Музыка -- это не так уж просто
статья по музыке по теме

Оршанский Илья Михайлович

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon music.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка – это не так уж просто

(коллегам и не только)

0418 декабря 2014 г.

И.М. Оршанский.

Музыка – безусловно, величайшее из всех искусств. Но когда она становится предметом обсуждения как инструмента развития человеческого существа, то обнаруживается, как бы мягче сказать, слабое знание её способности устанавливать настройки, зримо повышающие уровни интеллектуальной работы головного мозга. Большое видится издалека. Музыка в современном мире расположилась так близко, что создаёт иллюзию лёгкой доступности. Занятия (не слушание, а именно занятия, исполнение) серьёзной музыкой – область наисложнейшего постижения, вместе с тем благодатная область реально звучащего человеческого таланта. Всякий, кто в исполнении прикасается к миру таланта, вынужден дотянуть свои чувства до мироощущения гениального творца, хотя бы на какое-то время изменить состояние обыденного сознания и ощутить биения творческого взлёта. Прекрасное состояние! Музыка – безусловно, величайшее из всех искусств. Однако.

Во все времена люди озабочены практической стороной жизни, что естественно и легко объяснимо. Озабочены все, а положительные результаты помыслов достигаются далеко не всеми. Как правило, человек становится заложником неуправляемых обстоятельств, иногда случайно благоприятных, но чаще не очень приятных. Конечно, человеческое бытие развивается по каким-то внутренним законам; трудно постигаемым, лежащим в области теоретического познания. Чего греха таить: некогда нам заниматься теоретическим осмыслением бытия – не до жиру, быть бы живу. Однако почти все родители занимаются исключительно тем, чтобы их деточки были умными, сообразительными и, когда вырастут, успешными. Как этого достичь? В основном люди мыслят незатейливо: надо заставить ребёнка прилежно учиться. Школа действительно даёт какую-то щепотку знаний, но образовательные программы и критерии знаний детей так организованы в современной школе, что педагоги почти лишены возможности заниматься мыслительной деятельностью ребёнка. Так обстоят дела практически во всём мире, кроме элитных частных (дорогих) школ, где работают с детьми весьма достойные представители научного сообщества. Нам же остаётся только натаскивать детей на повсеместно внедрённые тесты – могильники отечественного образования. С таким подходом маловероятно в границах образовательного стандарта достичь полноценного развития наших деточек. Поэтому уповать только на прилежность не стоит, хотя прилежный ученик всегда лучше плохо организованного ребёнка.

Мало кто осознаёт, сколь сложна природа человеческая, каким образом мозг генерирует искромётное мышление или напротив, что угнетает уникальную способность Homo sapiens мыслить. Какая среда обитания необходима ребёнку, чтобы его развитие максимально соответствовало его генетическому потенциалу, природной сущности? Сложный вопрос, особенно в современных реалиях России. Обратите внимание, как со всей очевидностью из лексического оборота общества выдавлено словосочетание – всестороннее развитие личности – краеугольный камень обязательств органов образования государства перед гражданами страны в недавнем прошлом. Справедливости ради надо отметить, что в новом «Законе об образовании в РФ» есть упоминание о всестороннем развитии личности, но лишь только в связи с дополнительным образованием, которое не является конституционной нормой образовательной модели государства, и охватывает мизерный процент школьников. Необходимо признать, что факт иезуитского исключения воспитательной функции школы (больная экономика, нет денег на творческую деятельность детей) наносит непоправимый ущерб среде обитания доминирующей массе детей, необходимой, в том числе, и для интеллектуального развития.

Дорогой читатель, мы несколько отклонились от основной темы нашей беседы, но, как нам кажется, чтобы понимать предмет обсуждения, необходимо иметь представление о том, в каких условиях он пребывает. Мы, конечно же, рассмотрим с вами заявленную в названии непростую тему и попробуем зайти в измерение более или менее ясного проникновения в эту волшебную область знания. И давайте с вами договоримся, что всё, что я ранее сказал о музыке и скажу далее, справедливо лишь при одном условии: музыка высококлассная и её проводниками являются высококлассные специалисты – остальное от лукавого и даже вредно.

Итак, музыка. Из того, что хорошо известно, музыка является неотъемлемой частью человеческой культуры, духовной составляющей человека, регулятором нравственной и эстетической природы личности. Как феномен искусства, музыкальное творчество является абсолютным носителем законов красоты, занятия которым выстраивает систему ценностей человека, противостоящей нравственной неопрятности. Нам представляется это свойство музыкального творчества чрезвычайно важным в условиях кризиса гуманистической составляющей современных общественных отношений, в которых человеческое достоинство заместилось низкопробной конкуренцией, противостоящей сотрудничеству, подлинному партнёрству.

Музыка многофункциональна, кроме отмеченного выше, она обустраивает эмоциональную потребность человека. Она оказывает терапевтическое воздействие, и это её свойство используется в лечебных целях, и так далее. Но мне очень хочется сообщить нечто о музыке, что не является широко распространенным знанием. Ну, например, какая связь существует между занятиями музыкой, человеческой памятью и вербальными способностями.

Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и развитию речи.

О связи между занятиями музыкой и хорошей памятью сообщили китайские ученые из университета Гонконга. Для эксперимента исследователи отобрали 90 детей в возрасте от 6 до 15 лет. Ровно половина из них играли в школьном оркестре или брали индивидуальные уроки музыки, оставшиеся 45 учеников, никогда не занимались игрой на музыкальных инструментах. Дети, занимавшиеся музыкой, проявили значительно более высокие вербальные способности, и их память оказалась существенно лучше, чем у тех, кто никогда не открывал ноты. Повторное исследование год спустя показало, что результаты учеников, которые за это время бросили занятия музыкой, существенно снизились Автор эксперимента доктор Агнес Чан сравнила данный эффект со способностями бегуна, который мог бы обыграть других новичков в теннис, хотя теннисом никогда не занимался. По ее словам, музыка развивает мозг как своего рода "универсальный тренажер". Побочным эффектом становится улучшение памяти и вербальных навыков.

Вербальное мышление в свою очередь основано на таких категориях, как понятие, суждение, умозаключение. Эти категории отличает высокий уровень абстракции. Другими словами, результаты исследования указывают на то, что дети, занимающиеся музыкой, интеллектуально более развиты своих сверстников.

Использование определенных состояний мозга, возникающих в процессе музыкальных занятий, улучшает внутреннюю активность мозга. Хотя измерение активности мозга крайне важно для понимания нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживания человека важны для нашего понимания взаимодействия мозга и разума. В этой связи не менее интересны исследования работы мозга английских учёных. Вот как описывает их результаты британский нейробиолог и журналист Рита Картер.

«Индивидуальный взгляд каждого из нас определяется генами и формированием мозга под влиянием всего жизненного опыта. Например, мозг музыкантов даже на анатомическом уровне отличаются от мозга других людей, и когда музыкант исполняет или слышит музыку, его мозг работает иначе, чем мозг немузыканта. Так, в ходе исследования выяснилось, что часть мозга, реагирующего на звуки, у музыкантов в среднем на 130% больше, чем у немузыкантов, и что объём этой части мозга увеличивается у них под непосредственным влиянием опыта исполнения и восприятия музыки. Причём, судя по всему, своеобразный «взгляд» музыкантов на мир не ограничивается повышенной чувствительностью к музыке. Похоже, что они также отличаются повышенной чувствительностью к эмоциям, по крайней мере, в некоторых аспектах. Например, они легче улавливают интонации голоса собеседника или нотки отчаяния в крике младенца, и всё это делает их жизнь в среднем эмоционально насыщеннее жизни немузыканта».

Между эмоциональным наполнением жизни человека и качеством его жизни можно с уверенностью поставить знак равенства и исходить из этого, определяя место и условия обитания ребёнка. Это к вопросу о том, где лежит ответ на благополучное развитие ребёнка.

О музыке интересного и неожиданного можно рассказывать бесконечно. Ну, как вам, например, такое…

Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?

Или… «Под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки; и так далее». Этой информацией любезно поделилась с нами Алиса Самбурская.

А теперь немного об особенностях нашей гимназии. Всеобъемлющее погружение деточек в мир академической музыки в форме активного музицирования – это основная отличительная черта нашей школы. Что это означает? Нас около восьмисот человек, и практически все осваивают искусство игры на фортепиано, получают опыт коллективного музицирования в хоровом искусстве, духовом оркестре, хореографии. Сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература – теоретические дисциплины – столь же обязательны для каждого ребёнка. Наши дети ежедневно находятся в режиме творческой деятельности, и всё, с чем мы познакомились выше, является достоянием наших воспитанников.

Наверное, необходимо чуть подробнее остановиться на таком малоизвестном феномене как измененное состояние сознания, вне которого невозможно подлинное музицирование. Мы не пользуемся этим термином, но наши дети с самых первых шагов научаются устанавливать тишину в голове, состояние в котором происходит качественное изменение сознания, позволяющее активировать подсознательную творческую деятельность

В измененное состояние сознания (обозначим его аббревиатурой ИСС) можно войти намерено, целенаправленно и с пользой для здоровья, как психического, так и физического. ИСС регулярно возникает у людей, увлеченно занимающихся творчеством. Переживание измененного состояния сознания является характерным свойством сознания и психики здоровых людей. Одна из особенностей ИСС - это способность поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, получать новый опыт и новые знания - понимание о себе и своих отношениях с миром и другими людьми. ИСС является источником вдохновения и усиления эстетического восприятия, помогает разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека. И также ИСС актуализирует резервы психики, изменяет соматическое функционирование организма, усиливает творческое мышление на бессознательном уровне.

Неслучайно интеллектуальный рейтинг гимназии находится на верхних строчках по итогам ЕГЭ на протяжении всего периода его существования. В частных беседах мне неоднократно приходится слышать, что все наши достижения – это результат особого отбора детей. «Ничего подобного мы не делаем, всё, как в обычной школе », – отвечаю я в таком контексте разговора. А может быть зря я вступаю в эту полемику? Может быть, действительно существует метафизическая связь между качеством обучения и улучшенной генетической данностью деточек, доверительно переданных родителями под влияние нашей гимназии. Одному Богу известно.

Храни вас Бог!

г. Новокузнецк Россия.

18 декабря 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена

УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка  к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...

Уроки музыки (1-8 кл). Интересные моменты "простого" урока. Применение различных методик.

Эта методическая разработка расскажет об интересных моментах "простого" урока музыки. Урок музыки--урок творческий. И основная задача учителя сделать его ярким. интересным, а главное любимым для учени...

Презентация к песне "Простая песенка" музыка В.Дементьева, слова В.Семернина.

Презентация из 19-и слайдов содержит загадки про лягушку и головастика. С 3-го по 15-ый слайд вставьте фонограмму "автоматически для всех слайдов (знакомство с песней, слайд-шоу), слайды рассчитаны по...

Музыка и «простые люди» в произведениях В.П.Астафьева

В русской литературе немало примеров, где в сюжете произведения символическое значение имеет исполнение песни или игра на музыкальном инструменте. Герой, наделенный «песенным» даром, показ...

Методическая разработка по подготовке и проведению музыкальной интерактивной программы «МУЗЫКА – ЭТО ПРОСТО!»

Методическая разработка мероприятия для школьников с 1 по 6 класс. От ведущего необходимо владение игрой на различных музыкальных инструментах. Мероприятие может проходить  в рамках летнего лагер...