Обобщение опыта работы «Интеграция предметов музыки, ИЗО, МХК в современной школе»
статья по музыке на тему

Проблема интеграции обучения  и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики..В данном опыте предлагаются схемы построения интегрированного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_integrir_ob_muzyka.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №4

Городской округ город Выкса

Нижегородская область

Обобщение опыта работы:

«Интеграция предметов музыки, ИЗО, МХК в современной школе»

учитель музыки, ИЗО, МХК: Оропай С.В

г.Выкса

 «Интегрированное обучение на уроках музыки»

                                               

Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.

М.К. Чюрленис

Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове.  

Художники создают наглядные образы. Они могут не только услышать, прочитать, но и увидеть яркий образ и соотнести его с музыкальным и литературным.

Проследить связь музыки с живописью довольно сложно, но она существует, и эти два вида искусства тесно связаны между собой. Великие талантливые музыканты вдохновляли художников на создание портретной живописи: портрет М. Мусоргского написал И.Репин, Ф. Шаляпина – В. Серов, К. Коровин, С. Рахманинова – К.Сомов, Л. Пастернак.

 Создание многих пейзажных образов принадлежат композиторам – классикам: П.И.Чайковскому «Времена года», Э.Григу «Утро», а также композиторам - импрессионистам – К.Дебюсси, М.Равелю. Их творчество во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу  гармонии, достигшей большой красоты и утончённости. Слушая на уроке музыки пьесу М.Равеля «Игра воды», учащиеся могут запечатлеть ее в рисунке.

 И живопись и музыка всегда стремились к воплощению нового миропонимания, которое пришло с эпохальными открытиями в естественных науках, высветивших существование, почти невидимого космоса за пределами видимого мира. И музыка и живопись устремились на завоевание бесконечного космического пространства. И многие композиторы, начиная с Шенберга, и художники, начиная с Кандинского, посвятили свое творчество новому миропониманию и мироощущению.

Но и предметность в живописи, и тональность в музыке были, есть и будут желанными категориями в этих видах искусства, отнюдь не отвергая, а еще более подчеркивая достижения великих художников и музыкантов XX века.

Мы всегда будем грустить и у полотен Левитана и, слушая соло валторны из 2-ой части V симфонии Чайковского, нас всегда будет волновать трепетная живопись Клода Моне и импрессионистический мир звуков Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Замечательно, что эти виды искусства ведут нас по пути познания жизни, духовно обогащая внутренний мир человека.

 Для каждого народа одной из главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему.

Актуальность

          Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

        Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.

       Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси.    

        Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.

        Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.

Обоснование выбранной темы

       Акцент в своей профессиональной деятельности я делаю на формирование образного мышления у обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами, а именно с изобразительным искусством, литературой и историей.

       Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

       Интегративное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.

      Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии через звук и цвет.

        Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

      Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся.

Методы решения поставленных задач 

  • Методы теоретического поиска (анализ теоретических источников по проблеме формирования образного мышления, интеграции различных видов искусства);
  • Методы исследования реального педагогического процесса (изучение и обобщение педагогического опыта);
  • Поисковый метод: при разработке интегрированных занятий.

Выбранные методы позволяют наиболее полно и глубоко исследовать проблему, решить поставленные задачи, исходя из условий и возможностей.

Принципы профессиональной педагогической деятельности 

  • принцип гуманизации образования;
  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип научности;
  • принцип интеграции;
  • принцип осуществления как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
  • принцип соответствия содержания возрастным особенностям обучающихся;
  • принцип систематичности.

Методические рекомендации для учителя музыки по применению интеграции искусств на уроке.

1. На уроке музыки интегрированного типа следует уделять внимание интонационно - образной стороне различных произведений искусства. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация».

2. Необходимо определить, какую задачу призван решать каждый вид искусства используемый на уроке музыки.

3. Исходя из конкретных условий и особенностей класса, педагог должен спланировать, как использовать музыкальный, литературный и изобразительный материал, чтобы он имел определённое художественное воздействие на учащихся, способствовал бы наиболее интересной драматургии урока.

4. Использование на уроках музыки разных видов искусств должно способствовать более глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения.

5. Уроки интегрированного типа должны подвести учащихся к осознанию того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.

6. Помочь учащимся определить «родственные» средства выразительности разных видов искусств, таких как интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки и т.д.

7. На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.

8. Во время анализа произведений искусства, и в процессе восприятия важно сохранить эмоциональное отношение самого ребёнка к произведению, не перегружая его терминологией, сухими фактами.

9. Среди методов анализа художественного произведения используются:

а) метод сопоставления произведений разных видов искусства

б) метод сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности

10. Учитывать возрастные особенности учащихся при подборе музыкального, изобразительного и литературного ряда.

11. Искусства, используемые на уроке должны формировать эстетическое восприятие произведений, совершенствовать у школьников искусствоведческие знания, навыки художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости.

       Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен знать, что такие уроки имеют особую структуру построения.

        Рассмотрим примеры интегрирования.

       Я предлагаю свои схемы построения такого урока:

1 тип. Работают два учителя одновременно

2 тип. Два урока. 1 урок — образ музыкальный. 2 урок — продолжение — образ изобразительный.

3 тип. Самостоятельная работа учеников в сотрудничестве с учителями разных областей наук.

        Работа по первому типу. Диалог ведут не только дети и учитель, но и учитель — учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.

       Учителя раскрывают тему, дополняя друг друга, каждый придерживаясь точки зрения своего предмета. Задача детей на каждом этапе - представить образ, найти главные черты и перевести его в словесный, либо создать образ изобразительный (предлагаем: в карточке написать 6 слов — ассоциаций от увиденного, услышанного, либо отметить в карточке те чувства, которые испытали в ходе слушания или рассматривания произведения.)

Второй тип

1 этап. Виртуальная экскурсия в природу,  наблюдение за предметом или явлением.

В течение года - наблюдение за изменениями в природе.

 Слушание музыки «Ноктюрн» Ф.Шопена или   симфонии П.И.Чайковского «Зимние грезы» с последующим изображением в рисунках:

После прослушивания «Ноктюрна» Ф.Шопена.

 А так ребята представили зимнюю дорогу, после прослушивания симфонии П.И.Чайковского «Зимние грезы».

2 этап. 1 урок — урок музыки. Дети совместно с учителем рассматривают  картину «Вечерний звон».

2 урок — урок изобразительного искусства — продолжение. Образ, созданный музыкантами, поэтами, русским фольклором дополняется образом изобразительным. В результате дети создают своё видение, свой образ. (Образ тихого вечера, образ  русской природы)

Третий тип.

1 этап. Перед детьми ставится проблема.

2 этап. Они самостоятельно исследуют проблему, используя научную, художественную литературу, консультации педагогов.

3 этап. Собранный материал оформляется в сообщение, доклад, альбом, презентацию.

4 этап. Защита проекта на уроке. (Возможны дискуссии, споры с оппонентами). Роль учителя координировать действия детей.

5. этап. Вывод. Формирование понятия. Самые удачные работы могут быть оформлены в исследовательские проекты.

Задача учителя, планирующего такие уроки - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.

Благодаря интеграции легче объяснить детям сложные понятия. В начальной школе мы знакомим детей с понятием внутренняя и внешняя красота. Здесь нельзя опираться только на произведения художников. (В старшем звене мы учимся читать символику портрета, атрибуты, помогающие разобраться в мире переживаний и характера изображённого человека.) Произведения художников требуют поддержки, пояснения музыкальным и литературным творчеством. На помощь приходят музыка

Р. Корсакова и русская сказка. В сказке много невероятного, волшебного, невозможного и фантастического, но именно она открывает перед нами мир, преподносит урок.

«Красивый человек», какой смысл мы вкладываем в это понятие. А может ли красивый человек быть злым? Конечно, дети скажут, что не всегда совпадает добро и красота. Прошу привести пример из сказки. Дети приводят пример – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Мачеха красивая внешне женщина, но очень злая. Дети говорят, что душа у неё тёмная. Баба Яга совсем другое дело – её внешний вид отражает её характер. Духовная красота – чистая, добрая, отзывчивая душа, готовая встать на защиту, спасти, помочь в любой ситуации.

Русские богатыри – символ физической красоты. Они сильны телом и духом, они защитники Руси, народа. Знакомимся с произведением В. Васнецова «Богатыри». Включаем в урок произведение А.П. Бородина «Богатырская» и древне – русской литературы – былины о богатырях. Могут помочь и современные мультфильмы, которые создают доступный и яркий образ русского богатыря.

Современные дети сравнивают богатыря с героями боевиков, актёрами зарубежного и российского кино. Именно такие уроки помогают детям разобраться, что сильный человек не всегда бывает добрым.

Ещё одно понятие «красота природы». Вот здесь для творчества благотворная почва. Больше всего уроков именно на эту тему «Портрет дерева – березы», «Осень в творчестве художников, композиторов, поэтов», «Времена года», «Образ родной земли». Обращаемся к творчеству А.С. Пушкина, С.А. Есенина, П.И. Чайковского, А. Вивальди, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, народному творчеству и приходим к выводу: «Красоту нужно уметь видеть». Два волшебных дерева за окном школы нам в этом помогут. Наблюдать за клёном и берёзкой большое удовольствие. На клёне весной рождаются, а по осени падают звёзды – листья. Берёзка – русская красавица. Липкие нежные листочки, словно маленькие капельки, серёжки дрожат от ветра, но чем ни русская девушка?

 В старшей школе интеграцию предметов музыки и изобразительного искусства проводим в теме «Великие темы в искусстве» («Образ матери – великая тема жизни»), «Батальный жанр» («Образ заступника, защитника земли русской»).

В шестом классе проводим урок-введение в искусство «Цвет может звучать, а звук может быть окрашен». Урок раскрывает связь музыки и живописи, как художник может изобразить музыку.

Литература, изобразительное искусство, музыка образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.

 Принимая участие в школьных праздниках, таких как «Семейные традиции», «В песне – душа народа», ребята становятся ближе к своим родителям, родственникам, узнают о традициях своей семьи и своих одноклассников. После праздника «В песне – душа народа», учащиеся почувствовали свою значимость, поняли, насколько важно знать культуру своего народа и народов мира.

Интегрированный урок, занятие требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Такой урок носит практическую направленность: развивает и реализует творческие способности учащихся через проекционную деятельность. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.

Так учащиеся в рисунках передали свое отношение к песне.

Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно – эстетического сознания, овладения необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Список литературы

1. Л. Тарасов – «Музыка в семье муз»

2. С. А. Казанцева – «Культурология»

3. Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.

В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые  на уроках музыки в школе....

Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение современных образовательных технологий в реализации СФГОС на общеобразовательных уроках в школе глухих»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего...

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...