Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «В интонации спрятан человек».
план-конспект урока по музыке по теме

Шевцова Татьяна Петровна

·         На уроке применяются современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova_t.p._v_intonatsii_spryatan_chelovek_-_konspekt.docx79.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

. Шевцова Т.П.

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 4 классе (по ФГОС)
«В интонации спрятан человек»

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2015

Урок  музыки в 4  классе

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: раскрыть содержание «Патетической» сонаты (всех частей) Л.Бетховена.

Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать  умение  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения; оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты.  Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;  использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности. 

Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока;  умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение,  обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».

Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки;  извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора  на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы.

Виды деятельности учащихся: разгадывание кроссворда, слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение, цветорелаксация.

Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,

ассоциативные связи,  звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).                                В конспекте
  • Технология педагогики сотрудничества,                                         обозначено

технология диалогического обучения (ТПС).                                применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                технологий                
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                аббревиатурами.
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Дидактическое обеспечение урока:

  • мультимедийная презентация с музыкальными цитатами I и II частей «Патетической сонаты»;
  • видеоролик с картинками зелёного цвета и музыкой II части «Патетической сонаты» для цветорелаксации;
  • плакатик «Зелёный цвет уравновешивает…»;
  • «Пригласительные в «Концертный зал»» по числу учащихся.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

  • «Патетическая соната» фрагменты I и III частей,
  • Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».

Ход урока.

 I.  Организационный момент.

 1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие  музыкального звука.

  • Муз. приветствие «С музыкой встретиться мы спешим скорей»
  • Пропевание  звука «ля».                                                                         ЗДСТ

II. Актуализация знаний

1.Создание учебно-проблемной ситуации.

Вступительная беседа.

У.: Ребята, мне нужна ваша помощь – в кроссворде, который я для вас попыталась составить, потерялась одна буква. И потому не получается слово. Посмотрите на экран (начинаю демонстрацию презентации).                                                                        (ИКТ).

2.Рефлексия.                                                                                        (ТПО).

Какое слово должно получиться?                                                                (ТПС).

Д.: Соната.

У.: Кто помнит, для оркестра или одного инструмента пишут композиторы сонаты?

Ответы учащихся.

У.: Как вы думаете, о какой сонате пойдёт речь? Если ответ будет правильный, он появится в слайде.

(Ответы учащихся. В слайде 2 – по щелчку – появляется слово «патетическая»)                (ИКТ).

У.: А что означает слово «патетическая»? Это вы прочитали в своих учебниках.                (ИОТ).

(Ответы учащихся. В слайде 2 – по щелчку – появляется слово «страстная»)

У.: Слово «страстная"  передаёт состояние душевной взволнованности.

III этап (основной) – погружение в тему урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.

У.: Вы сейчас вновь услышите страстную, взволнованную речь. Сможете ли вы определить, а какой человек «спрятан» в этой интонации – сильный или слабый духом?  

 (в слайд 3 вставлена главная партия. Ответы учащихся.)

У.: Правильно, это сильный духом человек – у него есть воля, энергия, мужество.        (ТПС).

У.: Давайте теперь вспомним, что вы прочитали в своих учебниках.

Что вас поразило? (слайды 4 и 5)

Д.: «…глухой музыкант».

У.: Когда Бетховен узнал, что его глухота неизлечима…

(слайд 6. В него вставлена музыкальная цитата – 2 такта – из вступления).  

У.: Как вы думаете, какие мысли его посетили? (слайд 7)

  Ответы учащихся.

У.: Да, ребята, Бетховен  решил, что жить ему незачем…(слайд 8).

 Вслушайтесь ещё раз в музыку и попробуйте понять по интонациям, а это какой человек – раздавленный горем и не имеющий сил сопротивляться судьбе? Или, может быть, это человек, не желающий сдаваться. В интонациях всегда «спрятан» – образно говоря – человек. То есть, его чувства, эмоции, настроение, характер  (слайд 9. Здесь звучит музыка всего вступления).

 Ответы учащихся.

У.: Но  Бетховен решил – судьбу должно хватать за горло. (Слайд 10. Здесь звучит  главная партия).

У.: Как вы предполагаете – Бетховену кто-то говорит о том, что надо набраться мужества, надо собрать всю силу воли для борьбы с такой бедой, надо помнить, что жизнь всегда даётся только одна? Или он сам себя убеждает? (Слайд 11. Здесь звучит побочная партия).

 Ответы учащихся.

У.: Бетховен решает  жить для и с помощью своего искусства. (Слайд 12. Здесь звучит рефрен из III части. Презентация закончилась).

2. Рефлексия.

У.: В презентации прозвучали отрывки из I и III частей. Но даже по этим отрывкам, думаю,  вы сумели понять содержание «Патетической» сонаты. Как вы расскажете родителям, о чём эта соната?                                                                                                (ИОТ).

 Ответы учащихся.

У.: Молодцы. В конце урока вы получите пригласительные для родителей в «концертный зал». В них, на обратной стороне, есть информация о сонате. Она поможет вам правильно (если вдруг что-то забудете) пересказать своим родным содержание сонаты. А домашнее задание по учебнику, как всегда, записано на доске в вашем кабинете.

3. Организация  вокально- хоровой деятельности.

а) Подготовительная  беседа.

У.: А теперь – время песни.  Сегодня нам надо исполнить её так, как будем петь на школьном мероприятии.                                                                                        (ИОТ).

б) Работа над воплощением музыкального образа.

Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».

У.: Время восстановить силы. И сейчас нам в этом поможет презентация с картинками зелёного цвета. Доказано учёными, что зеленый цвет уравновешивает, это цвет надежды, гармонии,    ЗДСТ выздоровления (вывешиваю плакатик с этим утверждением). Я эту презентацию соединила со II частью «Патетической» сонаты. Попрошу вас во время просмотра подумать – какой человек «спрятан» в этих интонациях, то есть, какие чувства Бетховена выражены в этой музыке?

4. Цветорелаксация. Демонстрирую презентацию.

У.: Какие чувства Бетховена выражены в этой музыке?                                        (ТПС).

Д.: Он надеялся на выздоровление.

У.:Я тоже услышала в этой музыке надежду, гармонию... Мне представилось, что Бетховен думал о том, как прекрасен этот мир. И потому я соединила эту часть сонаты с картинками зелёного цвета.

IV этап – итог урока.

а) У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу?                                                (ТПС).

б) Самооценка деятельности учащимися.

в) Раздаю  «Пригласительные» в «концертный зал» для родителей.

У.:  В текстах «Пригласительных» о «Патетической» встречаются иностранные слова. Что они означают, вам расскажут на концерте.

в) Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете.

(Д/з – стр.120-121. Ответить на последний вопрос).

G:\презентации - шаблоны\52.jpg

Обратная сторона «Приглашения»

«Патетическая» соната (№ 8) написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит самому композитору. «Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос») означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя «приподнятость» эта выражена в каждой части по-разному.

I. Grave-Allegro. Мрачно звучат тяжелые аккорды вступления в I части. Эта музыка говорит о какой-то человеческой драме, беде.  Человек так раздавлен горем, что  не находит сил ему противостоять. Но вот начинается стремительная мелодия. Это настоящий взлёт духа и решимости. Представляется, что человек сбросил с себя оцепенение и принял решение – не сдаваться!

II. Adagio cantabile (медленно, певуче) – глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем.

III. Rondo (Allegro). Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока биологии в 8 классе "Роль витаминов в обмене веществ человека"

План- конспект урока, для учащихся 8 класса. Урок может быть проведен как с использованием ИКТ, так и в традиционной форме....

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...