Рабочая программа 4 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
рабочая программа по музыке на тему

Вахрушева Любовь Владимировна

Рабочая программа 4 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_4_kl_ispravleno.docx37.67 КБ
Файл rp_4kl.docx35.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

 Тема урока

Тип урока

Основные виды деятельности

Дата план

Дата факт

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню..»

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Урок изучения и первичного

закрепления

 новых знаний.                                    

Слушание музыки.

Устный и письменный контроль. Хоровое пение.

4а-05.09

4в-07.09

4г-07.09

4а-

4в-

4г-

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

Комбинированный

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение

4а-12.09

4в-14.09

4г-14.09

4а-

4в-

4г-

3

Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Жанры татарской песни.

Комбинированный

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

4а-19.09

4в-21.09

4г-21.09

4а-

4в-

4г-

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

Обобщение

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

4а-26.09

4в-28.09

4г-28.09

4а-

4в-

4г-

5

Святые земли Русской. Илья Муромец

Урок изучения и

закрепление знаний.

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение

4а-03.10

4в-05.10

4г-05.10

4а-

4в-

4г-

6

Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Татар стана.

Урок обобщения

 и систематизации

 знаний.

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы),  исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение

4а-10.10

4в-12.10

4г-12.10

4а-

4в-

4г-

7

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Урок изучения

и закрепления

 новых знаний.

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

4а-17.10

4в-19.10

4г-19.10

4а-

4в-

4г-

8

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Урок изучения

 и закрепления

 новых знаний

Интонационно-образный анализ

фрагментов из оперы. Хоровое пение.

4а-24.10

4в-26.10

4г-26.10

4а-

4в-

4г-

9

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Комбинированный

Письменный контроль, самостоятельная работа.

4а-31.10

4в-29.10

4г-28.10

4а-

4в-

4г-

10

Зимнее утро, зимний вечер.

Комбинированный

Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета Увертюра к  первому национальному балету «Шурале»

4а-14.11

4в-09.11

4г-09.11

4а-

4в-

4г-

11

 «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Комбинированный

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

4а-21.11

4в-16.11

4г-16.11

4а-

4в-

4г-

12

Ярмарочное гуляние. Святогорский монастырь

Комбинированный

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Слушание музыки

4а-28.11

4в-23.11

4г-23.11

4а-

4в-

4г-

13

«Приют, сияньем  муз одетый….

Обобщающий

урок.

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Бесед те занятия.

4а-05.12

4в-30.11

4г-30.11

4а-

4в-

4г-

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Комбинированный

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение.

4а-12.12

4в-07.12

4г-07.12

4а-

4в-

4г-

15

Оркестр русских народных инструментов нрк Творческие коллективы Татар стана.

Комбинированный

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение.

4а-19.12

4в-14.12

4г-14.12

4а-

4в-

4г-

16

«Музы кант-чародей». Белорусская народная сказка

Обобщающий урок.

Урок  контроля

Письменный контроль, самостоятельная работа.

4а-26.12

4в-21.12

4г-21.12

4а-

4в-

4г-

17

Народные праздники Троица.

Урок изучения

 и закрепления новых знаний

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

4а-16.01

4в-11.01

4г-11.01

4а-

4в-

4г-

18

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Урок изучения

 и закрепления

 новых знаний

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

4а-23.01

4в-18.01

4г-18.01

4а-

4в-

4г-

19

Старый замок.

Урок изучения

 и закрепления

новых знаний

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

4а-30.01

4в-25.01

4г-25.01

4а-

4в-

4г-

20

Счастье в сирени живет…

Комбинированный

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

4а-06.02

4в-01.02

4г-01.02

4а-

4в-

4г-

21

Не  молкнет сердце  чуткое

 Шопена…Танцы…

Урок изучения

 и закрепления

новых знаний.

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

4а-13.02

4в-08.02

4г-08.02

4а-

4в-

4г-

22

Патетическая соната

Годы странствий.

Урок изучения

и закрепления

новых знаний.

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

4а-20.02

4в-15.02

4г-15.02

4а-

4в-

4г-

23

Царит гармония оркестра.

Урок изучения

 и закрепления новых знаний.

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

4а-27.02

4в-22.02

4г-22.02

4а-

4в-

4г-

24

Опера «Иван Сусанин» М. .Глинки

Урок изучения

и закрепления

новых знаний

Письменный контроль, самостоятельная работа.

4а-05.03

4в-29.02

4г-29.02

4а-

4в-

4г-

25

Опера «Иван Сусанин» М..И. Глинки.

Закрепление

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение

4а-12.03

4в-07.03

4г-07.03

4а-

4в-

4г-

26

Опера  «Хованщина»

М. Мусоргского.

Урок изучения

 и закрепления

новых знаний

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

4а-19.03

4в-14.03

4г-14.03

4а-

4в-

4г-

27

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Комбинированный урок.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

4а-02.04

4в-04.04

4г-04.04

4а-

4в-

4г-

28

Балет «Петруш ка»

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль.

4а-09.04

4в-11.04

4г-11.04

4а-

4в-

4г-

29

Театр музыкальной комедии.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль.

4а-16.04

4в-18.04

4г-18.04

4а-

4в-

4г-

30

Прелюдия Исповедь души. Революционный этюд.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно -образный анализ музыкальных и художественных произведений

4а-23.04

4в-25.04

4г-25.04

4а-

4в-

4г-

31

Мастерство исполнителя.

Урок изучения и закрепления

новых знаний

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

4а-30.04

4в-02.05

4г-02.05

4а-

4в-

4г-

32

В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара).

Урок изучения и закрепления

новых знаний

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки)

4а-07.05

4в-02.05

4г-02.05

4а-

4в-

4г-

33

Музыкальный сказочник

Урок изучения и закрепления

новых знаний

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

4а-14.05

4в-09.05

4г-09.05

4а-

4в-

4г-

34

Рассвет на Москве-реке.

Комбинированный урок.

Слушание музыки,

 -  Хоровое пение,

Устный контроль

4а-21.05

4в-16.05

4г-16.05

4а-

4в-

4г-

35

Заключительный урок – концерт

Обобщающийурок

Письменный контроль, самостоятельная работа.

4а-28.05

4в-23.05

4г-23.05

4а-

4в-

4г-

Учебно - методическое обеспечение

 

1.Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. М.: Просвещение, 2009г., Авторы: Е.Д.Критская,  Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

2. Е.Д.Критская «Музыка» учебник 4 класса, нач.шк.:/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. М.: Просвещение, 2012.

3.Фонохрестоматия к учебнику-тетради «Музыка» для 4 класса, авт. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2009

                                                                       



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

    - Закон Российской Федерации от 29.12 2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

    - Закон Республики Татарстан от 22.07. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;

    -  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения по музыке;

    -  Фундаментальное ядро содержания общего образования;

      -  Примерная программа общего образования  по  музыке. Базовый уровень// Сборник нормативных документов;

      -   Программа «Музыка»    / сост.  Е.Д.Критская и др. -М.: Просвещение, 2011;

      -   Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан Российской Федерации;

       - Учебный план МБОУ «СОШ № 31» НМР РТ на 2015 - 2016 учебный год;

      - Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

      -  Положение о составлении рабочей программы МБОУ «СОШ №31» НМР РТ;

    -   Рабочая программа составлена с учетом национально-регионального компонента. Материалы регионального компонента включены в уроки     соответствующих разделов учебной программы по предмету.

   Рабочая программа учитывает профильное направление МБОУ «СОШ №31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей как воспитание патриотизма  и гражданской ответственности.

Рабочая программа рассчитана на 35 ч в год, из расчета 1час в неделю, что соответствует федеральному базисному учебному плану для основного общего образования на базовом уровне, региональному базисному учебному плану, годовому количеству учебных часов по учебному плану  МБОУ «СОШ №31» на текущий учебный год. Так же при составлении календарно - тематического планирования произведена и корректировка в названии тем  уроков.  При составлении тематического планирования  учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников  с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами народов Татарстана и составляет 10% учебного времени. Рабочая программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся в четвертом  классе.

В 4 «А»  классе высокий уровень мотивации к  изучению музыки у 95% обучающихся, у 5% - хороший уровень мотивации.

В 4 «Б»  классе высокий уровень мотивации к  изучению музыки у 85% обучающихся, у 15% - средний уровень мотивации. 

В 4 «В»  классе высокий уровень мотивации к  изучению музыки у 85% обучающихся, у 15% - хороший уровень мотивации.

В 4 «Г»  классе высокий уровень мотивации к  изучению музыки у 85% обучающихся, у 15% - средний уровень мотивации. Поэтому в программе используются различные формы работы. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков. Изучение музыки направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач.

Общая характеристика учебного курса.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 138 часов (33 часа в I классе, по 35 часа – во II–IV классах).

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Планируемые результаты

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Содержание учебной программы

Учебный материал в предметной программе представлен разделами, отражающими деятельный характер и коммуникативно-нравственную сущность музыкального образования:

                                                                                       

   «Россия-Родина моя» - 4ч.

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? нрк. жанры татарской песни

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.

Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!» 

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

   «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Урок 5.Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 6.  Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Республики Татарстан.

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 7. Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 8. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

«День, полный событий» - 5ч.

Урок 9.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

 Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 10. Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 11. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

 Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 12.  Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь. 

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 13. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4ч.

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

 Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.  нрк. Творческие коллективы Татарстана.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 16.  «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. 

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

Урок 17. Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

  «В концертном зале» - 6ч.

Урок 18. Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 19. Старый замок. 

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Урок 20. Счастье в сирени живет… 

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Урок 21. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 22. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 23. Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

 «В музыкальном театре» - 6ч.

Урок 24 - 25.  Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 26. Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского) Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 27. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Урок 28. Балет «Петрушка» 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Урок 29. Театр музыкальной комедии. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. .

  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.

Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 32. В  интонации спрятан человек. 

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 33. Музыкальный сказочник. 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 34. Рассвет на Москве-реке.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Урок 35. Обобщающий урок. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

                     

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел темы

Кол-во часов

«Россия – Родина  моя»  

4

«О России петь – что стремиться в храм»

4

«День, полный событий»  

5

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»  

4

«В музыкальном театре»

6

«В концертном зале »  

6

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 5 класс...

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 6 класс...

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс

Рабочая программа по музыке Критская Шмагина Сергеева 7 класс...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...

Рабочая программа 2 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 2 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...

Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...