Конспект урока "Интонационная выразительность исполнения". 2 класс.
план-конспект урока по музыке
Сформировать представление о выразительном содержании интонации, ее важной роли в дальнейшем музыкальном «высказывании».
Научить различать в музыке восклицательную, повествовательную и вопросительную интонацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl_intonatsiya_konspekt_uroka.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «ИНТОНАЦИЯ»
ЦЕЛЬ УРОКА: воспитание музыкальной культуры школьников на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальной значимости.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке в процессе ее восприятия.
Раскрыть понятие у учащихся о том, что делает музыку выразительной. Познакомить с элементами музыкальной речи (динамикой, темпом, ритмом). Показать связь музыки и речевой интонации.
2. Формирование осознанного отношения к музыке, творческой активности у учащихся в различных видах деятельности. Вызывать музыкальноэстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. развить эмоциональную сферу учащихся.
3. Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения слушания, движения под музыку и ее пластическое интонирование.
ТИП УРОКА: углубление в тему.
ТЕМА УРОКА: «ИНТОНАЦИОННАЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ».
Материал урока:
- Интонационно-фонетические упражнения В.В. Емельянова:
∗ «Вопросы - ответы»
∗ «Бронтозаврик»
∗ «Вопросы – ответы с согласными»
∗ «Крик – вой»
∗ «Крик – вой - визг»
∗ Фонопедические программы в нефальцетном режиме № 1, 3
∗ Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим № 1, 2
∗ Фонопедические программы в фальцетном режиме № 1.
- «Спой нам, ветер» И.О. Дунаевский
- «Болтунья» С.С. Прокофьев
- «Барабан» Д.Б. Кабалевский
- «Кузнец» И. Арсеев
- «Марш» Э. Григ
- «Кто дежурные?» Д.Б. Кабалевкий
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Сформировать представление о выразительном содержании интонации, ее важной роли в дальнейшем музыкальном «высказывании».
Научить различать в музыке восклицательную, повествовательную и вопросительную интонацию.
2. Воспитывать интерес и любовь к музыке, передающей красоту человеческих чувств.
3. Развивать вокально-хоровые навыки, необходимые для выразительного исполнения песен. Развивать дикцию, мелодический, гармонический, ритмический слух.
Оборудование: музыкальный центр, фонохрестоматия, термин «Сопрано», таблица «Бронтозаврик», таблица «Кто дежурные?», барабаны.
НАГЛЯДНОСТЬ УРОКА:
портрет С. Прокофьева, А. Барто, Д. Кабалевского, Э. Грига, рисунки гномов, фотография В. Емельянова, таблицы.
ХОД УРОКА
ВХОД под «МАРШ» из к/ф «Веселые ребята» И. Дунаевского
(1 мин)
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ:
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте, учитель! Мы пришли сегодня в класс. Очень рады видеть Вас!
(1 мин.)
БЕСЕДА:
-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?
- Мы говорили об интонации.
-Что такое интонация? Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой, понимаемой как изменения звучания («тона») голоса и прежде всего его высоты («мелодия речи»).
- Говорили о том, что одни и те же слова мы можем говорить и петь с разными чувствами, изменяя звучание голоса.
- С интонацией восторга, недоумения, гнева, печали, радости, удивления.
- В Санкт Петербурге живет и работает замечательный педагог – вокалист В.В. Емельянов он придумал много интересных интонационно-фонетических упражнений для развития певческого голоса у детей. Для того, чтобы ваш голос был здоровым, выносливым, высокоуправляемым мы исполним некоторые из них.
Сядьте прямо на половину стула, ногами упирайтесь в пол. Расправьте спину, плечи. Следите за тем, чтобы на гласные звуки рот не закрывался, контролируйте себя поставив пальчики у щеки, между зубами.
Мы споем упражнение «Вопросы - ответы». Обратите внимание изменится интонация в голосе или нет?
№ 1
Поем «Вопросы - ответы»
2 мин.
у ? у! о ? у!
У У У О
а ? о! э ? а!
О А А Э
ы ? э ! ы ? ы !
Э Ы Ы Ы
БЕСЕДА:
- Менялась ли интонация в голосе? От каких звуков к каким вы пели «Вопросы - ответы»?
- От низких к высоким звукам – вопросительная интонация. От высоких к низким – утвердительная.
1 мин.
№ 2
В упражнении «Бронтозаврик» мы будем обмениваться певческими звуками: показ – повторение и рисовать маленькую головку бронтозаврика, длинную шею, большое туловище, передние и задние лапы, длинный хвост.
1 мин.
Таблица «Бронтозаврик»:.
2 мин.
у ! у ! у ! у !
У УО, УОА
у ! у ! у !
УОАЭ УОАЭЫ, УОАЭЫ х х х.
№ 3
Следующее упражнение «Вопросы – ответы с согласными»: 1 мин.
шу? у !
У ШУ.
У – СО; У – ФА; У – КЭ; У – ТЫ.
№ 4
Мы споем упражнение «Крик - вой», вы научитесь петь от низких звуков до очень высоких. 1 мин
у !!!
[А] А !!!
№ 5
«Крик – вой - визг»: 1 мин.
а!
у !!!
[А] А !!!
Для того, чтобы научиться говорить и петь ясно и отчетливо нужно научиться владеть своими губами, мышцами лица.
Дети поют на вибранто: фонопедические упражнения в нефальцетном режиме № 1, 3.
№ 6
Фонопедические упражнения на переходе из нефальцетного в фальцетный режим №1, 2
№ 7
Фонопедические упражнения в фальцетном упражнении № 1.
БЕСЕДА:
- Исполняя эти упражнения вы научитесь петь интонационно верно и выразительно. Как вы понимаете, что значит выразительно?
- Нужно выделять ударные слоги в словах, выделять главные слова в предложении.
- Послушайте песню «Спой нам, ветер» И Дунаевского (показать портрет) в двух вариантах и скажите, в каком из них я исполняла песню интонационно выразительно.
СЛУШАЕМ: песню «Спой нам, ветер» И.О. Дунаевского. В каком из вариантов песня прозвучала интонационно выразительно?
БЕСЕДА:
- Как вы понимаете «выразительно рассказать стихи»?
- В разговорной речи выделяются ударные слоги, понижается и повышается интонация в голосе, соблюдаются знаки препинания.
- Интонационная осмысленность присуща и музыке. Музыкальную, интонацию в отличии от речевой записывают точно по высоте и длительности. В разговорной речи выделяются ударные слоги, в музыке сильные и слабые доли. Вы заметили, что понижения и повышения, усиления и ослабления, акценты и паузы, знаки препинания и многое другое свойственно музыке и разговорной речи.
Вы обратили внимание на то, что красивая, выразительная речь человека словно стремится к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
На прошлом уроке вы слушали разговорную речь «Болтуньи». Какая поэтесса написала это стихотворение?
- Агния Львовна Барто (показать портрет).
- Музыку к этим словам сочинил композитор (показать портрет)
- С. Прокофьев
- Постарайтесь услышать в музыке какую музыкальную речь изобразил композитор интонационно выразительную или невыразительную?
Кто исполнял это произведение?
СЛУШАЕМ: «Болтунья» С. Прокофьев. (портрет Прокофьева)
БЕСЕДА:
- Какую музыкальную речь вы услышали, выразительную или невыразительную?
Прокофьев в этом произведении сопоставил выразительную и невыразительную музыкальную речь. Когда музыкальная речь исполнялась невыразительно, какой своеобразный прием применялся в пении, который характерен и для разговорной речи?
- Прием скороговорки.
- На прошлом уроке вы получили домашнее задание: выучить скороговорку.
Кто может рассказать?
Дети рассказывают скороговорки.
- Кто исполнял произведение один или много инструментов?
- Фортепьяно.
- Как называют музыканта который играет на фортепьяно?
- Пианист.
- Кто еще исполнял произведение?
- Солистка.
- Какой вид голоса у солистки?
- Сопрано.
- Сопрано какой голос высокий или низкий?
- Высокий.
- Послушайте стихотворение про этот вид голоса:
Я лежал и видел сон,
Вдруг, куда-то делся он.
Я проснулся в пять часов,
Из-за диких голосов!
Да, у кошек слишком рано
Прорезается – «Сопрано»!
Физ.Минутка под музыку «Воздушная кукуруза».2 мин
БЕСЕДА:
- Вероятно, вы заметили как интонационные особенности музыки раскрывают нам характер главной героини. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной, но стремительная скороговорка выдает нам ее неудержимую болтливость.
Сопоставьте песню «Болтунья» с попевкой Д. Кабалевского «Барабан». Чтобы музыкальная и разговорная речь стала осмысленной, что нужно делать?
- Соблюдать паузы и знаки препинания.
Поем и играем в ансамбле на барабанах: «Барабан» Д. Кабалевского.
3 мин.
БЕСЕДА:
- Как вы думаете, имеет ли пауза в конце попевки смысловое значение?
- Пауза помогает понять, что барабан продырявлен и ударов из него извлечь нельзя.
- Были ритмические ошибки у ребят во время исполнения?
Вы обратили внимание, что знаки препинания в разговорной речи, а в музыке паузы имеют большое значение, потому что разделяют музыку на фразы, как это происходит в разговорной речи.
Музыкальные предложения делятся на фразы, фраза – незаконченная музыкальная мысль, в конце которой в песне можно сделать вдох, а в музыкальном произведении цезуру (небольшую паузу).
Ощущение и понимание знаков препинания в музыке очень важно, для ее осмысленного и выразительного исполнения.
Сейчас вы услышите попевку «Кузнец» на музыку Арсеева, слова народные, в которой услышите, как музыка делится на музыкальные предложения и фразы.
Подумайте, кто такой кузнец? Чем он занимается?
- Кузнец – это такая профессия. Он кует различные изделия из металла (подковы, ножи, мечи, копья и т.д.).
СЛУШАЕМ И РАЗУЧИВАЕМ: «Кузнец» И. Арсеева.
Разучиваем по группам. 6 мин.
БЕСЕДА:
- Какая интонация прозвучала в начале попевки? Повествовательная, восклицательная или вопросительная?
- Восклицательная, шутливо-задорная.
Исполняя по группам дети встают и садятся.
Сейчас я наиграю вам мелодию уже знакомого вам произведения, которое вы слышали в I четверти. Вспомните, как называется это произведение. Какой композитор его сочинил?
2 мин.
ОТГАДЫВАЕМ: тему «УТРО» Э. Грига (показать портрет). Григ – норвежский композитор. В своей музыке он воспевает красоту родной природы. Им написано много музыки к сказкам Г.Х. Андерсена, где главными действующими лицами являются тролли, эльфы, гномы.
Сейчас вы услышите «Марш» Э.Грига. Обратите внимание на утвердительные интонации, на выразительное исполнение, чередование сильных и слабых долей. Каждая фраза и музыкальное предложение будут завершатся полнозвучными аккордами. Подумайте, ребята, кто может шагать под такой марш? 2 мин.
СЛУШАЕМ «МАРШ» Э. Григ.
Дети шагают под марш.
- Какой этот марш быстрый, умеренный или медленный?
- Медленный.
- Кто же мог шагать под такой марш?
- Гномы.
ОТГАДЫВАЕМ Наиграть мелодию песни «Кто дежурные?»
БЕСЕДА:
- Какую мелодию я наиграла?
- Песню «Кто дежурные?»
- Кто сочинил эту песню?
- Д.Б. Кабалевский. (портрет)
В интонациях этой песни слышится выразительность живой речи ребят, с увлечением и гордостью рассказывающих о своих очень важных обязанностях дежурных класса.
Все нюансы этого рассказа надо постаратся передать в исполнении.
- С какой интонации начинается песня вопросительной, утвердительной или повествовательной?
- С вопросительной.
А дети отвечают на вопрос с утвердительной интонацией. Далее следует повествовательная.
Разучиваем песня «Кто дежурные?» Д.Б. Кабалевского. Повторяем 1 куплет и припев, разучиваем 2 и 3 куплет. Работать над выразительным исполнением, учить петь прикрытым звуком. Исполнить всю песню с солистом.
ИТОГ УРОКА.
- Ребята, какие интонации встречаются в разговорной и музыкальной речи?
-Восклицательные, повествовательные, вопросительные, утвердительные, шутливые, задорные.
- О чем еще мы говорили на уроке? Как нужно исполнять песни и музыкальные произведения?
- Выразительно.
- Мелодия – это «душа» музыки, поэтому при исполнении мелодии необходимо стремится к ее придельной выразительности, выделять смысловые вершины, подчеркивая логические ударения во фразах, объединяя дыханием отдельные ее звуки в одно целое.
Показать тему урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Доучить песню «Кузнец» И. Арсеева.
ВЫХОД под «МАРШ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад "Формирование навыков выразительного исполнения на основе творческого прочтения текста".
Методический доклад затрагивает проблемы,связанные с постижением исполнителем авторского замысла путем вдумчивого изучения текста исполняемого произведения. Воспитание навыков восприятия текста и макс...
Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.
Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...
работа над выразительным исполнением
методическая разработка...
Конспект урока выразительного чтения по английскому языку в 10-11 классах «Красота слова в поэзии Байрона. Анализ стихотворения «Она идёт во всей красе…»
Дать понятие о творческом переводе, выработать умение использовать наиболее точные лексические соответствия, умение видеть слова в контексте, понять замысел автора, показать учащимся всё богатство рус...
Конспект открытого урока по классу скрипки "Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат"
В 5-ом классе ДПОП "Струнные инструменты" специальность скрипка, появляется тема "Старинная соната". Как сделать её интересной и увлекательной? Как привлечь внимание учеников и мот...
Работа над музыкальным образом, выразительным исполнением пьес в 1 классе.
Работа над музыкальным образом, выразительным исполнением пьес в 1 классе....
Работа над выразительным исполнением мелодии
Мелодия - один из самых важных и основных элементов музыки. Понимание содержания мелодии, ее строения, ее музыкального развития является обязательным для любого музыканта....