленинградский паренек»

«Песня о тачанке»

«Катюша»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Не печалься о сыне» из к/ф «Неуловимые мстители»

  • Песня «Шел ленинградский паренек» отражает такое же настроение, как и песня «Священная война»?

(нет, это песня воспоминание)

     –  Какая она по характеру?

(лиричная, напевная, 2 куплет – жесткий, твердый, 3 куплет – более четкий, героический )

4. Исполнение «Шел ленинградский паренек»

  •   Исполним эту песню. А в каком характере мы ее будем исполнять, мы уже сказали.

Цель: передать лиричный, напевный характер, 1 куплет -  воспоминание - горечь утраты, исполнить с грустью, 2-й куплет – тревожно, 3-й – твердо и решительно, героически.

  • Что можно представить, слушая и исполняя эту музыку (песню)?

Защита Отечества всегда была почетна, защитники Отечества (солдаты) вызывали у людей чувство уважения, гордости, уверенности, спокойствия.

           У кого из вас в семьях были или есть участники ВОВ? Делились ли ваши прадедушки-прабабушки своими воспоминаниями? Пока они еще живы, вы должны для последующих поколений, чтобы не  ушел бесследно ваш род, оставить о себе память хотя бы в школьном музее.

  • Скажите, а можно ли назвать богатырями (героями) тех людей, которые защищали страну в ВОВ.

(Да, потому что они не жалели себя, свою жизнь, защищая

Родину, обладали храбростью, смелостью, решительностью)

  • А есть ли, среди наших мальчишек такие? Мальчики, кто из вас хотел бы стать военным?

  • А скажите, ребята, где бы могла звучать на войне музыка?

-шли в бой / на передовой

-на концерте – приезжали артисты

-во время привала (отдыха после боя)

  • Какая музыка могла звучать?
  • Под какую музыку шли в бой?

(четкая, призывная «Священная война»)

  • Какая песня звучала на отдыхе?

(«Шел ленинградский паренек»

спокойная, лиричная, напевная– как грусть

 о родном доме, о погибших)

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне…

(«Катюша» М. Блантера)

–Что такое «Катюша»? Кто это Катюша?

5. Исполнение   «Катюша»

Цель: передать радостное настроение, чувство надежды на победу и скорее возвратиться домой, к любимым.

  • Какую музыку, какие песни хотели слушать бойцы после трудного, тяжелого боя?

(радостную, звонкую, задорную)

  • Знаем ли мы такую песню?
  • Ну что же, у нас в классе столько мальчишек – будущих защитников Родины.

Представим, что где-то на передовой или в госпитале, выдалась свободная минутка и так хочется отдохнуть душой и в то же время высмеять врага.

Незаменимы для таких целей были частушки.

6. Исполнение «Частушки»

Цель: передать шутливый, высмеивающий характер частушек.

  • Для исполнения частушек требуются бойцы-добровольцы.

Я не уверена, что на фронте под рукой были музыкальные инструменты, поэтому давайте постараемся сейчас при помощи подручных средств подыграть нашим артистам, создав шумовой оркестр.

1 ряд – ладони друг об друга

2 ряд – ручка и карандаш

3 ряд – пеналы потрясти

  • Что можно представить, слушая частушки? Выберите из иллюстраций созвучную характеру частушек картину.

– На фронтах Великой Отечественной в одном окопе сражались русский и башкир, казах и украинец. Главным было – защитить Родину.

Просмотр видеофильма «Сталинградская битва»

        Воины сражались за свою Отчизну, вгрызаясь в каждый сантиметр земли, в каждый лесок, бились за каждую деревеньку.

   Композитор Ян Френкель, поэт Расул Гамзатов (на русский перевел Н. Гребнев), написали песню «Журавли»,  самое лучшее  исполнение – Марк Бернес.

7. Слушание

Цель: определить характер музыки. Какие картины возникают в нашем воображении.

               

 8.   Творческая работа.

Цель: Как могли бы в цвете отразить настроение этой песни? Какие бы вы выбрали цвета красок?

     Анализ.

  • Что выражает эта песня?
  • О чем нам рассказывает?
  • Подумайте и скажите, в каких видах искусства еще нашла свое отражение тема ВОВ?

- в Болгарии – памятник русскому солдату (песня «Алеша»)

           - в Уфе – памятник А. Матросову

           - кино – «Офицеры», «Московская сага», «Курсанты»

           - в Волгограде мемориал  «Мамаев Курган», «Родина- мать».

           - и др.

  • Песня «Священная война» написана композитором А. Александровым буквально в  самом начале войны, многие произведения сочиняли сами солдаты, либо они  передавались из уст в уста и становились настолько популярными, что их считали народными.
  • И сегодня мы с вами начнем разучивать песню, которая называется

     «В землянке» К. Листова.

  • Мелодия  и слова этой песни просты, но, сколько чувств они выражают:

   9. Исполнение  /  Разучивание

        Цель: передать мягкий, напевный характер, выразить тоску, боль.

        Творческая работа

  • Если бы нам нужно было инсценировать эту песню, как бы мы это сделали?

(изобразили печурку, посадили  гармониста, вокруг – бойцы,

кто-то лежит, кто-то сидит, спит, пишет письмо)

Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую Победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение в песнях. Эти песни- свидетели тех героических лет.

     Песня «Священная война» символизирует начало войны, а кто знает, есть ли

     произведения или песня, которые бы отражали другие события (ПОБЕДУ).

(песня «День Победы»)

  • Эта песня была написана в 1975 году к 30-летию со Дня ВОВ, и самое лучшее  

     исполнение – Л. Лещенко.

10. Обобщение.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

         Что вам больше понравилось на уроке? Какие произведения композиторов, поэтов, художников вам наиболее понравились и запомнились?

  1. Итог.  
  2. Оценки.

13. Домашнее задание.

Подобрать произведения разных видов искусства, воспевающих образы защитника Отечества.

Выход из класса под песню «Катюша»  М. Блантера

Приложение (из домашнего задания детей к данному уроку)

1. Частушки

Соловейко за рекой

Громко песни распевал.

Как пришел фашист поганый,

Соловейка замолчал.

Низко, низко тучи ходят,

Низко ходят облака.

Немцы бегают по хатам:

«Матка, яйки, молока!»

Что вы, фрицы приуныли,

Что носы повесили?

Видно жарких оплеух

Наши вам навесили.

                 Партизаны, партизаны,

Белые халатики.

Партизаны – люди наши,

Русские солдатики!

Из колодца вода льётся

Вода – чистый леденец.

Наша армия дерется –

Скоро Гитлеру конец.

Ехал Гитлер на Москву
На машинах-таночках,
А оттуда, из Москвы –
На разбитых саночках.

Скоро, скоро снег растает,
С гор покатится вода.
Крепко бьются наши братья,
Занимают города!

От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько Гитлер ни воюй,
А победа — русская.

Партизаны, партизаны,
Партизаны-молодцы.
В партизанах наши братья,
В партизанах и отцы.


2. Пословицы о войне.

Не суй, Гитлер, носа в чужое просо.

Пришел Гитлер незваным – уйдет драным.

У партизанского костра шутка остра.

Фашистам не сидеть на нашем горбу – лежать им в гробу.

Чем позор и неволю терпеть, лучше в бою умереть.

3. Стихотворение

Я бы с песни начал свой рассказ…

Пусть узнают все в 21 веке,

Как в суровый предрассветный час

Песня стала боевым солдатом.

Дали ей по росту сапоги,

Песне никакой размер не тесен…

И шагали к западу полки

В четком ритме наших грозных песен…

С этой песни все и началось-

Первые сражения и беды…

Сколько нам их петь ни довелось,

Эта песня с нами, до Победы!

Я бы с песни начал свой рассказ,

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, стужу сколько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

Привезли солдата в медсанбат…

Врач сказал: не доживет до ночи…

-Мне бы песню…, - прошептал солдат, -

я до песен с давних пор охочий…

Боль невыносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело…

И сестра, усталая сестра,

До рассвета над солдатом пела:

Я бы с песни начал свой рассказ,

С той нехитрой песни, сокровенной,

Что, как символ радости, неслась

Над Варшавой, Будапештом, Веной….

Пешим ходом и в грузовике,

Жарким днем и зимнею порошей

Мы ее носили  в вещмешке

Самой легкой драгоценной ношей….

В час затишья сядешь, запоешь,

И подтянут весело солдаты:

Я бы с песен начал свой рассказ…

Пусть узнают юные солдаты,

Как в суровый предрассветный час

 Песни взяли в руки автоматы.

Им наград не вешали на грудь,

И портретов не было в газете…

                                         трижды славен их нелегкий путь

 И народ, создавший песни эти!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне

Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Сценарий тематического мероприятия «История Великой Отечественной войны в искусстве»

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Ребята, мы обязаны знать и по...

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЖИВОПИСИ. Разработка урока изобразительного искусства в 7 классе

Цели урока:- создать условия для формирования у учащихся представлений о роли монументального искусства в создании исторической памяти народа и в народном самосознании;- способствовать развитию у учащ...