Программа для одаренного ребенка общеобразовательной школы "Вокально-творческое развитие школьника"
рабочая программа по музыке на тему

Грошева Татьяна Викторовна

Данный курс предназначен для углубленного изучения учеником вокального искусства. Содержание программы направленно в первую очередь на то, чтобы ученик пришел к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Не менее важным в предлагаемой программе является и то, что педагогический процесс основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_odarennogo_rebenka.doc135 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

г. Нижневартовска

ВОКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА

ПРОГРАММА ДЛЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Автор:

 учитель музыки

высшей категории:

Грошева Т.В.

г. Нижневартовск

2014 – 2015 уч.год

«…голос – это человек.

Человек во всей полноте – физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный…»

(Е. Назайкинский)

Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать, пользуясь голосом,- писал Този.

«…учиться умом, а не голосом, ибо, утомив голос, уже никакими способами его снова не приведешь в хорошее состояние».

ВОКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА.

Программа для одаренного ребенка общеобразовательной школы.

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для углубленного изучения учеником вокального искусства.

Содержание программы направленно в первую очередь на то, чтобы ученик пришел к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Не менее важным в предлагаемой программе является и то, что педагогический процесс основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами.

Цель программы – воспитание певческой культуры школьника как части его музыкальной, и шире – духовной культуры (по Д.Б. Кабалевскому).

Задача программы – раскрыть подлинное значение пение как формы «отражения» духовности. Обеспечить непроизвольное, естественное «вхождение» ученика в «Певческое поле» мира и радостного, творческого бытования в нем. Сохранить увлеченность искусством развивать потребность «жить и одаривать пением».

В качестве методологических оснований программы выступают:

1) понимание пения как культурно-исторического явления, имеющего вековые национальные традиции;

2) формирование представление о голосе поющего человека как проявлении его творческой сущности;

3) осмысление вокального начала как соподчинение однородных проявлений.

В структуре программы выделены три взаимосвязанных элемента:

- исследовательский – направленный на включение ребенка в самостоятельное «открытие» певческого начала в окружающем мире;

- художественно-творческий – ориентирован на реализацию духовного потенциала, воплощение волнующих чувств и мыслей в пении.

Занятия проводятся с Смуровым Ильёй один раз в неделю по одному часу. Программа рассчитана на один год.

Содержание  обучения вокальному искусству построено на концентрическом способе развертывания материала с опорой на следующие принципиальные позиции:

  1. «наблюдение вокального искусства», от его музыкальной природы через содержание музыкальных образов к пониманию выразительной и изобразительной вокальной символика (по Б.В. Асафьеву);
  2. воплощение вечной истины «прекрасное пробуждает доброе», когда подлинно художественное произведение вокального искусства, вызывая сильное переживание, просвещает и изменяет все существо растущего человека;
  3. пробуждение «инстинкта песенности» - подсознательного, безотчетно – искреннего песенного чувства в растущем человеке, от которого рождается «мера всех вещей», благородство и достоинство исполнения;
  4. организация мыслительной деятельности учащегося, воспитание самостоятельности суждений о фактах и событиях в искусстве пения, соотнесение, оценивание, дифференциация звуковых впечатлений.

Перечень репертуара  для учащегося включает различные жанры вокальной музыки: песни композиторов – классиков, кантаты, фрагменты опер, а также песенное творчество народов мира и лучшее образцы современной российской и зарубежной эстрады.

Главным критерием при отборе репертуара стала их духовная ценность, определяемая художественным содержанием, певучестью и благозвучием, вокальной красочностью, грациозностью и пластичностью мелодики звуковым колоритом и др.

Вокально-творческое развитие в программе подразумевает «близость к искусству пения» (по В.В. Емельянову) на основе двух компонентов.

  1. Владение голосом как «инструментом» духовного самовыражения. В данном компоненте исходной позицией выступает интонационная выразительность голоса, показателем которой является не столько чистота интонации сама по себе, точность воспроизведения какой – либо  последовательности звуков, а интонационное богатство певческих высказываний ребенка, тесно связанных с речью, производных от естественных человеческий чувствований и имеющих разумное основание. В сущности «одухотворенное звукосмысловое единство» содержит в себе весь стандартный набор певческих навыков (звукообразования, дикции, дыхания и т.д.), а также основных свойств звучания голоса (диапазон, тембр, регистр). Но не они, лежащие на поверхности, являются приоритетными. Главенствует внутреннее человеческое начало естественно выплескивающееся в момент эмоционального воодушевления. Владение голосом проявляет себя в разнообразии интонационных выражений ребенка, гибкости и пластичности интонации, степени понимания ребенком личных певческих высказываний.
  2. Творческое развитие, заключающееся в воплощении собственных душевных состояний в звучании голоса. Характеристиками выступает свобода и широта проявления собственного «певческого чувства», бесконечное стремление радовать других людей пением и радоваться самому, обостренное восприятие пения как такового. Творческое развитие ребенка в пении проявляет себя в новизне, оригинальности и уникальности замысла в целом, самостоятельности и свободе оперирования с «певческим материалом», собственным голосом, способности «схватывать» образное содержание и видеть возможные варианты его развития.

Вокально-творческое развитие ребенка предполагает выявление индивидуальной окраски голоса, больших художественно-выразительных возможностей, выражение образно-эмоционального содержания исполняемых произведений.

Содержание занятий на всем протяжении обучения предусматривает исполнение фонопедических упражнений для развития голоса по методу В.В. Емельянова, т.к. работа по формированию эталона звука особенно важна в вокальном обучении ребенка.

В качестве форм итоговых занятий выступают как традиционные (уроки – концерты, фестивали, конкурсы и т.п.), так и нетрадиционные (день рождение песни, панорама народных песен и др.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Развивать специальные способности, мышление, внимание, память, эмоциональность, творчество и вокальные способности.
  2. Овладеть основными вокальными навыками:

- звукообразование;

- певческим дыханием;

- артикуляцией;

- слуховыми навыками;

- навыками эмоциональной выразительности исполнения на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания ребенком.

3. В процессе обучения пению постепенно расширять диапазон голоса, поэтапно осваивать голосовые регистры. Научить плавно переходить из фальцетного регистра в грудной или смешанный при смене высоты тона.

4. Ознакомить с основными свойствами певческого голоса:

- звуковысотным диапазоном;

- динамическим диапазоном на различной высоте голоса;

- тембром: богатством обертонами, качество вибрато, вокальная позиция, полетность и звонкость, плавность регистровых переходов, ровность на различных гласных, степень напряженности;

- качеством дикции: разборчивостью, осмысленностью, грамотностью, выразительностью исполнения.

5. Развивать динамический диапазон голоса по принципу: чем выше, тем легче, т.е. ближе к фальцету, нюансировку в процессе исполнения вокальных произведений.

6. Рассказать и показать различные способы артикуляции для того, чтобы ученик научился различать ровное или «пестрое» звучание гласных; округлый или плоский получился звук; ровно ли по тембру звучат гласные; напряженный или свободный голос.

7. Развивать интонационный и звуковысотный  слух по двум направлениям: мелодическому (ощущением ладофункциональности) и гармоническому. Интонировать упражнения и песни с начала в одно, затем в разных тональностях. Работать над приобретением навыков интонирования гамм, интервалов, трезвучий и септаккордов с обращениями; гармонических последовательностей.

8. Рассказать об эмоциональном воздействии ритма при пении, его организующим началом, заражая певца настроением.

Развивать у ребенка ритмическую координацию на основе ощущения метрической пульсации. Сконцентрировать внимание на ритмических трудностях при прохождении нового более сложного ритмического рисунка в вокальном произведении.

9. Научить петь звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, спонтанные детские вокализации в период гуления и пр.), данные человеку от природы как защитная реакция организма. Развивать интонационный и фонетический слух фонопедическими упражнениями В.В. Емельянова.

Научить ученика петь в европейской академической оперно-концертной смешанно-прикрытой манере пения. Работать над формированием эталона звука.

ПЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Познакомить с артикуляционной гимнастикой. Научить петь интонационно-фонетические упражнения для развития голоса, координацией и тренажа. Образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков.
  2. Овладеть способом звуковедением легкое стаккато, переходящее в легато.
  3. Овладеть языком музыки и пластики, выразительными средствами музыкального исполнительства. Реализовать принцип единства художественного и технического развития ребенка, который ведет к постепенному приобретению навыков, глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, навыков осмысленного выразительного пения.
  4. Развивать слух во всех его проявлениях самого первого звука на основе самоконтроля. Ребенок должен не только слушать, но и слышать, т.е. уметь обнаруживать как достоинство, так и недостатки звучания голоса. Этому может способствовать прослушивание и анализ вокального звучания: есть ли в звуке вибрато, чистая ли интонация, правильное или неправильное звукообразование, близкая ли вокальная позиция и т.п.
  5. К подбору песенного материала подходить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможностей ребенка, а также быстрый темп освоения учебного материала, но без спешки (по Л.В. Занкову).

Постепенно усложнять певческий репертуар и вокальные упражнения, включенные в распевание и направленные на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков, т.к. подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, т.к. эти качества голоса легко теряются, как только наступает перерыв в занятиях.

Выбирая произведение выяснить на сколько оно усилит интерес у ребенка к вокальной деятельности и к музыке, позволит развивать его мышление, самостоятельность, расширит кругозор, совершенствует музыкальный вкус, будет способствовать формированию воли, дисциплинированности, настойчивости, выдержки, трудолюбия.

По ходу разучивания песен ребенок получает элементарные сведения о музыке, средствах, музыкальной выразительности, при разборе содержания знакомлю с основными терминами определяющими характер произведения, темп, динамику, исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным с точки зрения механизма звуообразования и целесообразности использования.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ:

Ц.Кюи «Осень»; Ю.Чичков «Учительница»; А.Н.Трофимчук «А у нас в Сибири»; Е.Асеева «Лучше друга не найти»; Т.Прописнова «Веселый дождик»; Ю.Чичков «Я с мамой танцую»; Г. Струве «Музыка»; Г.Струве «Так уж получилось»; Г. Струве «Моя Россия»; «Дети Земли – мир без войны»; «Я хочу, чтобы не было больше войны».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Наименование разделов программы

Кол-во часов

1

2

3

4

1.

Развитие показателей певческого голосообразования по методу В.В. Емельянова

                               I уровень.

Артикуляционная гимнастика

3

2.

Работа над дикцией.

2-ой цикл. Интонационно-фонетические упражнения №1 – 8.

3

3.

Развитие ритмической координации.

3-ий цикл. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Упр. №1 – 11.

3

1

2

3

4

4.

Певческое дыхание.

II уровень. 4 цикл. Фонопедические программы в нефальцетном режиме для детского голоса. Упр. №1 – 2.

3

5.

Способы артикуляции.

II уровень. 4 цикл. Упр. № 3 – 4.

2

6.

Развитие динамического диапазона.

Упр. № 5 – 6.

2

7.

Расширение диапазона голоса.

5 цикл. Фонопедические программы на переходе из нефальцетного в фальцетный режим. Упр. № 1 – 2.

3

8.

Развитие навыков эмоциональной выразительности.

5 цикл. Упр. №3.

3

9.

Развитие интонационного и звуковысотного слуха.

5 цикл. Упр. № 4.

2

10.

Владение разными регистрами.

6 цикл. Фонопедические программы в фальцетном режиме. Упр. № 1 – 2.

2

11.

Развитие певческого вибрато механическим приемом.

Упр. № 3 – 4.

1

12.

Тренировочные программы для грудного регистра детского голоса.

1

13.

Тренировочные программы на переходе из грудного в фальцетный регистр с использованием регистрового порога.

2

14.

Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса.

2

15.

Выразительные средства музыкального исполнительства.

2

Ожидаемые успехи и достижения

  • Радость вокального творчества и творчества на сцене.
  • Понимание сверхзадачи и перспективы исполняемого музыкального произведения, умение донести до слушателя замысел произведения.
  • Физическая раскрепощенность.
  • Владение разными регистрами.
  • Дикция.
  • Выступление на городских фестивалях.
  • Участие в программах на концертных площадках города и школы.

Литература:

  1. «Вокально-творческое развитие школьников» Программа для учащихся общеобразовательной школы Л.Алексеева, кандидата педагогических наук.
  2. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерство просвещения РФ.
  3. Г.П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».
  4. В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж».
  5. В.С. Сафронов «Тренировочный комплекс упражнений для распевания».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Вокальные упражнения.

Скороговорки.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС

РАЗОГРЕВ, ИЛИ РАЗМИНКА

«Для того, чтобы хорошо, полноценно работать, надо втянуться в работу, настроиться, собраться, разогреться, размяться, распеться и т. п.» (Л. Дмитриев). Это первое, с чего должен начинать вокалист в пении: так же, как разогревают перед выступлением мышцы балерины или спортсмены.

Задача. Настраивание голосового аппарата на звучание, достижение вокального (рабочего) тонуса, мобилизация, включение в работу нужных стереотипов, ассоциаций.

Для решения этой задачи лучше брать нетрудные, уже хорошо выученные мотивы упражнений. Также можно брать лёгкие речевые распевки, т. е. упражнения со слогами или словами, — «гимнастику» для губ, точнее, для круговой мышцы рта. Все сочетания слогов полезны, так как могут встретиться в исполняемых произведениях.


РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

Пение — это продлённая речь. Чтобы хорошо петь, надо в первую очередь научиться хорошо говорить. «Хорошо сказанное слово — уже пение, а хорошо спетая фраза — уже речь» (К. С. Станиславский). Поэтому старайтесь постоянно контролировать свою разговорную речь.

Лучше начинать со скороговорок. Скороговорки надо прорабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. Рекомендуется найти музыкальный ритм речи, в каком бы темпе вы ни произносили текст. Темп не следует увеличивать (ускорять) до тех пор, пока вы не добьётесь уверенного, чёткого, непрерывного, внятного произношения без каких-либо запинок!

В слове может быть только одно ударение: как в речи, так и в пении.

Нахождение логических центров, ударных (главных) слов является важнейшей задачей в работе над текстом. От того, какое именно слово (или слова) вы выделите, зависит смысл предложения. Перенос логического ударения на то или иное слово часто совершенно меняет смысл фразы. Количество главных слов во фразе может быть различно, и надо следить, чтобы фраза не была ими перегружена. Не стоит забывать и про логические паузы — остановки в речи, группирующие слова по смыслу и часто совпадающие со знаками препинания.

При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Необходимо добиваться состояния активной свободы (или свободной, естественной активности). Произнесение слов и предложений должно стать слегка утрированным, приподнятым в динамике, энергоёмким, объёмным, ЕДИНЫМ ЗВУКОВЫМ ПОТОКОМ.

Кроме того, «от долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе» (К. С. Станиславский). Если произнесение какого-либо звука или сочетания звуков вызывает у вас затруднение, то работать нужно именно с теми скороговорками, в которых этих звуков больше всего.

Фразы не должны начинаться с лишних призвуков, причмокиваний. Закрывать рот следует после окончания звучания, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.

Чем отчётливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные.

Все слова необходимо произносить близко, «впереди»; чувствовать их на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта.

Для того чтобы лучше почувствовать непрерывность, кантиленность звучания (поток), рекомендуется фразы-скороговорки (а впоследствии и тексты исполняемых произведений) произносить поначалу одними гласными:

У воды удавы. [у-а-ы-у-а-ы]

У Егора и Федоры в огороде помидоры. [у-е-о-а-и-е-о-ы-а-а-о-е-а-и-о-ы]

Правила для согласных:

  • Свистящие и шипящие согласные (с, ч, ш, щ) следует произносить как можно более коротко, чтобы не прерывалась вокальная линия.
  • Сонорные и звонкие согласные интонируются на высоте следующей за ними гласной.
  • Правило переноса согласных на следующий слог: если слог в слове заканчивается на согласную букву, следует эту согласную отнести к следующему слогу.

Правило переноса необходимо для непрерывности звукового потока при произнесении (а впоследствии и пропевании) текста. Например:

В сугробе Егорка барахтался.

[фсу-Гро-бе-е-го-Рка-ба-ра-Хта-Лся]

Правило для гласных:

Если слово закончилось на гласную, а следующее слово начинается с гласной, нужно их разделить твёрдой атакой. Например:

Как хороша она.

[ка-кха-ра-ша-' а-на]

В качестве речевых упражнений используйте приведённые далее скороговорки.

* * *

Били лбами у забора два быка,

Прободали в буйном споре все бока.

Кабы злобу побороть бы как-нибудь,

Были б целы бычьи бёдра, лбы и грудь.

* * *

Бык бодатый боком бился,

Бык бодался, бык бодрился.

Бык, бык, тупогуб.

Тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

* * *

В сугробе Егорка барахтался, барахтался и не выбарахтался.

Белые бараны били в барабаны.

Без разбору били, лбы себе разбили.

Баран-буян залез в бурьян.

Белый баран бил в барабан.

* * *

Бобры храбры,

Бредут по бревну в сыры боры,

Бобры для бобрят добры.

Мы перебегали берега.

Добыл бобов бобыль.

* * *

Маланья-болтунья молоко болтала,

выбалтывала, да не выболтала.

* * *

Водовоз вез воду из водопровода.

* * *

У воды удавы.

* * *

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

* * *

Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

* * *

Проворонила ворона воронёнка.

* * *

Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

* * *

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула,

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

* * *

Перевернул ли или вернул верному доверенное, наверное, наверняка вернул.

* * *

Недопереквалифицировавшийся.

Сиреневенькаязубовыковыривательница.

* * *

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дед Данила делил дыню

— Дольку Диме, дольку Дине.

* * *

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

* * *

Дантист долбил дупло долотом,

а днём дурачил девушек дешёвым одеколоном.

* * *

Рододендроны из дендрария.

* * *

У Кондрата куртка коротковата.

* * *

Дели с дружком пирожок с творожком!

* * *

В лесу рубил дрова дровосек.

* * *

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Не вместит двор дров, надо дрова выдворить

Со двора на дровяной двор,

А на дровяной двор вскарабкался вор,

А как вскарабкался вор на дровяной двор,

Так и грохнулся вор с дров на двор!

* * *

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Дрова вдоль двора, дрова вширь двора.

На дворе дрова, за двором дрова,

Под двором дрова, над двором дрова,

Дрова вдоль двора, дрова вширь двора,

Не вмещает двор дров!

Наверно, выдворим дрова с вашего двора

Обратно на дровяной двор.

* * *

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

* * *

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Жутко жуку жить на суку.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

* * *

Ложечка желобоковыгибистая.

* * *

Ёжик и ежиха нарожали ежат.

* * *

У ежа ежата, у ужа ужата.

* * *

Ежик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту ёж: —

Ты мне спинку не потрёшь?

* * *

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы Исколоты ежами.

* * *

Может быть, что быть не может,

Только то не может быть,

Что быть может быть не может,

Остальное может быть.

* * *

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

* * *

На возу лоза, у воза коза.

* * *

Пошел спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзину Назар.

* * *

Гроза грозна, грозна гроза.

* * *

Краб крабу сконструировал грабли,

Продал краб грабли крабу:

— Грабь граблями гравий, краб.

* * *

Король на корону копейку копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

* * *

Широка наша река — как Ока.

Как Ока, широка наша река.

* * *

Крот прогрыз ход под корт,

Крот испортил игры ход.

Крот прогрыз три дырки в корте,

Ход игры совсем испортил.

* * *

Купили каракатице кружевное платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.

* * *

Король Орёл, Король Олень,

Король Орёл, Король Олень,

Король Орёл, Король Олень.

* * *

       Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара-краля подкралась к ларю,  да и украла у Карла кларнет.

* * *

Карл у Клары украл кораллы,

а Клара у Карла украла квартальный отчет.

* * *

Королева кавалеру

Каравеллу подарила,

Королева с кавалером

В каравелле удалилась.

* * *

Ювелир Валерий Калерин в Карелии оправлял кораллы, полировал опалы.

* * *

Логарифмировали, логарифмировали да невылогарифмировали.

* * *

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

* * *

У ежа и ёлки иголки колки.

* * *

Знакомы ли мы были когда-либо?

* * *

Мы ели, ели ершей у ели.

Их еле-еле у ели доели.

* * *

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

— Полили лилию. Видели Лидию.

* * *

Пилил Филипп поленья из лип.

* * *

Наш Полкан попал в капкан.

Наш Полкан из Байкала лакал.

Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

* * *

Ловко лавируя в ларингологии,

лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

* * *

Ветер ёлками шумит,

Ёжик наш домой спешит.

А навстречу ему — волк,

На ежа зубами — щёлк.

Ёж иголки показал,

Волк со страху убежал.

* * *

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

растеряла Маргарита маргаритки на траве.

* * *

Любит маленький Марат мармелада аромат.

* * *

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

Не жалела мама мыла,

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

* * *

На мели мы налима лениво ловили,

Для меня вы ловили линя!

О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня?

* * *

Повар Павел, повар Пётр.

* * *

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

* * *

Около кола колокола, около ворот коловорот.

* * *

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна под попом,

Поп под колпаком.

* * *

Купи кипу пик.

* * *

— Расскажите про покупки!

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

* * *

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Пётр Петрович, по имени Перепелович, пошел погулять,

Поймал перепёлку, пошёл продавать.

Пронёс по рынку, просил полтинку,

Подали пятак, он и продал так!

У перепела и перепёлки пять перепелят.

Перепел перепёлку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

Опростоволосился прусак, попал прямо впросак.

Подворотничок с подвыподвертом.

Пришел Прокоп — кипит укроп.

Ушел Прокоп — кипит укроп.

Как при Прокопе кипит укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

* * *

Роман Кармэн положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромен» на «Кармен».

Продаю либретто «Риголетто».

Из-под Костромы, из-под Костромищи

Шли четыре мужичищи.

Говорили они про торги, да про покупки,

Про крупу, да про подкрупки.

У Егора и Федоры в огороде помидоры.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принёс на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

Да все со сметаной и с творогом.

Орёл на горе, перо на орле.

Гора под орлом, орёл под пером.

Ехал грека через реку,

Видит грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку, —

Рак за руку грека цап!

Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на чёрном кларнете,

Кирилл — на валторне,

На арфе — Алла,

А на рояле Лара играла.

Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

Шёл Егорка через двор

С топором чинить забор.

Забыл Панкрат

Кондратов домкрат.

Теперь Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Рос, рос абрикос — и вырос!

* * *

Сеня вёз сена воз.

Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.

Свиристель свиристит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Купила бабуся бусы Марусе.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок,

Соньку в лоб, все в сугроб!

По семеро в сани уселися сами.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек срочно строчат.

Сорок сорочек сострочены в срок —

Сразу поссорились сорок сорок.

Скок,сорока,

Скок,сорока,

Слепа с ока,

Крива с бока.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой.

Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.

Лысый джазист пальцаст, рукаст, вихраст, головаст.

Странный странник странствовал в пространстве.

Бесперспективный бесперспективняк.

Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Разнервничевшегося конституционалиста

нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Если «если» после «после»,

Значит, «после» перед «если»,

Если «если» перед «после»,

Значит, «после» после «если».

Саша — само совершенство, а ещё самосовершенствуется.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не   перевыскороговоришь.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,

Что все скороговорки перевыскороговорит,

Но, расскороговорившись, выскороговаривал

(вар. выскороговорил),

Что всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

* * *

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетёрка с тетеревятами в лесу на ветке.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

* * *

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Мокрые волосы фиолетового оттенка фильтровали, фиксировали и сушили новым феном Филипс.

* * *

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Архип осип. Осип охрип.

* * *

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Ценит цеп косец по косовице.

Около колодца кольцо не найдётся.

* * *

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Сачок зацепился за сучок.

Течёт речка, печёт печка.

Плыли по небу тучки,

Тучек было четыре штучки.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

Чок-чок, каблучок

Наскочил на сучок,

Оторвался, поломался...

Чок-чок, каблучок.

Почини мне, старичок,

Каблучок за пятачок!

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких курчавеньких (вар. чумазеньких) чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж

Чрезвычайно чисто.

У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаю почему: —

Чёлка пчёлке ни к чему.

Приключилось приключенье

Про ключи и про печенье.

Прочно прячутся ключи

В калачи и кирпичи.

Налей в чайный чайник чистой воды из чайника, чтоб заварился чудный чёрный чай.

Рыжая дивчина носит белую пушистую овчину.

* * *

Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Шестнадцать шли мышей, несли сорок грошей.

Две мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей.

А мыши, что поплоше, несли по два гроша.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Мышонку шепчет мышь:

— Ты всё не спишь, шуршишь.

Мышонок шепчет мыши:

— Шуршать я буду тише.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали —

Зубы сразу же сломали.

Мышки машут мешком мишке,

Как смешон для мышек мишка.

Из мешка пошили мышки

Мешковатые штанишки!

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне кукушонок смешон!

Наши шишки сушатся на шишкосушильной фабрике.

У Маши в кармашке маки и ромашки,

А у Сашки в кармашке шишки и шашки.

Две славных зверушки

Под ёлкой-малышкой,

Две мышки-норушки

Дрались из-за шишки.

Даже шею, даже уши

Ты испачкал в чёрной туши.

Становись скорей под душ,

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем,

После душа вытрись суше.

Шею суше, уши суше,

И не пачкай больше уши.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Нищий шуршит тысячами и пятидесятитысячными.

Шёл Шишига по шоссе,

Шёл, шурша штанами.

Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка»,

Шевельнёт ушами.

Шелест шелестит листвой.

Шёпот шепчется с травой.

Тишь затихла в тишине.

«Тише, тише...», —слышно мне.

Шиншилла шебуршила шелестящий шёлк сорочки,

Её швея Наташа сшила на день рожденья своей дочке!

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мчится поезд скрежеща:

Ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

* * *

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

У щучки — чешуйки, у чушки — щетинки.

Чешуя у щучки,

Щетинка у чушки.

У гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

У осы не усы, не усища, а усики.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарище товарищу товарищ.

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарища товарищу товарищ.


№1. В этом упражнении следует добиваться чёткого формирования гласных, устойчивости и однородности звучания.

№2. В этих распевках задачей может служить отработка серединного участка диапазона, а также нарабатывание большого диапазона. Необходимо петь полновесным звуком. Можно усилить громкость, выполняя crescendo к верхним нотам, добиваясь при этом собранного и яркого звучания. Не забывайте, что с повышением звука доля головного звучания должна увеличиваться. Верхние звуки — округлять.

№3. В этих упражнениях следует точно и собранно настроить первый звук, фокусируя его в «маске», а когда мелодия движется вниз — добавляйте грудное резонирование. Добивайтесь звонкости, металла в голосе. Возможные слоги: WAY (УЭЙ), ДЭЙ, ЛЭЙ, НЭЙ, МЭЙ, ДАЙ, МАЙ и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Одаренный ребенок в общеобразовательной школе»

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....

Презентация программы "Школа. Одаренный ребенок"

Презентация включает в себя задачи, цели, этапы программы "Одаренный ребенок" . Классификация типов одареных детей....

Рабочая программа курса "Одаренный ребенок" в 11 классе

Рабочая программа курса "Одаренный ребенок" в 11 классе...

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...