урок музыки 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

урок музыки 7 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_6.docx26.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс                                                                           Высочинская Надежда 40гр

Дата: 26. 01. 2015.                                                        

Учитель: Желтикова Л.В

Тема урока:  «Транскрипция.»

Задачи:

Личностные: Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики; Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся;

Метапредметные:  Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки; Продолжение знакомства с творчеством Н.Паганини, Ф.Шуберта; Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;

Предметные: Формирование музыкального вкуса; Развивать вокально-хоровые навыки.

Структура:

  1. Орг.момент. знакомство с детьми.
  2. Беседа
  3. Слушание
  4. Беседа
  5. Пение
  6. Итог

Методы: словесный (рассказ, беседа); наглядно – зрительный, перспективы, сравнения.

Оборудование: фор- но, доска, учебник, компьютер, проектор.

Этапы

Ход  урока

Хр-ж

1 Орг. Момент

2 Беседа

3 Слушание

4 Беседа

5 Пение

6 Итог

Здравствуйте, ребята!

У: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Д: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

У: Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, предназначенная для исполнения в небольшом помещении

Дирк Гальс «Домашний концерт»; Татьяна Назаренко «Домашний концерт»

Джордж Гамильтон Баррабл «Песня без слов»; Эдуард Мане «Флейтист»

 Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На доске выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные.

серенада; каприс; ноктюрн; фуга; баллада прелюдия; этюд; баркарола; романс; соната;

Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.

На доске есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты). Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в третий столбик.

Д: Серенада, баллада, баркарола, романс.

У: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?

Д: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный. Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.

У: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция. Сейчас прозвучит произведение, с которым вы уже знакомы – это романс. А что такое романс и каковы его характерные черты.

Д: Романс – это жанр камерной вокальной музыки. Он появился в Испании. Романс – это песня о любви. И не только о любви, но и о других чувствах человека.

У: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?

Д: Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе. Как, например, в только что прозвучавшем произведении, мы ясно слышим пение жаворонка, благодаря фортепиано.

У: Мы не случайно так подробно остановились на характерных особенностях жанра романс, потому что сейчас вы услышите транскрипцию этого романса – фортепианную миниатюру М.А. Балакирева «Жаворонок» и ответите на следующие вопросы:

Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?

Что нового Вы услышали в этой пьесе?

В какой форме написана транскрипция?

Слушание и обсуждение

Д: В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.

У. Вы совершенно точно отметили живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». Но разговор о композиторах – пианистах на этом не заканчивается. И вот следующее высказывание:

 «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В 19 веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс 24 Н. Паганини.

У: Знакома ли Вам эта музыка?

Д: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.

У: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?

Д: Определение не вспомню, а вот исходя из музыки, каприс – это произведение изысканное и виртуозное.

У: Не могу с Вами не согласиться, но давайте внесём ясность в это определение.

Каприс это  произведение академической музыки, написанное в свободной форме. Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?

Д: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива? – Да! Тема капризна? – Да! Изложение блестящее – Да!

У: В какой форме написано это сочинение.

Д: В форме вариаций.

У: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?

Д: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.

Наряду с другими произведениями Ф. Шуберта, баллада «Лесной царь» взволновала Ф.Листа и он создал виртуозную транскрипцию «Лесной царь», которую я предлагаю Вам послушать в исполнении пианиста Евгения Кисина в видеозаписи.

У: Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?

Д: В транскрипции баллада «Лесной царь» заиграла новыми красками. Так звучание темы отчаявшегося отца звучала в низком регистре, а стенания младенца – в высоком. Мне кажется, что от этого баллада только выиграла.

У: Я с уважением отношусь к Вашей точке зрения, но может быть не стоит быть столь категоричными. Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?

Д: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.

У: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.

Я предлагаю вам сейчас разучить песенку «Спасибо музыка» из к.ф «Мы из джаза». Сейчас я вам включу песню, а вы внимательно послушайте мелодию и обратите внимание на скачки мелодии, а за тем мы с вами разучим ее.

Домашнее задание выписать в тетрадь понравившееся произведения.

Спасибо за урок. До свидания.

 

14м

12м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...