Технологическая карта урока по теме "Живописность в музыке". 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Гималова Татьяна Михайловна

Технологическая карта разработана для урока, реализующего формирование УУД.  В ней подробно спланированы деятельность учителя и учащихся с учетом требований ФГОС с применением проблемно-творческого метода изложения материала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока,  реализующего формирование УУД
Предмет:   Музыка
Класс:  5
Автор УМК: Т.И. Науменко, В.В. Алеев
Учитель:
Гималова Татьяна Михайловна

Тема урока: Живописность искусства

 Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Образы живописи в музыке»

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: системный подход, проблемно-творческий метод; игровой метод; метод междисциплинарных взаимодействий.

Цель урока: научить находить общее и различное между музыкой и живописью

Оборудование: магнитофон, СД, карточки для каждого ученика, тексты со словами песни, карточки с заданием.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный этап.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся  к уроку, организует внимание. 

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих

Проверка выполнения домашнего задания

Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы: -что роднит музыку с литературой? – что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы. Для большего усвоения темы я предлагаю выполнить тест №1 (предлагает работу в парах и затем взаимопроверку для  установления  правильности ответов,  выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы).

Отвечают на вопросы теста

Умение осуществить актуализацию личных знаний по теме.

Взаимодействуют с учеником в паре  в работе с тестом

Принимать или не принимать мнение другого ученика

Контролируют правильность ответов одноклассников

Умение дополнять , уточнять высказанные мнения по существу вопроса

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Мы продолжим постигать секреты музыки, но уже с содружеством с другим искусством.  Предлагает прочитать написанный на доске эпиграф, и определить тему и цель  урока, направляя мысль детей с помощью вопросов.

Читают по цепочке эпиграф, слушают учителя. Выдвигают предположения

Умение выдвигать гипотезы

Контролируют правильность ответов  одноклассников.

Умение дополнять , уточнять высказанные мнения по существу вопроса

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Демонстрирует таблицу с заполненной первой строчкой и предлагает собрать всю информацию об этих видах искусства, производя сравнение и аналогию.

Демонстрирует репродукции картин  «Богатыри» А.Васнецова, «Лебедь» М.Врубеля, «Вечерний звон»

И.Левитана. Предлагает сопоставить с аналогичными музыкальными произведениями, найти общее и различное между музыкой и живописью

Вспоминают картины и их авторов.

Заполняют таблицу в тетради.

Умение анализировать, систематизировать, выдвигать гипотезы

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства

Взаимодействуют с учителем, работают над поставленной задачей и делают вывод о единстве тем и образов композиторов и художников, и о различии средств воплощения у музыкальных произведений и произведений ИЗО.

Слушать собеседника, строить понятные для других высказывания.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Контролируют ответы других учащихся

Первичная проверка понимания изученного

Включает для прослушивания музыкальный фрагмент «Вариация феи Зимы» из балета С.Прокофьева «Золушка» и предлагает мысленно нарисовать образы (метод пластического интонирования). Организует индивидуальную работу, координирует, направляет и дополняет.

Слушают, каждый самостоятельно представляет образ зимы и показывает в рисунке

Умение сочетать мыслительный образ  с изображением на рисунке, аргументировать свое решение

Все остальные смотрят и выслушивают одноклассников

Самоконтроль своих действий

Уметь слушать и выполнять в соответствии с установкой

Учатся воспринимать музыку как образное искусство

Применение знаний и способов действий

Ставит вопросы: Друзья или соперники музыка и живопись? Можем ли мы увидеть музыку? Услышать живопись? Предлагает прослушать песню «Край родной» и показывает слайды с картинами природы.

Хоровое исполнение песни, корректирует по необходимости пение учеников.

Слушают песню, смотрят сла

Йды

Коллективное исполнение песни

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Изучение новой мелодии, отработка техники исполнения

Участие в коллективном пении.

Обобщение и систематизация

Организует обсуждение изученного материала. Подводит мысли детей к итогу: можем ли мы выделить художественные связи музыки и ИЗО? Представляет таблицу, в которой выделены особенности жизни ИЗО, предлагает ученикам сделать то же применительно к музыке.

Выдвигают предположения по заданию

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения, умозаключения.

Взаимообщение

Умение формулировать собственное мнение и позицию

Контролируют правильность ответов учеников

Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Информация о домашнем задании

Выучить слова песни «Край родной»

Нарисовать рисунок к тексту песни

Подведение итогов занятия

Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.  Подведение итогов самими учащимися

Слушают учителя

Рефлексия своих действий

По мере необходимости исправляют, дополняют  озвученную оценку учителя

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Рефлексия

Предлагает нарисовать смайлики, показывающие настроение

Учатся проводить саморефлексию

Уметь самостоятельно анализировать свои действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока "Нужна ли нам музыка?"

Разработка комбинированного урока для 10 класса. На уроке изучаются музыкальные инструменты, музыкальные направления. Урок позволяет расширить кругозор, развить лингвистическую догадку, память. На уро...

Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.

Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства....