Педагогическая диагностика
методическая разработка по музыке на тему

Дядюк Ирина Викторовна

Педагогическая диагностика по музыкальному рахвитию детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_rannyaya.doc183.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко»

 

МОНИТОРИНГ

освоения детьми раннего возраста

образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» ( Музыка)

Система мониторинга направлена на изучение музыкальных способностей  детей третьего года жизни и позволяет осуществить комплексный подход к формированию музыкальности младших дошкольников.

При определении уровня музыкального развития ребенка  за основу взяты следующие критерии: 

  • высокий уровень: ребенок отзывчив, ярко эмоционально выражается во всех видах музыкальной деятельности, активно выполняет все предложенные задания;
  • средний уровень: ребенок эмоционально отзывчив, проявляет интерес к музыкальной деятельности, желание включится в неё, при этом испытывает затруднении в выполнении задания, реакции неоднозначны;
  • низкий уровень: ребенок малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, реакции отвлеченные.

Карта уровневой оценки  заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Напротив фамилии ребенка проставляются цветовые обозначения, которые способствуют написанию характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета итоговых результатов формирования музыкальности ребенка.  

Диагностика  проводится в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – игровые ситуации, дидактические игры, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно –эстетическое развитие»

Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность 

Содержание педагогической деятельности по освоению детьми образовательной области

Ориентация детей в образовательной области

Дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука (высоко—низко, громко—тихо). Понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать музыку.

Организация опыта освоения образовательной области

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для него виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука. Это позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы, потому что музыка медленная; медведь идет, потому что музыка низкая и т. п.). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко—низко), простой характер музыки (веселая—грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая—марш).

В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего использует упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a cappella.

Воспитатель организовывает и участвует в играх как основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические особенности строения детского голосового аппарата, используя прием «вопрос-ответ». Также необходимо учитывать амплитуду диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с ребенком педагог придумывает  звуковые  образные  импровизации,  созданные на основе одного из самых любимых произведений устного народного творчества — сказок.

Педагог создает условия для двигательных творческих импровизаций детей. Это позволяет ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок трех-четырех лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.

Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду необходимо иметь минимальный набор музыкальных шумовых инструментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы.

 

1

2

Задачи воспитания и развития детей

Слушание

  1. Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
  2. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется и эмоционально реагировать на содержание.
  3. Развивать умение различать звуки по высоте

Пение

  1. Вызвать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально – ритмические движения

  1. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
  2. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.).
  3. Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка идет).
  1. Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Итоги освоения содержания образователь-ной области

Достижения

  • Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).
  • Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
  • Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
  • Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
  • Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Образователь-ная программа

Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.

Петрова «Малыш»

Учебно-методические пособия

Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Новоскольцева И. А., Каплунова И. М. Ладушки

Ветлугина Н. Музыка в детском саду

Характерные проявления ребенка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Восприятие музыки:

  1. Интерес к звучанию музыки, к звукам музыкальным и немузыкальным.
  2. Эмоциональная отзывчивость на музыку (реакция, понимание характера, настроения).

Пение, музыка и движение, элементарное музицирование:

  1. Танцевально – двигательные умения.
  2. Участие в подпевании, стремление воспроизводить отдельные интонации.
  3. Своеобразие звуковысотного  и тембрового восприятия, умение играть на простейших инструментах.

Музыкально-сенсорные способности:

  1. Метро - ритмический слух.
  2. Звуковысотный  слух.
  3. Тембровый слух.
  4. Динамический слух.

Диагностические задания для выявления умений детей раннего возраста в образовательной области

«Художественно – эстетическое развитии»

Что изучается (оценивается)?

Дидактические игры, задания, ситуации

Содержание диагностического задания

Проявления

1

2

3

4

Восприятие музыки

Интерес к звучанию музыки, к звукам музыкальным и немузыкальным

Игровая ситуация «Найди музыку»

Цель: изучение звукового опыта детей, выявление своеобразия восприятия детьми немузыкальных и музыкальных звуков.

Во время свободной деятельности детям включают музыку. Педагог оценивает реакции ребенка.

У ребенка наблюдается эмоционально-двигательная реакция на звучание музыки, он активен, быстро находит источник звука.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (реакция, понимание характера, настроения)

Экспериментальная ситуация.

Цель: выявление особенности эмоциональной реакции на музыку.

Материал: «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой

«Колыбельная» муз. В. Агафонникова

Детям предлагают послушать контрастные по характеру произведения и выбрать игровое действие с игрушкой. Педагог оценивает внешние проявления реакции ребенка.

Слушает эмоционально, улыбается, сопровождает прослушивание непроизвольными движениями, голосовыми реакциями.

Движение:

Танцевально – двигательные умения

Игровая ситуация «Потанцуй со мной, дружок»

Цель: выявить умение двигаться в  характере музыки.

Материал:  игрушки, музыка в записи.

Педагог предлагает детям потанцевать: «Мы будем танцевать, а игрушки – смотреть». Движения выполняются сначала вместе с педагогом, затем самостоятельно.

Двигается охотно, воспроизводит показанные взрослым движения, проявляет эпизодически ритмичность в ходьбе, беге, пляске.

Подпевание:

Участие в подпевании, стремление воспроизводить отдельные интонации

Игровая ситуация «Кто  пришел в гости?»

Приложение № 1

 Цель: оценить голосовые реакции, стремление к подпеванию, способность к вокализации.

Материал: «Собачка»  М. Раухвергера,

«Петушок» обр. М. Красева

«Кошка» Е. Гомоновой; картинки или игрушки.

Педагог показывает детям знакомую игрушку, воспроизводит с ней действия, что создает особую эмоциональную атмосферу, побуждает  детей к звукоподражанию.

 Подпевает постоянно, есть тенденции подстраиваться  к голосу педагога, подражает интонациям.

Элементарное музицирование:

Умение играть на простейших инструментах

Игровая ситуация «Концерт для игрушек»

Цель: оценить умение играть на музыкальных инструментах.

Материал: колокольчик, погремушка, бубен 

Ребенку предлагают послушать звучание музыкального инструмента, спрятанного за ширмой, и выбрать после этого звучащий инструмент. Концерт  для игрушек устраивают тогда, когда все инструменты угаданы.

Различает тембр музыкальных инструментов, пробует самостоятельно извлекать звуки из инструментов.

Окончание  таблицы № 2

1

2

3

4

Музыкально – сенсорные способности

Метро - ритмический слух (умение различать и воспроизводить метрическую пульсацию пьесы)

Дидактическая игра «Ноги и ножки»

Цель: выявиь уровень сформированности метроритмической способности.

Материал:

«Ноги и ножки» муз. Агафонникова

Задание для детей:

Ребенку предлагают послушать пьесу, а затем вместе с воспитателем  шагать или бегать в соответствии со звучанием музыки.

Педагог следит за проявлением ритмичности в движениях.

Двигается охотно, воспроизводит показанные взрослым движения, проявляет эпизодически ритмичность в ходьбе, беге.

Звуковысотный слух (умение различать высокие и низкие звуки в пределах септимы и октавы)

Дидактическая игра «Птица и птенчики» Приложение № 2

Цель: выявлять умение детей различать звуки по высоте в пределах септимы и октавы.

Материал: «Птица и птенчики» муз. Девочкиной, игрушки (птицы большая и маленькая) или карточки с изображением  птички и  птенцов

Задание для ребенка:

Мама птица села на веточку

И зовет своих малых деточек.

Детки отвечают мамочке своей,

- Мама, прилетай к нам поскорей.

Ребенок определяет того, кто поет, показывают карточку с изображением птицы или птенчиков.  

 Правильно различает высоту звука, выбирает нужную игрушку или картинку.

Тембровый слух  (умение различать музыкальные инструменты по тембру)

Дидактическая игра «Узнай свой инструмент» Приложение № 3

Цель: выявлять умение определять инструменты по тембру (колокольчик, погремушка, бубен).

Задание для ребенка:

 «Давай мы с тобой поиграем в музыкальные прятки. Сейчас я буду исполнять песенки на разных музыкальных инструментах. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), какой инструмент звучал».

Различает тембр музыкальных инструментов, показывает и  называет их.

Динамический слух (умение различать простейшие  динамические оттенки)

Дидактическая игра «Тихо и громко»

Цель: определять способность к адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Материал:

Е. Тиличеева «Тихо и громко» 

Задание для ребенка:

«Поиграем с тобой в громко и тихо.  Я играю на пианино и пою, а ты хлопай и топай так же, как я пою и играю: я громко, и ты — громко, я тихо, и ты — тихо»

Активно участвует в игре, реагирует на динамические изменения в музыке.

Уровни оценки:

  • -   высокий уровень  -  ребенок активно выполняет все предложенные задания, отзывчив, эмоционален;
  • -   средний уровень   -  ребенок эпизодически принимает участие в занятии, реакции неоднозначны;
  •  -  низкий уровень     -  ребенок совсем не принимает участие в занятии, не отзывчив, реакции отвлеченные

Индивидуальная работа с детьми раннего возраста в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по результатам диагностирования

№ п/п

Уровень

Фамилия, имя ребенка

Виды музыкальной деятельности

Муз. – сенсорные способности

Слуша-ние  музыки

Пение

Движе-ние

Музицирование

Звуковысот-ный слух

Чувство ритма

Динамический слух

Тембровый слух

1

+

!

+

!

2

+

+

?

?

3

+

?

!

Примерные игры  и задания на развитие музыкальных способностей

Слушание музыки различных жанров, с последующим обсуждением

Исполнение знакомых песен с музыкальным сопровождением  и без

 Повторение движений НОД

«Быстро – медленно»

«Лошадки»

«Все мы музыканты»

«Птица и птенчики»

«Где мои детки?»

«Кто в домике живет?»

«Веселые ладошки»

«Тихо – громко»

«Угадай, на чем играю»

Условные обозначения:

! – ребенок восприимчив, способен выполнить сложные задания;

+ - ребенок способен выполнить задания по своему возрасту

? – реакции ребенка неоднозначны, требует неоднократного повторения задания

Уровень развития по результатам диагностирования:

  • - высокий уровень развития
  • - средний уровень развития
  • - низкий уровень развития

Примечание: содержание игр  и заданий смотри в сборниках 

  1. Роот З. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»
  2. Михайлова «Развитие музыкальных способностей дошкольников»
  3. Груздова И. В. «Навстречу музыке»
  4. Скопинцева О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников»

Карта индивидуальной работы с детьми  раннего возраста по результатам НОД

Группа ______________________                                                                                                                                     ______________   месяц ______   год

                         Число

 Ф. И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1

дв

чр

2

чр

дв

п

3

п

чр

с

дв

4

5

6

Условные обозначения:  ДВ  – муз. – ритм. движения, У  - упражнение, С  -  слушание музыки, П  -  пение,  Н – ребенка нет в ДОУ,   /- выходной

  • - цветом выделены дни НОД

Примечание : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность , направленная на изучение элементов педагогического процесса (отдельных школьников и учителей, ученических и учительских коллективов, семь...

Педагогическая диагностика в школе

Педагогическая диагностика-это педагогическая деятельность, направленная на изучение объекта и субъекта педагогического процесса. В работе представлены методики, которые помогут классному руководителю...

Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй

Классные  руководители знакомятся с  нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...

Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя

Инстументарий педагогической деятельности классного руководителя 7 класса...

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...