Цикл бесед внеклассного мероприятия о И.С. Бахе.
план-конспект урока по музыке ( класс) по теме

Южанинова Екатерина Сергеевна

.

 

"Не ручей - море должно

 

быть ему имя"

(Бетховен).

        

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«Детям о И.С. Бахе»

Выполнила:

студентка 40 группы  

Южанинова Е.С.

Челябинск, 2016

Дата проведения мероприятия: 21.01. 16г.

Класс: 1, 2.

Тема:  «Детям о Бахе».

Цель: Знать жизненный путь композитора. Уметь приводить примеры произведений.

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

  1. Организационный

10 мин.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна. На нашем внеклассном занятие мы поговорим о великом композиторе. А о ком, мы узнаем чуть позже.

Для начала возьмите, пожалуйста, листочки на партах, подпишите их и мы с вами попытаемся ответить на ряд вопросов. ( Анкета:

1. Любите ли вы музыку?

2. Часто ли вы слушаете классические произведения?

3. Каких вы знаете композиторов?

4. Знакомо ли вам имя И.С. Баха?

5. Что вы можете о нем рассказать?

6. Какие произведения этого композитора вы знаете?

7. Для каких инструментов Бах писал музыку? ).

Молодцы! Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем занятии?

Правильно, о композиторе И.С. Бахе.

  1. Основной

30 мин.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист.

Родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами. После смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. Затем Бах поступил учиться в певческую школу в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 годов была написана первая органная музыка Баха. Закончив учебу, Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Затем его пригласили быть смотрителем в органном зале церкви города Арнштадт, после чего он стал органистом. За это время было написано множество произведений Баха. Позже он стал органистом в городе Мюльхаузен. В 1707 году Бах женился на Марии Барбаре – своей кузине. В биографии Баха тех времен было отмечено множество положительных сдвигов. Власти были довольны его работой, за издательство сочинения композитор получил вознаграждение. Однако, Бах снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются трое детей. Музыка Баха наполняется лучшими веяниями того времени благодаря учению у других композиторов. Следующим нанимателем Баха, высоко ценившим его талант, был герцог Анхальт-Кётенский. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры). В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на певице. Счастливая семья имела 13 детей. Во время пребывания в Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха. В 1723 году музыкант стал учителем при церкви, затем – музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал светскую, духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»). В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Однако сейчас по всему миру открыты музыкальные школы имени Баха, а на произведениях великого композитора выучили не одно поколение.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру: « Изобрази, не говоря».

  1. Баха, играющего на скрипке.
  2. Баха, играющего на органе.
  3. Баха, думающего над своими произведениями.
  4. Баха, идущего в новый город.
  5. Счастливого И.С. Баха.

Сейчас мы с вами попытаемся узнать какие по характеру произведения писал И.С. Бах.

  1. « Токката и фуга ре минор» ( серьезное, грозное)
  2. « Оркестровая сюита №3» ( легкое, светлое)

Молодцы!

  1. Заключительный

5 мин.

Ребята, скажите, пожалуйста, а какой любимый инструмент был у великого композитора? (орган). Молодцы! Дома, вместе с родителями попытайтесь нарисовать орган. Наше занятие подходит к концу. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«Бах – великое имя»

Выполнила:

студентка 40 группы  

Южанинова Е.С.

Челябинск, 2016

Дата проведения мероприятия: 18 .01. 16г.

Класс: 3,4, 5.

Тема:  Бах – великое имя».

Цель: Знать жизненный путь композитора. Уметь приводить примеры произведений. Называть инструменты, для которых писал музыку И.С. Бах.

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

  1. Организационный

15 мин.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна. На нашем внеклассном занятие мы поговорим о великом композиторе. А о ком, мы узнаем чуть позже.

Для начала возьмите, пожалуйста, листочки на партах, подпишите их и мы с вами попытаемся ответить на ряд вопросов. ( Анкета:

1. Любите ли вы музыку?

2. Знакомо ли вам имя И.С. Баха?

3. Почему Бах - великое имя?

4. Какой жизненный путь прошел И.С.?

5. Был ли Бах признан современниками?

6. Какие личностные качества может сформировать музыка Баха?

7. Какие условия необходимы для правильного восприятия музыки Баха?

8. Считаете ли вы, что музыка Баха, может сделать вас нравственно лучше? Почему?

9. Почему музыку Баха считают сложной?

10. Почему вырос интерес музыки Баха в конце 20в, в начале 21 в.?)

Молодцы!

Прочтите стихотворение на слайде и скажите, пожалуйста, о ком пойдет речь на нашем занятии? 

(Опускается вечер, шумный город устал,

Оплавляются свечи, вновь я слышу хорал,

Величавый и вечный, как любви океан,

Вновь под пальцами Баха торжествует орган.

В этой музыке эхо из тюрингских лесов,

И небес бесконечность, и печаль, и любовь,

С неба звёзды мерцают этой музыке в такт,

И душа отдыхает в мире месс и токкат.

Опускается вечер, выплывая из тьмы,

Зажигаются свечи у Святого Фомы,

Вновь под музыку Баха оживает орган,

Пробуждая надежды и любви ураган.)

 Правильно, о композиторе И.С. Бахе.

  1. Основной

Бах Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист.

Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.). Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано. В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом, он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.). Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга. В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему. Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.). Скончался 28 июля 1750 г. в Лейпциге, где жил постоянно с момента переезда туда. Современники ценили творчество Баха, однако масштаб его дарования был осознан лишь спустя полвека после смерти композитора.

Биография Баха пестрит городами, как вы думаете почему? ( Чтобы донести до людей смысл в своих произведениях). Сейчас мы прослушаем несколько произведений и попытаемся узнать, о чем нам хотел сказать Иоганн Себастьян.

  1. «Шутка». ( Чтобы в суете наших дней, мы не забывали о веселье и радости).
  2. «Токката и фуга ре минор». ( Чтобы в суете наших дней, мы не делали необдуманных поступков, а для начала размышляли и думали. Также и о нашей жизни).
  3.  « Оркестровая сюита №3». ( Чтобы в суете наших дней, мы не забывали об отдыхе и спокойствии души).

  1. Заключительный

Ребята, какой смысл хотел донести И.С. Бах в своих произведениях? (ответы).

Молодцы!

Наше занятие подходит к концу, и я вас попрошу записать домашнее задание: написать сочинение на тему «Если бы Бах жил в наше время». До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«Творческий путь И.С. Баха»

Выполнила:

студентка 40 группы  

Южанинова Е.С.

Челябинск, 2016

Дата проведения мероприятия: 16.01. 16г.

Класс: 6, 7.

Тема:  «Творческий путь И.С. Баха».

Цель: Знать жизненный путь композитора. Уметь приводить примеры произведений.

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

  1. Организационный

10 мин.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна. На нашем внеклассном занятие мы поговорим о великом композиторе. А о ком, мы узнаем чуть позже.

Для начала возьмите, пожалуйста, листочки на партах, подпишите их и мы с вами попытаемся ответить на ряд вопросов. ( Анкета:

1. Любите ли вы музыку?

2. Знакомо ли вам имя И.С. Баха?

3. Почему Бах - великое имя?

4. Какой жизненный путь прошел И.С.?

5. Был ли Бах признан современниками?

6. Какие личностные качества может сформировать музыка Баха?

7. Какие условия необходимы для правильного восприятия музыки Баха?

8. Считаете ли вы, что музыка Баха, может сделать вас нравственно лучше? Почему?

9. Почему музыку Баха считают сложной?

10. Почему вырос интерес музыки Баха в конце 20в, в начале 21 в.?)

Молодцы!

Прочтите стихотворение на слайде и скажите, пожалуйста, о ком пойдет речь на нашем занятии? 

(Опускается вечер, шумный город устал,

Оплавляются свечи, вновь я слышу хорал,

Величавый и вечный, как любви океан,

Вновь под пальцами Баха торжествует орган.

В этой музыке эхо из тюрингских лесов,

И небес бесконечность, и печаль, и любовь,

С неба звёзды мерцают этой музыке в такт,

И душа отдыхает в мире месс и токкат.

Опускается вечер, выплывая из тьмы,

Зажигаются свечи у Святого Фомы,

Вновь под музыку Баха оживает орган,

Пробуждая надежды и любви ураган.)

 Правильно, о композиторе И.С. Бахе.

  1. Основной

33 мин.

Сейчас мы просмотрим видеофрагмент и вы ответите на ряд вопросов:

  1. Когда родился И.С. Бах?
  2. Первый инструмент, который освоил композитор?
  3. Назови излюбленный инструмент И.С. Баха?
  4. Сколько детей было у великого композитора?
  5. Почему биография И.С. Баха пестрит городами?
  6. Что послужило ухудшению зрения?
  7. В каком возрасте скончался Иоганн Себастьян?

С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. Величайший композитор известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов. творчество баха Творческое наследие Баха Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы: Органная музыка. Вокально-инструментальная. Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других). Музыка для инструментальных ансамблей. Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных. Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество в творчестве баха преобладал Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных инструментах: альте, клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты. Веймарский период органное творчество баха С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это: Прелюдия и фуга c-moll, a-moll. Токката C-dur. Пассакалия c-moll. Токката и фуга d-moll. "Органная книжечка". Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты. Кетенский период С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе. Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене: 1 том "ХТК". Английские сюиты. Сонаты для скрипки соло. Французские сюиты. "Бранденбургские концерты" (шесть штук). "Хроматическая фантазия и фуга". Лейпцигский период и последние годы жизни клавирное творчество баха С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки. Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это: "Страсти по Иоанну". Месса h-moll. "Страсти по Матфею". Около 300 кантат. "Рождественская оратория". В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет: 2 том "ХТК". Итальянский концерт. Партиты. "Искусство фуги". Арию с различными вариациями. Органную мессу. "Музыкальное приношение". После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти. Характеристика стиля иоганна себастьяна баха творчество Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность. Основные жанры Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это: Кантаты и оратории. Пассионы и мессы. Прелюдии и фуги. Хоральные обработки. Танцевальные сюиты и концерты. Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль. Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха жизнь и творчество баха Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни: О моральном долге человека. О его роли в этом мире и назначении. О жизни и смерти. Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

«Страсти по Матфею» хорал .

(понятие хорал)

« Кофейная кантата».

(понятие кантата)

Разбор произведений:

  1. Штрихи, использованные в произведении.
  2. Художественное содержание, ассоциации, образы.

  1. Заключительный

2 мин.

Наше занятие подходит к концу. Дома, я вас попрошу, написать сочинение на тему « Если бы Бах жил в наше время». До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...

Внеклассное мероприятие по предметам естественно-математического цикла "Последний герой"

Это игра проводится как внеклассное мероприятие по предметам естественно-математического цикла. Включает в себя ряд заданий из разных областей: математики, биологии, географии, информатики....

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная игра по предметам естественного цикла"

В данной работе представлены 4 этапа интеллектуальной игры по предметам естественного цикла....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «О силе СЛОВА» (БЕСЕДА-ИГРА).

В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия беседа: «Любовь к матери»

Одной из проблем современной молодежи является довольно-таки прохладное, а порой и безразличное отношение взрослых детей к их престарелым родителям. Это одна из граней большой, злободне...

внеклассное мероприятие беседа "Мой друг платок"

Женский шейный платок - очень старинный и востребованный аксессуар во все времена. Он будет уместен в любой ситуации - работа, прогулка, деловая встреча или вечеринка. Способов завязывания ...

Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...