Открытый урок по музыке "Любовь-вечная тема"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Ткаченко Наталия Евгеньевна

Конспект урока по музыке в 8 классе "Любовь-вечная тема"  ( "Ромео и Джульетта")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока197 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОУ Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат»

Открытый урок

в 8 классе

по теме «Любовь – вечная тема

в искусстве»

Учитель  Городничева Н.Е.

Музыкальное приветствие

(Слайд1)

Тема: «Любовь – вечная тема в искусстве».

(Слайд2)

Цель: знакомство с драматургией произведений, содержание который повествует о трагической любви Ромео и Джульетты.

Задачи:

1) познакомиться с произведениями музыкального искусства, созданными на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» В.Шекспира;

2) выделить особенности интерпретации трагедии в музыкально-театральных жанрах: опере, балете, увертюре-фантазии;

3) почувствовать и осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

(Слайд 3 )

Вечные вопросы жизни и смерти, любви и ненависти будут волновать композиторов и художников пока будет жить человек.              ( Слайд 4.  Вот почему уже несколько веков пьеса «Ромео и Джульетта» великого английского драматурга В.Шекспира не сходит с театральных подмостков. Начиная с 1595 года ее постановки были необыкновенно популярны в Англии.  В 19 веке пьесу «Ромео и Джульетта» играли во многих городах России.

(Слайд 5.)

Замечательный английский драматург Вильям Шекспир                      (1564-1616) был одним из величайших художественных гениев.

Сейчас мы послушаем доклад (доклад ученика).

(Слайд 6.)

Две равноуважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас события,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

Их жизнь, любовь и смерть, и, сверх того,

Мир их родителей на их могиле

На два часа составят существо

Разыгрываемой пред вами были.

(Слайд 7)

Много прекрасных городов в средневековой Италии, но, пожалуй, не сыскать второго, столь же живописного, как Верона. Окруженная со всех сторон зеленеющими холмами и солнечными долинами, раскинулась Верона на берегах полноводной реки, разделяющей город надвое.

Радуют глаз изящные мосты, переброшенные через реку, и пышные дворцы веронской аристократии, и стройные шпили храма Петра и вековые стены монастыря Сан Франческо.

(Слайд 8)

Красива Верона, но вот уже долгие годы жители е не знают покоя. Два самых знатных и богатых в городе семейства – Монтекки и Капулетти ведут жестокую и кровавую вражду. Она началась так давно, что уже никто не помнит ее причины.

Сейчас сюжет трагедии мы услышим (доклад ученика).

(Слайд  9)

Люди любят по-разному. Шекспир изобразил высшую степень этого чувства – любовь безграничную и беззаветную. Он создал образец идеальной любви.

(Слайд 10)

Тема трагической любви Ромео и Джульеты издавна привлекала внимание композиторов. На этот сюжет написаны опера Ш.Гуно, увертюра-фантазия П.Чайковского, симфония Г.Берлиоза, балет С.Прокофьева и другие.

(Слайд 11)

Балет «Ромео и Джульетта» был закончен С.Прокофьевым в 1936 году. Музыка Прокофьева буквально пронизана шекспировским духом. (Слайд 12)

Музыка балета ярко раскрывает основной конфликт трагедии Шекспира – столкновение светлой любви  юных героев с родовой враждой двух кланов: Монтекки и Капулетти.

 (Слайд 13)

Давайте вспомним что такое балет?

Балет – музыкально-театральное представление серьезного жанра, включающее в себя музыку и хореографию, пантомиму и художественное оформление.

А теперь давайте посмотрим фрагменты балета «Ромео и Джульетта».(Слайд 14)

(Слайд 15)

Шарль Гуно – французский композитор 19 века. Первое представление состоялось 27 апреля 1867 г. в Париже. Образы Ромео и Джульетты развиваются сложно и многогранно. И только образ мрачной, тупой вражды, которая стала причиной гибели героев, остается неизменным на протяжении всей оперы.

(Слайд16)

А давайте вспомним что такое опера?

Опера – музыкально-театральное представление серьезного жанра, объединяющего в себе музыку, драматургию, хореографию, изобразительное искусство (декорации, костюмы).

А теперь давайте посмотрим фрагменты оперы. (Просмотр).(Слайд17)

(Слайд18)

Увертюра-фантазия   «Ромео и Джульетта»-одно из самых знаменитых проведений П.Чайковского

Он задумал сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После смерти Чайковского композитор С.Танеев закончил сцену и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты. Увертюра фантазия написана Чайковским в сонатной форме.

Давайте вспомним схему. (Работа на доске).

(Слайд 19)

(слайд20)

Ну а теперь разберемся в этом подробно, прослушав

1) вступление (звучит музыка). (Слайд 21)

что вы увидели: священника, монаха, древний город Верону,         Италию  в древности;

что услышали: историю о двух влюбленных, католическую музыку;

почувствовали: грусть, скорбь.

2) экспозиция (главная тема – тема вражды). (Слайд22)

что увидели: с мечом в руках воюют уже долгие годы две семьи Монтекки и Капулетти.  Поле кровавой схватки, бой, кровопролитие.

что услышали: лязганье оружия, стоны, звуки падающих людей;

что почувствовали: страх, смятение, скорбь, ярость.

3) побочная партия:

    Тема любви:   (Слайд23)

что увидели: влюбленных Ромео и Джульетту; бал, где Ромео увидел Джульетту;  как их взгляды пересекаются; красоту Джульетты; на балконе Джульетту, она любуется на луну;

что услышали: как она поверяет небесам  свою сокровенную тайну; как ей Ромео шепчет слова признания  в любви и верности;

что почувствовали: нежность, доброту, торжество, робость.

4) разработка. (Слайд 24,25)

что увидели: Тибальд клянется отомстить Ромео за то, что он пробрался на бал; Ромео грозит смертельная опасность; венчание;

что услышали: злой голос Тибальда, как бьется сердце во время венчания;

что почувствовали: ненависть, угрозу, радость за обвенчанных.

5) реприза. (Слайд 26)

что увидели: поединок сначала Тибальда с Меркуцио, потом Тибальда с Ромео; ожесточенная схватка;

что услышали: как движется погребальное шествие; рыданье; плач;

что почувствовали: переживания Джульетты; горесть, грусть, чувство одиночества.

6) когда. (Слайд 27)

что увидели: смерть героев; Патера Лоренцо;

что услышали: молитву; как Патер Лоренцо завершает свой рассказ;

что почувствовали: скорбь, отчаяние, светлое чувство любви.

Мы знаем, что это программное произведение. Давайте вспомним, что такое программное произведение.

Программное произведение – это произведение, в основе которого лежит определенный сюжет, основанный на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, или из других видов искусств: литературы, живописи, или рожденный творческой фантазией самого композитора.

(Слайд 28)

В чем программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

  1.  Взята из произведений Уильямса Шекспира – великого драматурга и поэта, жившего свыше 400 лет  тому назад.
  2. Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти семей.

(Слайд 29)

А теперь давайте посмотрим фрагмент художественного фильма, снятого в 1964 году. И вы увидите светлые чувства юных Ромео и Джульетты.

(Фрагмент фильма. Просмотр)(Слайд30)

Вечная тема жизни и смерти, любви и ненависти волнует и наших современных композиторов. Давайте послушаем песню И.Николаева в исполнении Д.Гурской «Ромео и Джульетта».

Красота чувств Ромео и Джульетты, огонь их сердец вселяет надежду в нас и убеждает в  том, что истинная любовь есть, она все же существует.

Вывод.

В чем идея произведений «Ромео и Джульетта»:

  1. Любовь двух юных созданий Ромео и Джульетта;
  2. Любовь продолжает озарять людей светом даже после смерти.
  3. Она творит чудеса, примиряя враждующих;

 (Слайд31)

Домашнее задание. Нарисовать обложку к книге В.Шекспира «Ромео и Джульетта».

Поставить оценки.

Поблагодарить учащихся и гостей.

Музыкальное прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Открытый урок в 8 классе. Тема урока: "Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая".

Познакомить учащихся с географическим положением Океании; расширить знания о природе, жизни коренных жителей о. Новая Гвинея о о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае...

Открытый урок Раздел "Вязание крючком" Тема урока Вязание воздушной петли"

На уроке учащиеся учатся подбирать крючок и нитки, делать начальную петлю, вязать воздушную петлю, цепочку из воздушных петель. Учатся правильно посчитать количество воздушных петель....

Открытый урок по математике на тему "Упрощение выражений" (урок-объяснение нового материала, 5 класс)

Конспект открытого урока, проводимого в рамках Недели педагогического мастерства....

открытый урок ОБЖ , 7 класс, тема "Оползни, обвалы, снежные лавины.", проект урока.

проект урока ОБЖ в 7 классе ,тема "Оползни, обвалы, снежные лавины." проведение урока на областных курсах (архангельская обл.) ,тема: "Применение ИКТ на уроках общеобразовательной школы".Использовала ...

Открытый урок в 11 классе тема урока: "Resume Writing".

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы изучающих английский язык по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" Цель урока: Формирование практических навыков владения пись...

План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс

Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК  "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...