«Что за прелесть эти сказки…»
план-конспект урока по музыке на тему
Связь музыки и литературы: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема I полугодия: “Музыка и литература”.
Тема 5 урока: «Что за прелесть эти сказки…»
Класс: 5
Дата: 06.10.14г.
Тип урока: урок закрепления знаний, комбинированный.
Форма урока: урок-беседа.
Краткое содержание: связь музыки и литературы: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.
Задачи для учителя:
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры.
Задачи для учащихся:
- Проверить домашнее задание.
- Повторить понятия фольклор, программная музыка.
- Привести примеры программной музыки.
- Назвать программное произведение, которое слушали на прошлом уроке.
- Послушать фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и передать свои музыкальные впечатления в устной форме.
- Послушать симфоническую сюиту «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова. Тема Шахриара и Шехерезады. Описать образы героев с помощью выразительных средств сюиты (мелодия, темп, лад, динамика).
- Разучить новую песню «Все мы делим пополам».
Методическое обеспечение: учебник, стр. 20-21, иллюстрации к музыке, музыкальное сопровождение.
Музыкальный материал:
- “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”, Н. А. Римский-Корсаков: «Белка», «33 богатыря», «Царевна Лебедь».
- симфоническая сюита «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова. Тема Шахриара и Шехерезады.
- Песня «Все мы делим пополам»
Рефлексия:
- Какие произведения мы сегодня слушали?
- Взаимосвязаны ли произведения литературы с программной музыкой?
- Какие впечатления остались от пройденной темы?
5 этап. Домашнее задание: попробуйте нарисовать образы героев симфонической сюиты «Шехерезада». Разучить слова песни.
Конспект урока
Действия учителя | Действия детей |
1. Повторение, проверка домашнего задания. - Повторить понятия фольклор, программная музыка. - Привести примеры программной музыки. - Назвать программное произведение, которое слушали на прошлом уроке. | Отвечают на вопросы Фольклор – устное народное творчество. Программная музыка – сочинения с названием литературного произведения или сопровождающиеся словесной программой, которая раскрывает их содержание. - Опера «Снегурочка», романс «Я помню чудное мгновение», «Кикимора». Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова |
Объявление темы, активизация слушательской и мыслительной деятельности.
Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” Сегодня мы будем слушать и анализировать сказки не простые, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем. Итак, тема нашего урока звучит так: “Что за прелесть эти сказки!” - Как вы думаете, кто является автором этого сказочного высказывания?
В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. С. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки Пушкина нашли свое продолжение в музыке таких композиторов-сказочников, как: П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, А. Бородин. - Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?
«Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина: - белка, которая грызет золотые орешки, поет и танцует; - 33 богатыря, которые выходят прямо из моря-океана, а сними батька Черномор; - царевна Лебедь
В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем музыкальные фрагменты, а вы определите, к какому чуду каждый фрагмент относится? Слушаем фрагменты “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римский –Корсаков На слайдах иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, 33 богатыря. Звучит фрагмент "Белка" Иллюстрация белочки из сказки - Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке? - Как композитор показал нам белочку? Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами; Ель растет перед дворцом А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет А орешки не простые Все скорлупки золотые Ядра - чистый изумруд Слуги белку стерегут. - Сейчас мы послушаем ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке? Звучит фрагмент "33 богатыря" Иллюстрация богатырей - Композитор своей музыкой "нарисовал" 33 богатыря. Что мы слышим в этом отрывке? Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге. В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые. Все ровны, как на подбор, С ними дядька Черномор. - А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок. Звучит фрагмент "Царевна Лебедь" Иллюстрация Царевны Лебедь За морем царевна есть А сама-то величава | Записывают тему урока в тетрадь Отвечают на вопрос (Пушкин) Слушают учителя Отвечают на вопрос (сказочности, образности, таинственности) Вспоминаем, какие Три чуда показаны в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина Слушают музыку, рассматривают картину, размышляют, передают свои впечатления. - музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, - белочка словно перескакивает с ветки на ветку, - композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде» Слушают музыку, рассматривают картину, размышляют
В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет. И постепенно из него выходят богатыри. Князь Гвидон любуется ими. Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие. Слушают музыку, рассматривают картину, размышляют, характеризуют прослушанную музыку |
Самостоятельная работа, работа в парах.
Работа в парах. - Сейчас работаете в парах. Прослушайте тему Шахриара и Шехерезады из симфонической сюиты «Шехерезада» и, пообсуждав с соседом по парте, создайте и опишите образы героев. Какими они представляются именно вам. Если ваши мнения расходятся, запишите оба мнения. Ответы поясните. Слушаем фрагмент Симфоническая сюита «Шехерезада». Тема Шахриара и Шехерезады Н.А. Римского-Корсакова. Дополнительные вопросы. - Назовите особенности музыки, которые придают ей восточный колорит. - Чем отличаются друг от друга эти темы? | Слушают музыку, работают в парах, записывают свои варианты ответов. Каждая пара высказывает свой вариант ответа. Самостоятельно оценивают свою работу, сами ставят себе отметки Отвечают на вопросы |
| Слушают новую песню для разучивания, получают слова песни. |
попробуйте нарисовать образы героев симфонической сюиты «Шехерезада». Разучить слова песни. | Записывают в тетрадь д/з |
«ВСЁ МЫ ДЕЛИМ ПОПОЛАМ»
Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
Даже песню делим честно
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
Даже песню делим честно
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-190688-1359883636.jpg)
"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523079-1415820793.jpg)
Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)
Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-568728-1421747942.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....