Синтез музыки и живописи
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Пяткова Алена Викторовна

разработка урока музыки в 5 кл. по теме "взаимосвязь музыки и живописи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_muzyki_v_5_kl.docx34.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48

с углубленным изучением отдельных предметов»

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

«СИНТЕЗ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.П. МУСОРГСКОГО и И.И. ШИШКИНА)»

(для учащихся 5 класса)

Составитель: Пяткова Алена Викторовна

учитель музыки

Новоуральский городской округ

2014

Пояснительная записка к уроку музыки в 5 классе

    Тема урока: Синтез музыки и изобразительного искусства (на примере творчества М.П. Мусоргского и И.И. Шишкина).

      Программа: по музыке для основной школы авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

      Учебник:  рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс — 7-е изд. - М.: «Просвещение», 2011

     Количество часов в неделю и год: 1 час в неделю, 35 часов в год.

   Тип урока: изучение нового материала;

    Цели урока: Создание условий для формирования новых знаний учащихся по теме «Синтез музыкального и изобразительного искусств».

   Задачи:

  1. интегрирование знаний по предметам «музыка» и «изобразительное искусство»;
  2.  развитие навыков индивидуальной и коллективной работы в решении проблемы;
  3. Развитие умения антиципации музыкального произведения;
  4. Воспитание музыкальной «слушательской» культуры учащихся;
  5. Воспитание ценителей изобразительного искусства.

образовательные технологии: традиционная, с введением элементов проблемно-диалогического обучения, информационно-компьютерных технологии; личностно-ориентированное обучение;

   Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

   Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод;

                                      элементы проблемного обучения; частично-поисковый метод;

                                      интегрирование предметов «музыка» и «изобразительное искусство»,

                                      эмоционального воздействия.

 Специально-педагогические методы: метод эмоционального воздействия, личностно-ориентированный подход.

  Виды деятельности:                     подготовка учащимися сообщений и презентации

                                                           хоровое пение,

                                                          слушание музыки;

                                                         работа над проблемными вопросами,

                                                         размышление, сравнение, беседа.

   Этапы:

  1. Организация и мотивация.
  2. Изучение нового материала —

А) Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского;

Б) Знакомство с творчеством И.И. Шишкина;

В) Поиск общих признаков в произведениях М.П. Мусоргского и И.И. Шишкина;

  1. Подведение к проблеме;
  2. Поиск решения проблемы
  3. Формулирование проблемы, темы урока;
  4. Рефлексия. Выводы по теме.
  5. Практическая часть. Вокально-хоровая работа;
  6. Рефлексия. Подведение итогов.

Музыкальный материал:

1. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» ( фонохрестоматия к урокам музыки по программе Е.Д. Критской);

2. Е. Крылатов, слова Л. Дербенев «Три белых коня».

Материалы для урока: индивидуальные сообщения учащихся; таблица, презентация по творчеству М.П. Мусоргского; мультимедиа презентация (видеоряд репродукций И. Шишкина с музыкой М.Мусоргского).

Использование компьютерных технологий: презентация по творчеству М.П. Мусоргского в Power Point, мультимедиа презентация в Windows Movie Maker, Media Player – фонограмма песни, поиск сведений в Интернете – сообщения учащихся.

Оборудование: телевизор, музыкальный центр, компьютер, доска, портреты М. Мусоргского и И.И. Шишкина, репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору».

Словарная работа: пейзаж, музыкальный пейзаж, музыкальные краски, синтез.

Список литературы

  1. Волчегорская Е.Ю. «Расширение границ восприятия музыки// Музыка в школе. – 2004.-3. –С.31.
  2. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или как открывать знания ученикам»,-М. 2006.
  3. Петрушин В.И. «Музыкальная психология.- М. 1997.
  4. Интернет ресурсы: www/classikmusik.ru/musorgskiy.html.
  5. www. Bibliotekar.ru/rusShishkin/.

Ход урока

№ этапа

t  в мин.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1

3

Орг.момент

Мотивация учащихся

Изучение нового материала

На сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать изобразительное искусство через музыку, дополнять свое восприятие музыки зрительным рядом. И в конце, вы сами попробуете назвать тему нашего урока.

Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского.

Музыка, с которой мы будем сегодня знакомиться, принадлежит творчеству русского композитора М. П. Мусоргского. Давайте обратимся к его биографии и  послушаем сообщение о композиторе (портрет на доске, слайд на экране телевизора). Слайд 1

(Приложение 2)

Дети подготовлены к уроку, приветствуют учителя

Сообщение - справка ученика о композиторе

2

5

Слушание

Беседа

У: Сейчас мы прослушаем фрагмент красивой музыки М. Мусоргского. 

У: Какую картину вы представите, вообразите?

Первичное восприятие музыки. Прием – антиципация.

(Слушание фрагмента  «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского)

Дети отвечают на поставленный вопрос

У: Попробуйте дать название этому музыкальному произведению?

У: Молодцы, вы были близки к идеи композитора, т.к. он назвал свое произведение «Рассвет на Москве-реке».

Дети слушают музыку

Д: (лес, река,  природа)

Д: (Утро, рассвет)

3

3

3

Беседа с элементами проблемного диалога.

Знакомство с творчеством И. Шишкина.

Сейчас вашему вниманию будут представлены иллюстрации на фоне звучания музыкального произведения М. Мусоргского. Постарайтесь вглядеться и вслушаться.

Углубление восприятия через интегрирование материалов (на фоне музыкального произведения идет слайд-шоу с использованием пейзажей И. Шишкина).

У: Были ли из представленных иллюстраций,

картин, знакомые вам?

У: Это самая известная картина, по своему сюжету – «Утро в сосновом бору» (показ картины на доске и на слайде презентации). Слайд 2

У: Скажите, что объединяет эти картины?

У: Кто знает, как в изобразительном искусстве называется жанр изображения природы?

У: Это картины великого русского художника,

Сообщение-справка учащегося об Иване Шишкине, который является самым ярким из русских пейзажистов.

Слайд 3. (Приложение 3)

У: Какую роль сыграла музыка?

Дети слушают музыку и смотрят картины

Д: с изображением медвежат

Д: изображение природы.

Д: пейзаж

Сообщение учащегося

Д: дополнила

4

7

Поиск решения проблемы.

Поиск общих признаков

У: В чем же сходство музыки и картины? Сейчас разделите тетрадь на три столбика, в ней мы будем отмечать общие и отличные черты этих произведений искусства. Общие черты отмечаем «+», различные «-».

(Приложение 1).

Работа в тетради

5

4

Работа с терминами:

Формулирование темы

У: Эти средства тоже называют красками, только музыкальными красками. Раз музыкальные краски, тогда как в музыке будет называться изображение картин природы?

У: постарайтесь запомнить и запишите этот термин в тетрадь (Слайд №4).

У: Итак, мы рассмотрели отдельно картину, отдельно слушали музыку, но что произошло в нашем восприятии?

У: Если вдруг вы услышите эту музыку, то какую картину вы вспомните и представите?  

У: а наоборот?

У: В научном мире такое объединение называется синтез! Вы еще будете знакомиться с этим термином в старших классах, но уже будете знать, что синтез – это объединение, единое целое.

Д: музыкальный пейзаж.

Дети записывают термин в словарь тетради.

Д: связь, объединение

Д: «Утро в сосновом лесу».

Д: «Рассвет на Москва-реке»

6

2

Рефлексия. Выводы по теме.

У: Как же будет звучать тема нашего урока, кто назовет?

У: С чем познакомились?  Какая была проблема? Как решали? Какие термины запомнили?

Д: Синтез музыки и -  изобразительного искусства.

Дети  отвечают на поставленные вопросы.

7

14

Практическая часть. Вокально-хоровая работа.

Распевание

Пение

У: Назовите песни, где упоминается природа, явления природы?

Вокально-хоровая работа:

1) Отработка вокально-певческих навыков:

Распевания на дикцию и артикуляцию: «От топота копыт», АБ-ДУ-БА-ДУ-ФА-Ю;

2)Работа над выразительным исполнением - выделение главных эмоциональных слов.

У: В чем трудности исполнения этой песни.

У: Каким звуком, как вы считаете, нужно исполнять эту песню?

Пение соответствующим звуком (легким, четким, активным) с просмотром слайдов зимнего пейзажа.

3)Исполнение песни под фонограмму.

Домашнее задание:  написать отзыв об уроке, выписать 5 названий песен, связанных с природой.

Д: (перечисляют), «Три белых коня».

Д: Быстрый темп, четкость произношения, ритмическая точность

Д: Легкий, четкий, отрывистый, активный.

Дети записывают в дневник.

8

3

Рефлексия. Подведение итогов.

Что нового узнали? Что понравилось? Что получилось?

Оценивание работы класса.

Домашнее задание: выписать 5 песен, связанных с образом природы.

У: Спасибо, до свидания.

Дети отвечают на вопросы

Результативность урока

- Дети получили новые знания  по теме «Синтез музыки и изобразительного искусства», восприятие о целостной картины природы в музыке и изобразительном искусстве;

  • Учащиеся впервые сформулировали тему урока;

- Учащиеся включены   в музыкально-творческую деятельность;

-Отрабатывали навыки и умения в решении проблемы, высказывании мнений, сравнивали, анализировали, находили общее и отличное; готовили презентации, сообщения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарная работа:

  1. Музыкальный пейзаж — изображение картин природы в музыке
  2. синтез — объединение в единое целое.

2.Работа с таблицей.

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» музыкальное произведение

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (пейзаж)

1. Какой сюжет. Что изображают (картина природы)

+

+ (рассматриваем и рассказываем сюжет)

присутствие медвежьего семейства, резвящегося, расположившегося на краю оврага, бурелом – поваленные, сломанные деревья. На заднем плане: сосновый лес, с его еще не рассеявшимся туманом, через него и громадные сосны пробивающийся солнечный свет. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

С какого момента произведение начинает жизнь?

2. Идея. Что хотел выразить, передать (утреннее состояние, пробуждение природы).

+

+

У: С помощью, каких средств создает пейзаж художник? (учитель перечисляет, а дети отмечают сходства или различия).

У: А с помощью, каких средств создает композитор свое произведение?

3. средства воплощения - краски:

-

Музыкальные краски

Мелодия – движется постепенно, плавно вверх;

Темп – спокойный, безмятежный;

Тембр – симфонический оркестр;

Динамика – нарастает

Лад – мажорный, светлый

-

Художественные краски

Краски (масло, холст);

 Цвет;

линия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сообщение о композиторе Модесте Петровиче Мусоргском

    Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери.  Именно она стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.

    В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище — Школу гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки. Затем знакомится с Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым, основателем кружка «Могучая кучка». В музыкальном творчестве Мусоргского нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.

     Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы: «Борис Годунов», «Хованщина». Произведения Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения композиторов.

Материал взят с Интернет сайтов:

Википедия — свободной энциклопедия; www.mussorgsky.ru;  www.classicmusic.ru/mussorgsky.html.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сообщение о художнике Иване Ивановиче Шишкине

     Иван Иванович Шишкин  родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.

    Отец отдал мальчика в казанскую гимназию в 12 лет, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми «мог рисовать и рассуждать» об искусстве, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, где получает хорошую подготовку. Успехи молодого художника отмечены золотыми и серебряными медалями. Закончив, Московское училище живописи, в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств. Был в Германии и Швейцарии. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал). Обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей. 20 марта 1898 года художник ушел из жизни. Его картины и сегодня пользуются заслуженным успехом и вниманием.

    Он очень глубоко любил природу, много путешествовал по России и утверждал: «Россия – страна пейзажей», им создано немало пейзажей, но самой популярной и известной является картина, созданная в 1889г. «Утро в сосновом лесу», ее размер: ширина 139 высота213 см, храниться в Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Материал взят с Интернет сайтов:

ru.wikipedia.org/wiki;

www.bibliotekar.ru/rusShishkin/.


Заключение

     Данная методическая разработка урока, с элементами проблемно-диалогического обучения,  помогает «творчески усваивать знания», глубже и  качественнее, развивает интеллект, творческие способности и воспитывает активность личности. Элементы данной технологии формирует способность самостоятельного поиска способов и средств деятельности, информации. Способность к рефлексии, развитие словарного запаса детей. Формирует целостную картину мира через музыку. Актуализирует психологические качества личности, связанные с креативными способностями, воображением. Обеспечивает вовлечение в учебную деятельность, желание обсуждать, совместно искать и находить правильное решение.

     В своем уроке я стремилась отразить и необходимость использования информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки, так как они помогут учителю сделать урок современным, интересным, запоминающимся, развивающим ученика, и в то же время нравственно и эстетически воспитывающим.

      Результатами применения информационно-коммуникативных технологий являются:  

1. Положительная мотивация на уроках музыки с применением ИКТ,              создание условий для получения учебной информации из различных   источников.

  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  2. Повышение производительности урока.
  3. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций по музыке.
  4. Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

      ИКТ на уроках музыки расширяет возможности учителя в разнообразии форм подачи программного материала, а ученикам – в проявлении своих творческих  фантазий на более высоком современном уровне.

Использование ИНТЕРНЕТ - ресурсов, как на уроках музыки, так и при выполнении домашних заданий к уроку предоставляют большую возможность получить и обработать разнообразную музыкальную информацию. Поэтому ИНТЕРНЕТ является новым направлением в развитии познавательного интереса учащихся к урокам музыки, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект  урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

«Знакомство с увертюрой «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского, через синтез литературы, музыки и живописи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦели урока: формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного со...