Конспект урока "Интонационная выразительность исполнения". 2 класс.
план-конспект урока по музыке

Грошева Татьяна Викторовна

Сформировать представление о выразительном содержании интонации, ее важной роли в дальнейшем музыкальном «высказывании».

Научить различать в музыке восклицательную, повествовательную и вопросительную интонацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_intonatsiya_konspekt_uroka.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «ИНТОНАЦИЯ»

ЦЕЛЬ УРОКА: воспитание музыкальной культуры школьников на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальной значимости.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

1. Формирование эмоционального отношения к музыке в процессе ее восприятия.

Раскрыть понятие у учащихся о том, что делает музыку выразительной. Познакомить с элементами музыкальной речи (динамикой, темпом, ритмом). Показать связь музыки и речевой интонации.

2. Формирование осознанного отношения к музыке, творческой активности у учащихся в различных видах деятельности. Вызывать музыкальноэстетический отклик на произведения, чувство сопереживания музыкальным образам, т.е. развить эмоциональную сферу учащихся.

3. Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения слушания, движения под музыку и ее пластическое интонирование.

  ТИП УРОКА: углубление в тему.

ТЕМА УРОКА: «ИНТОНАЦИОННАЯ  

  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ».

Материал урока:

  1. Интонационно-фонетические упражнения В.В. Емельянова:

 «Вопросы - ответы»

 «Бронтозаврик»

 «Вопросы – ответы с согласными»

 «Крик – вой»

 «Крик – вой - визг»

 Фонопедические программы в нефальцетном режиме        № 1, 3

 Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим № 1, 2

 Фонопедические программы в фальцетном режиме № 1.

  1. «Спой нам, ветер»  И.О. Дунаевский
  2. «Болтунья» С.С. Прокофьев
  3. «Барабан» Д.Б. Кабалевский
  4. «Кузнец» И. Арсеев
  5. «Марш» Э. Григ
  6. «Кто дежурные?» Д.Б. Кабалевкий

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Сформировать представление о выразительном содержании интонации, ее важной роли в дальнейшем музыкальном «высказывании».

Научить различать в музыке восклицательную, повествовательную и вопросительную интонацию.

2. Воспитывать интерес и любовь к музыке, передающей красоту человеческих чувств.

3. Развивать вокально-хоровые навыки, необходимые для выразительного исполнения песен. Развивать дикцию, мелодический, гармонический, ритмический слух.

Оборудование: музыкальный центр, фонохрестоматия, термин «Сопрано», таблица «Бронтозаврик», таблица «Кто дежурные?», барабаны.

НАГЛЯДНОСТЬ УРОКА:

портрет С. Прокофьева, А. Барто, Д. Кабалевского,        Э. Грига, рисунки гномов, фотография В. Емельянова, таблицы.  

ХОД УРОКА

ВХОД под «МАРШ» из к/ф «Веселые ребята»                       И. Дунаевского

(1 мин)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ:                 

  - Здравствуйте ребята!

 - Здравствуйте, учитель! Мы пришли сегодня в класс. Очень рады видеть Вас!

(1 мин.)

БЕСЕДА:

-Ребята, о чем мы говорили на прошлом  уроке?                  

- Мы говорили об интонации.

-Что такое интонация? Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой, понимаемой как изменения звучания                                      («тона») голоса и прежде всего его высоты                                   («мелодия речи»).

 - Говорили о том, что одни и те же слова                                       мы можем говорить и петь с разными                                       чувствами, изменяя звучание голоса.

- С интонацией восторга, недоумения,                                      гнева, печали, радости, удивления.

- В Санкт Петербурге живет и работает замечательный педагог – вокалист В.В. Емельянов он придумал много интересных интонационно-фонетических упражнений для развития певческого голоса у детей. Для того, чтобы ваш голос был здоровым, выносливым, высокоуправляемым мы исполним некоторые из них.

Сядьте прямо на половину стула, ногами упирайтесь в пол. Расправьте спину, плечи. Следите за тем, чтобы на гласные звуки рот не закрывался, контролируйте себя поставив пальчики у щеки, между зубами.

Мы споем упражнение «Вопросы - ответы». Обратите внимание изменится интонация в голосе или нет?

№ 1

Поем «Вопросы - ответы»

2 мин.        

               у  ?          у!                                     о  ?        у!

У                                    У          У                                        О

               а  ?          о!                                     э  ?        а!

О                                    А         А                                       Э

               ы  ?          э !                                     ы  ?        ы !

Э                                  Ы                    Ы                              Ы

БЕСЕДА:             

- Менялась ли интонация в голосе? От каких звуков к каким вы пели «Вопросы - ответы»?

 - От низких к высоким звукам –  вопросительная интонация. От высоких к  низким – утвердительная.

                                                                                       1 мин.                      

№ 2

В упражнении «Бронтозаврик» мы будем обмениваться певческими звуками: показ – повторение и рисовать маленькую головку бронтозаврика, длинную шею, большое туловище, передние и задние лапы, длинный хвост.

                                                                                       1 мин.                    

Таблица «Бронтозаврик»:.

                                                                                       2 мин.

  у ! у !                    у !                                у !

                        У                           УО,                            УОА

у !                     у !                             у !

           УОАЭ               УОАЭЫ,                  УОАЭЫ  х х х.

№ 3

Следующее упражнение «Вопросы – ответы с согласными»:                                                                     1 мин.

                    шу?           у !

 

У                                                        ШУ.

У – СО; У – ФА; У – КЭ; У – ТЫ.

№ 4

Мы споем упражнение «Крик - вой», вы научитесь петь от низких звуков до очень высоких.                                1 мин 

               

                                 у !!!

                             

[А]  А !!!  

№ 5

«Крик – вой - визг»:                                                    1 мин.

                                                   а!

                                 у !!!

                             

[А]  А !!!  

Для того, чтобы научиться говорить и петь ясно и отчетливо нужно научиться владеть своими губами, мышцами лица.

Дети поют на вибранто: фонопедические упражнения в нефальцетном режиме № 1, 3.

№ 6

Фонопедические упражнения на переходе из нефальцетного в фальцетный режим №1, 2

№ 7

Фонопедические упражнения в фальцетном упражнении № 1.

БЕСЕДА:

- Исполняя эти упражнения вы научитесь петь интонационно верно и выразительно. Как вы понимаете, что значит выразительно?

- Нужно выделять ударные слоги в словах, выделять главные слова в предложении.

- Послушайте песню «Спой нам, ветер» И Дунаевского (показать портрет) в двух вариантах и скажите, в каком из них я исполняла песню интонационно выразительно.

СЛУШАЕМ: песню «Спой нам, ветер»                              И.О. Дунаевского. В каком из вариантов песня прозвучала интонационно выразительно?

БЕСЕДА:

 - Как вы понимаете «выразительно рассказать стихи»?              

- В разговорной речи выделяются ударные слоги, понижается и повышается интонация в голосе, соблюдаются знаки препинания.

- Интонационная осмысленность присуща и музыке. Музыкальную, интонацию в отличии от речевой записывают точно по высоте и длительности. В разговорной речи выделяются ударные слоги, в музыке сильные и слабые доли. Вы заметили, что понижения и повышения, усиления и ослабления, акценты и паузы, знаки препинания и многое другое свойственно музыке и разговорной речи.

Вы обратили внимание на то, что красивая, выразительная речь человека словно стремится к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.

На прошлом уроке вы слушали разговорную речь «Болтуньи». Какая поэтесса написала это стихотворение?

- Агния Львовна Барто (показать портрет).

- Музыку к этим словам сочинил композитор (показать портрет)

- С. Прокофьев

- Постарайтесь услышать в музыке какую музыкальную речь изобразил композитор интонационно выразительную или невыразительную?

Кто  исполнял это произведение?

СЛУШАЕМ: «Болтунья» С. Прокофьев. (портрет Прокофьева)

БЕСЕДА: 

- Какую музыкальную речь вы услышали, выразительную или невыразительную?

Прокофьев в этом произведении сопоставил выразительную и невыразительную музыкальную речь. Когда музыкальная речь исполнялась невыразительно, какой  своеобразный прием применялся в пении, который характерен и для разговорной речи?

- Прием скороговорки.

- На прошлом уроке вы получили домашнее задание: выучить скороговорку.

Кто может рассказать?

Дети рассказывают скороговорки.

- Кто исполнял произведение один или много инструментов?

- Фортепьяно.

- Как называют музыканта который играет на фортепьяно?

- Пианист.

- Кто еще исполнял произведение?

- Солистка.

- Какой вид голоса у солистки?

- Сопрано.

- Сопрано какой голос высокий или низкий?

- Высокий.

- Послушайте стихотворение про этот вид голоса:

Я лежал и видел сон,

Вдруг, куда-то делся он.

Я проснулся в пять часов,

Из-за диких голосов!

Да, у кошек слишком рано

Прорезается – «Сопрано»!

Физ.Минутка под музыку «Воздушная кукуруза».2 мин

БЕСЕДА:

- Вероятно, вы заметили как интонационные особенности музыки раскрывают нам характер главной героини. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной, но стремительная скороговорка выдает нам ее неудержимую болтливость.

Сопоставьте песню «Болтунья» с попевкой                           Д. Кабалевского «Барабан». Чтобы музыкальная и разговорная речь стала осмысленной, что нужно делать?

- Соблюдать паузы и знаки препинания.

Поем и играем в ансамбле на барабанах:                   «Барабан» Д. Кабалевского.                                      

3 мин.

БЕСЕДА:

- Как вы думаете, имеет ли пауза в конце попевки смысловое значение?

- Пауза помогает понять, что барабан продырявлен и ударов из него извлечь нельзя.

- Были ритмические ошибки у ребят во время исполнения?

Вы обратили внимание, что знаки препинания в разговорной речи, а в музыке паузы имеют большое значение, потому что разделяют музыку на фразы, как это происходит в разговорной речи.

Музыкальные предложения делятся на фразы, фраза – незаконченная музыкальная мысль, в конце которой в песне можно сделать вдох, а в музыкальном произведении цезуру (небольшую паузу).

Ощущение и понимание знаков препинания в музыке очень важно, для ее осмысленного и выразительного исполнения.

Сейчас вы услышите попевку «Кузнец» на музыку Арсеева, слова народные, в которой услышите, как музыка делится на музыкальные предложения и фразы.

Подумайте, кто такой кузнец? Чем он занимается?

- Кузнец – это такая профессия. Он кует различные изделия из металла (подковы, ножи, мечи, копья и т.д.).

СЛУШАЕМ И РАЗУЧИВАЕМ: «Кузнец» И. Арсеева.

Разучиваем по группам.                                              6 мин.

БЕСЕДА: 

- Какая интонация прозвучала в начале попевки? Повествовательная, восклицательная или вопросительная?

- Восклицательная, шутливо-задорная.

Исполняя по группам дети встают и садятся.

Сейчас я наиграю вам мелодию уже знакомого вам произведения, которое вы слышали в I четверти. Вспомните, как называется это произведение. Какой композитор его сочинил?

2 мин.

ОТГАДЫВАЕМ: тему «УТРО» Э. Грига (показать портрет). Григ – норвежский композитор. В своей музыке он воспевает красоту родной природы. Им написано много музыки к сказкам Г.Х. Андерсена, где главными действующими лицами являются тролли, эльфы, гномы.

Сейчас вы услышите «Марш» Э.Грига. Обратите внимание на утвердительные интонации, на выразительное исполнение, чередование сильных и слабых долей. Каждая фраза и музыкальное предложение будут завершатся полнозвучными аккордами. Подумайте, ребята, кто может шагать под такой марш?                                                  2 мин.

СЛУШАЕМ «МАРШ» Э. Григ.

Дети шагают под марш.

- Какой этот марш быстрый, умеренный или медленный?

- Медленный.

- Кто же мог шагать под такой марш?

- Гномы.

ОТГАДЫВАЕМ Наиграть мелодию песни «Кто дежурные?»

БЕСЕДА:

- Какую мелодию я наиграла?

- Песню «Кто дежурные?»

- Кто сочинил эту песню?

- Д.Б. Кабалевский. (портрет)

В интонациях этой песни слышится выразительность живой речи ребят, с увлечением и гордостью рассказывающих о своих очень важных обязанностях дежурных класса.

Все нюансы этого рассказа надо постаратся передать в исполнении.

- С какой интонации начинается песня вопросительной, утвердительной или повествовательной?

- С вопросительной.

А дети отвечают на вопрос с утвердительной интонацией. Далее следует повествовательная.

Разучиваем песня «Кто дежурные?» Д.Б. Кабалевского. Повторяем 1 куплет и припев, разучиваем 2 и 3 куплет. Работать над выразительным исполнением, учить петь прикрытым звуком. Исполнить всю песню с солистом.

ИТОГ УРОКА.

- Ребята, какие интонации встречаются в разговорной и музыкальной речи?

-Восклицательные, повествовательные, вопросительные, утвердительные, шутливые, задорные.

- О чем еще мы говорили на уроке? Как нужно исполнять песни и музыкальные произведения?

- Выразительно.

- Мелодия – это «душа» музыки, поэтому при исполнении мелодии необходимо стремится к ее придельной выразительности, выделять смысловые вершины, подчеркивая логические ударения во фразах, объединяя дыханием отдельные ее звуки в одно целое.

Показать тему урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Доучить песню «Кузнец» И. Арсеева.

ВЫХОД под «МАРШ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад "Формирование навыков выразительного исполнения на основе творческого прочтения текста".

Методический доклад затрагивает проблемы,связанные с постижением исполнителем авторского замысла путем вдумчивого изучения текста исполняемого произведения. Воспитание навыков восприятия текста и макс...

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.

Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...

работа над выразительным исполнением

методическая разработка...

Конспект урока выразительного чтения по английскому языку в 10-11 классах «Красота слова в поэзии Байрона. Анализ стихотворения «Она идёт во всей красе…»

Дать понятие о творческом переводе, выработать умение использовать наиболее точные лексические соответствия, умение видеть слова в контексте, понять замысел автора, показать учащимся всё богатство рус...

Конспект открытого урока по классу скрипки "Знакомство с историей и стилистическими особенностями исполнения старинных сонат"

В 5-ом классе ДПОП "Струнные инструменты" специальность скрипка, появляется тема "Старинная соната". Как сделать её интересной и увлекательной? Как привлечь внимание учеников и мот...

Работа над музыкальным образом, выразительным исполнением пьес в 1 классе.

Работа над музыкальным образом, выразительным исполнением пьес в 1 классе....

Работа над выразительным исполнением мелодии

Мелодия - один из самых важных и основных элементов музыки. Понимание содержания мелодии, ее строения, ее музыкального развития является обязательным для любого музыканта....