Творческая мастерская
учебно-методический материал по музыке на тему

Троценко Светлана Николаевна

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познаватель­но-поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в мире музыки. В  материале представлены различные творческие задания, которые можно применять на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx25.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская

Педагогические задачи при восприятии человека во взаимосвязи его с музыкой должны быть направлены не к тому, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой. Творческое отношение всегда деятельностное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя.

Жизнь — это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действия. Обучить творческому акту, как уже было сказано, нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.

В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями и с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями. Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в мире музыки.

Процесс творчества на уроке музыки – ведущий.

Приведу примеры творческих заданий, которые использую на уроках.

«Творческий проект»

1 вариант: учащимся необходимо выступить в роли композитора и составить музыкальный образ «Бабочки», «Слона». Необходимо аргументировать выбор тех или иных музыкальных средств выразительности.

2 вариант:  описать литературными средствами образ, созданный музыкой и, наоборот, создать музыкальный образ на основе литературного описания, произведения изобразительного искусства.

3 вариант: сочинение фильма по музыке: «Послушай фонограмму фрагмента неизвестного тебе фильма и постарайся представить себе, где происходит действие, как выглядят герои, пение которых ты слышал?»

4 вариант: «Вспомни рассказ (сказку, повесть)…». Представь, что ты композитор, которому  нужно создать музыку к этому произведению. Какой ты ее себе представляешь?»

«Сочини»

Учащимся предлагается составить ритмический рисунок, а затем придумать к нему текст.

Сочини собственную музыкальную форму и придумай ей название.

Создай свой музыкальный инструмент. Как он будет звучать?

Сочини 2 куплет песни, после разучивания 1 куплета.

«Художники – декораторы»

Необходимо нарисовать эскиз декораций к сцене из балета, оперы. Описать цветовую гамму, которую  нужно использовать. Объяснить свой выбор.

«Вырази эмоции»

Цветом, движением, ритмическими хлопками, дирижированием передать эмоции, которые вызывает музыкальное произведение.

«Переведи» произведение

После прослушивания и анализа музыкального произведения «перевести» его на язык красок или движений. Изобразить в графике закономерность чередования частей, музыкальную форму. Сочинить сказку.

«Продолжи мысль»

После прослушивания импровизации музыкальной мелодии – завершить музыкальную мысль.

Завершить ритмический рисунок, начатый учителем (одноклассником).

Интонационные приветствия и прощания на уроке (А.В. Заруба)

Идея пропевания учителем музыки в начале урока приветствия «Добрый день» или «Здравствуйте» не нова. Ученикам, соответственно, нужно было повторить мелодию, пропетую учителем. Омузыкаленное приветствие проводилось в целях распевания (в удобной тесситуре, по звукам трезвучия, в поступенном восходящем или нисходящем движении и т.д.).

По мере накопления интонационно-слухового «багажа» задание  усложняется,  ребята не только повторяют то, что пропел учитель, но и продолжают начатую им мелодию. Аналогичным образом омузыкаливается прощание в конце урока. Только, как правило, его поют  на интонацию из произведения, только что прослушанного или разученного на уроке.

«Вышивание голосом» (В.О. Усачева)

Ребенок создает графический узор и старается выполнить его не только движением руки, но и проследить голосом, то есть «вышить». Именно так он начинает осознавать, что значит «выше», «ниже», и понимать, оценивать, как у него это получается, как он этого добился. Школьники сами ставят творческую задачу, сами ищут средства ее решения и сами оценивают свое мастерство интонирования. Обычно после того, как все это прожито, дети гораздо легче (и правильней!) понимают смысл тех требований, которые к ним предъявляются в вокально- хоровой работе.

Разнообразные и систематические творческие задания помогают обучающимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...