"Музыкальные направления в годы войны"
проект по музыке на тему

Слещенко Ирина Викторовна

выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_napravleniya_v_gody_voyny.docx21.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные направления в годы войны

Цель моего выступления познакомить с направлениями музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны, деятелями, творчество которых ковало и приближало Великую Победу, поднимая боевой и трудовой дух народа, укрепляя веру в победу.

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашисты перешли границу СССР.

С этого момента жизни миллионов людей, судьбы многих народов, стран оказались сплетенными в единый узел.

В ряды защитников Родины вступили не только рабочие, служащие, студенты. Многие музыканты, оставив свои мирные занятия, пошли воевать с врагом с оружием в руках. Многие взялись за свое творческое «оружие», страстной и призывной музыкой участвуя в общенародной борьбе.

В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны. Почти 4000 концертных бригад, включавших около 45 тысяч певцов, танцоров, музыкантов, выезжали на фронты Отечественной войны. «Трудно поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходили смотр художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте», - можно прочитать в газете «Советская культура», опубликованной в послевоенное время.

Самодеятельные и профессиональные коллективы песни и пляски, артисты балетов и театров, музыканты, композиторы, студенты художественных учебных заведений - все они служили трём направлениям:

  • служебно-строевой функции,
  • общественно-церемониальной функции,
  • культурно-просветительской деятельности.

Эти направления сложились непосредственно в военных ансамблях, оркестрах и хорах на протяжении их развития. Одни концертные бригады выступали перед воинами в городах и провожали музыкой и песнями маршевые роты, отправлявшиеся на фронт, другие постоянно давали концерты на самих фронтах, в госпиталях, третьи участвовали в воинских церемониалах, общественно-политических мероприятиях, парадах и погребениях павших воинов.

В Великую Отечественную Войну множество, различных, культурных направлений, существовавших в советской стране, «переплелись» друг с другом. Это связано с тем, что многие видные композиторы, известные артисты, балетмейстеры, музыканты в годы войны связали свою судьбу и творчество с армией и флотом. Ярким примером, характеризующим этот период, является фильм М.Слуцкого «Концерт фронту» 1942 года.

Композиторы: В. Мурадели - руководил в годы войны ансамблем песни и пляски Военно-Морского флота; Н. Будашкин - возглавлял ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. В годы войны продолжали свою активную творческую деятельность А.В. Александров, явившимся автором двух важнейших и наиболее распространенных произведений служебно-строевого репертуара периода войны: «Гимн Советского Союза» и «Священная война»; а также С. Чернецкий, написавший за четыре года войны свыше 50 маршей.

В числе участников фронтовых концертных бригад можно выделить таких солистов Большого театра, как М. Михайлова, И. Козловского, С. Лемешева, многих солистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Среди исполнителей русских, лирических эстрадных песен и романсов - Л. Русланова, К. Шульженко, Г. Виноградов. Среди балетмейстеров, ставивших в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях наиболее известны: Р.В. Захаров, внесший в свои постановки сочетание хореографических фрагментов с нетанцевальными, режиссерски решенными сценами, и П.П. Вирский, создавший обобщающий образ армии-освободительницы, многонациональной по составу.

Особенно интересно творчество и деятельность эстрадно-джазовых оркестров (популярных в то время как исполнителей вальсов, танго и фокстрота): Я.Б. Скоморовского (в 1941-1945 годах руководивший джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота), В.Ф. Коралли, Н.Г. Минха (руководивший в годы войны Театром Балтийского Флота), А.Н. Цфасман (возглавлявший джаз-оркестр всесоюзного радиокомитета).

Известные эстрадные певцы выступали под музыку военных ансамблей. Джазовые оркестры стали аккомпанировать танцорам военных организаций. Артисты балета, танцуя перед обычными людьми и воинами, наполняли свою хореографию героико-патриотической направленностью. Танцоры эстрадных направлений, работая вместе с артистами военных ансамблей, вносили в их хореографию различные формы выражения танца через виртуозные движения, акробатические поддержки, сложные технические приемы, развившиеся до войны на советской эстраде.

Репертуар и выразительные средства танцев, в связи с этими явлениями, в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях значительно расширились и обогатились. В песенном и музыкальном репертуаре военных ансамблей, наряду с маршами, народным фольклором и классической музыкой, стали исполняться романсы, советское танго (сочетавшее в себе культуру романсов и маршевой музыки), фокстрот, появились тесные, неразрывные связи между жанрами симфонической, оперной, камерной и духовой музыки. Танцевальный репертуар стал строиться не только на почве народного танца, но и на сочетании элементов классического и разных жанров эстрадного танца, что отлично видно в появлении многих номеров и танцевальных сюит на военную тему в военных ансамблях и в самодеятельных коллективах после войны.

Великая Отечественная Война заложила основной «фундамент» в творчество военных ансамблей песни и пляски.

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.

В произведениях симфонической музыки раскрылись замечательные черты русского национального характера, богатый духовный мир советского человека, его мужество и героизм. Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде.

Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.

Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. В ее эпически суровом складе было заключено поистине общенародное осознание патриотического долга. Монументальная по содержанию, лаконичная по выражению, эта песня стала уже в те дни «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны».

Большую популярность завоевали и другие песни военных лет. Не было, пожалуй, человека, который не знал бы песен М. Блантера («В лесу прифронтовом» на слова М. Исаковского, «Жди меня» на слова К. Симонова). В золотой фонд советской песенной культуры вошли также «Песня смелых» В. Белого (текст А. Суркова), «Ой туманы мои, растуманы» В. Захарова (текст М. Исаковского), «Шумел сурово брянский лес» С. Каца (текст А. Софронова), «Песня о Днепре» М. Фрадкина (текст Е. Долматовского), «Заветный камень» (текст А. Жарова) и «Песня защитников Москвы» (текст А. Суркова) Б. Мокроусова, «Самовары-самопалы», «Вася-Василек», «Где орел раскинул крылья» (текст С. Алымова) А. Новикова, «В землянке» К. Листова (текст А. Суркова) и многие другие.

Готовясь к сегодняшней конференции,  был проведен опрос на знание военных песен, в котором приняли участие 173 учащихся 5-11 классов.

Результат вы видите в таблице:

№ п/п

Название песни

Количество учащихся

%

«Катюша»

150

87%

«Священная война»

36

21%

«Три танкиста»

33

19%

«Смуглянка»

22

13%

«Синий платочек»

19

11%

«Тёмная ночь»

13

8%

«Мы за ценой не постоим…»

12

7%

«В землянке»

5

3%

«По полю танки грохотали…»

3

1,7%

«На безымянной высоте»

2

1,2%

«Орлёнок»

2

1,2%

«В лесу прифронтовом»

1

0,6%

«Жди меня»

1

0,6%

К сожалению, результат не радует. Хотелось бы, чтобы как можно больше военных песен было на слуху у российских школьников. Ведь советский народ, в годы Великой Отечественной войны, боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе".

Статья на тему о введении в урок музыки в  общеобразовательной школе современных музыкальных направлений....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)

Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....

Даже когда грохочут пушки, Музы не молчат (песни, написанные в годы войны 1941-1945 годов)

В презентации рассказывается о том, как создавались стихотворения на полях сражений, кто к ним писал музыку... "В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотело...

Сценарий литературно-музыкальной композиции « Четыре года шла война»

Материал посвящён празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...