Конспекты моих занятий
материал по теме

Харченко Владимир Викторович

Здесь представлениы разработки конспектов занятий проводимых в рамках реализации модифицированной дополнительной общеразвивающей программы "Гармония в единстве" , направленность: художественная, дисциплина Музыкальный инструмент "Шестиструнная гитара" с применением технологии проблемного обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект индивидуального  занятия   № 9

объединения «Звонкие струны»

I .Тема занятия: Освоение  аккорда  С (до мажор) в первой позиции.

II. Тип занятия: Открытие новых знаний

III. Цель занятия:

Для педагога: Дать первичные знания, умения и навыки для освоения аккорда С  (до- мажор) в первой позиции.

Для учащегося: Освоить начальные навыки по строению, расположению на грифе Аккорда до- мажор в первой позиции.  

V. Задачи:

1. Обучающие:  научить учащихся правильно строить и извлекать аккорд С  (до- мажор) в первой позиции.

 2. Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;  моторику пальцев правой и левой руки;  развивать  логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения,  дисциплины.

V. Методы обучения:

1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);

2. наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

3. практический  (освоение приемов  игры на инструменте, расположение пальцев рук при изучении аккордов);

Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка, проверка по эталону.

VI. Планируемые  результаты:

Личностные:  Понимать практическую значимость получаемых знаний по изучению новых аккордов.

Предметные: Разбирать табулатуру, аппликатуру аккорда С(до мажор) в первой позиции, выучить расположение аккорда С (до мажор) в первой позиции на грифе.

Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VII. Ресурсное обеспечения занятия:

  1. Гитара.
  2. Тетради для записей.
  3. Нотные тетради.                              
  4. Наглядное пособие (табулатура аккорда До мажор)
  5. Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные
  6. Форма занятия:  Практическое.                                           

Структура занятия

Этап занятия

Отведенное

время

Цель, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

2 мин

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Создает эмоциональный  настрой на занятии.  Здравствуйте ребята. Я рад вас видеть сегодня, и хочу вас заверить, что сегодняшнее занятие будет интересным и познавательным. Начнем.

Подготовка к работе.

Дети настраиваются и готовятся к занятию.

Личностные Регулятивные Коммуникативные

2.Актуализация прежних (опорных) знаний.

(Подведение к проблеме)

8 мин

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. И фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Педагог актуализирует знания  учащихся о строении и  расположении раннее выученных аккордов (ми мажор,  ре минор, и ля минор). И так ребята, мы с вами прослушивали, и учили слова песни « Детство». Сейчас мы  попробуем с помощью наших аккордов (ля минор, ре минор, и ми мажор), сыграть первый куплет и припев песни

« Детство».

Учащиеся играют аккорды со словами. Первый куплет звучит мелодично и качественно, но когда играют припев, мелодия звучит не естественно, аккорды не выстроены, нет мелодической линии. Дети это замечают, и у них возникают вопросы. Почему не звучит припев, ведь мы играем все верно. Тональность ля минор аккорды верные, в чем проблема?

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

3. постановка целей задач занятия.

(Переход к решению проблемы)

3 мин

Зафиксировать возникшее затруднение (почему же мы не можем сыграть мелодию, при помощи всего двух аккордов). Поставить задачу разучить аккорд до мажор, для полного звучания песни.

Ребята мы видим, что иногда трех аккордов недостаточно для полноценного проигрывания произведения, и мы приходим к тому- что надо...  Да нужно выучить еще один аккорд До мажор.

Аккорд до мажор является аккордом параллельной тональности ля минора, и в этой песне «детство» как раз происходит смена лада (с ля минор в до мажор, и обратно).

Дети отвечают, что нужно выучить еще аккорды, этим самым формулируют тему занятия, освоение нового аккорда.

Регулятивные

Общеучебные

Логические

4.Первичный этап построения новых знаний.

14 мин

Выбор способа и средств реализации изучения нового аккорда ля минор.

Педагог объясняет строение аккорда до мажор, при помощи наглядного материала. После разбора строения аккорда педагог объясняет расположение аккорда ля минор на гитарном грифе. После фиксации информации в тетрадях педагог предлагает детям извлечь аккорд до мажор самостоятельно.  Вижу у вас, получается, давайте соединим все наши выученные аккорды. После уверенной смены позиций между аккордами, педагог предлагает сыграть припев песни детство, который  у них не получился в начале занятия.

Учащиеся слушают педагога, изучают материал при помощи наглядных пособий, затем фиксируют все в тетрадь. После учащиеся пробуют с помощью педагога сыграть аккорд  до мажор, придерживаясь правильной аппликатуры. Когда аккорд до мажор  будет правильно извлечен, дети соединяют его с раннее выученными аккордами.

Дети играют припев песни

« Детство» с педагогом слышат, что мелодия звучит хорошо, и приходят к выводу, что у них получилось решить задание.

Личностные

Познавательные Коммуникативные.

5.Итоги занятия.  Рефлексия.

3 мин

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельностью на занятии.

Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.

Акцентирует внимание  учеников на том, что данное занятие было очень полезное, познавательное, и интересное.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель выучить аккорд до мажор. И результат, выполнили ли учащиеся задание при помощи аккорда до мажор сыграть песню « Детство».

Познавательные

Регулятивные

Личностные



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального  занятия   № 6

объединения «Звонкие струны»

I .Тема занятия:   Освоение  аккорда Аm (ля минор)  в первой позиции.

II. Тип занятия: Открытие новых знаний

III. Цель занятия:

Для педагога: Дать первичные знания, умения и навыки для освоения аккорда Аm (ля минор) в первой позиции.

Для учащегося: Освоить начальные навыки по строению, расположению на грифе Аккорда ля минор в первой позиции.

1. Обучающие:  научить учащихся правильно строить и извлекать аккорд Аm (ля минор) в первой позиции.

2. Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;  моторику пальцев правой и левой руки;  развивать  логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения,  дисциплины.

V. Методы обучения:

1. словесный (объяснение, беседа, рассказ);

2. наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

3. практический  (освоение приемов  игры на инструменте, расположение пальцев рук при изучении аккордов);

Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка.

VI. Планируемые  результаты:

Личностные:  Понимать практическую значимость получаемых знаний по изучению новых аккордов.

Предметные: Разбирать табулатуру, аппликатуру аккорда Аm (ля минор) в первой позиции, выучить расположение аккорда Аm (ля минор) в первой позиции на грифе.

 Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VII. Ресурсное обеспечения занятия:   Гитара, тетради для записей, нотные тетради,   наглядное пособие (табулатура аккорда Ля минор)

Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные

Форма занятия:  Практическое.                                           

Структура занятия

Этап занятия

Отведенное

время

Цель, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

2 мин

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность

Создает эмоциональный  настрой на занятии.  Здравствуйте дети, мы сегодня постараемся провести очень увлекательное, интересное, и полезное занятие. Давайте начнем! 

Подготовка к работе.

Дети настраиваются и готовятся к занятию.

Личностные Регулятивные Коммуникативные

2.Актуализация прежних (опорных) знаний.

8 мин

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. И фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Педагог актуализирует знания  учащихся о строении и  расположении раннее выученных аккордов (ми минор ми мажор и  ре минор). Ребята, а давайте с помощью наших аккордов  попробуем сыграть простую мелодию. Я вам буду говорить последовательности аккордов, а вы играйте их в медленном темпе. Как вы думаете, получилось у нас сыграть простенькую мелодию? Выслушав мнения учащихся педагог выдвигает проблему и наводящими вопросами  добивается от детей формирования темы. Нужен еще один аккорд, Это аккорд ля минор.

Дети играют  раннее выученные аккорды. После играют  предложенные педагогом последовательности и понимают что мелодия получается неполная, неоконченная. Чего-то не хватает. И задают вопросы, почему так. С помощью наводящих вопросов педагога формируют тему, изучение аккорда ля минор

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

3. постановка целей задач занятия.

3  мин

Зафиксировать возникшее затруднение (почему же мы не можем сыграть мелодию, при помощи всего двух аккордов). Поставить задачу разучить аккорд ля минор, для полного звучания тональности.

Педагог объясняет учащимся, что одна тональность состоит как минимум из трех аккордов. И нам нужно будет разучить еще один аккорд, и связать их с предведущими аккордами.

Дети слушают педагога. Готовятся фиксировать новую тему.

Регулятивные

Общеучебные

Логические

4.Первичный этап построения новых знаний.

14 мин

Выбор способа и средств реализации изучения нового аккорда ля минор.

Педагог объясняет строение аккорда ля минор, при помощи наглядного материала. После разбора строения аккорда педагог объясняет расположение аккорда ля минор на гитарном грифе. После фиксации информации в тетрадях педагог предлагает детям извлечь аккорд ля минор самостоятельно.  Вижу у вас получается, давайте соединим все наши выученные аккорды. После уверенной смены позиций между аккордами, педагог предлагает сыграть мелодию которую у них не получилась в начале занятия.

Учащиеся слушают педагога, изучают материал при помощи наглядных пособий, затем фиксируют все в тетрадь. После учащиеся пробуют с помощью педагога сыграть  аккорд ля минор, придерживаясь правильной аппликатуры. Когда аккорд ля минор будет правильно извлечен, дети соединяют его с раннее выученными аккордами.

Дети играют мелодию с педагогом слышат, что мелодия звучит хорошо, и приходят к выводу, что у них получилось решить задание.

Личностные

Познавательные Коммуникативные.

5.Итоги занятия.  Рефлексия.

3 мин

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельностью на занятии.

Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.

Акцентирует внимание  учеников на том, что данное занятие было очень полезное и познавательное.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель выучить аккорд ля минор. И результат, выполнили ли учащиеся задание при помощи аккорда ля минор сыграть простую мелодию.

Познавательные

Регулятивные

Личностные



Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение

                    дополнительного образования детей

                         «Дом детского творчества»

      Педагог дополнительного образования объединения

                               «Звонкие струны »

                   Харченко Владимир Викторович

Бесплатно скачать музыку. Только лучшая музыка на Privet.Ru

                                       г. Когалым 2014 г

                                   

                                   Пояснительная записка

Данное занятие является первым в разделе «Устройство гитары».

 Цель занятия научить детей основам самостоятельной настройки инструмента (6-тиструнной гитары), которая поможет при подготовке выступлений, и для проигрывания произведений дома.

 Занятие предназначено для учащихся в возрасте от 9-14 лет, и проводится в рамках реализации модифицированной дополнительной общеразвивающей  программы «Гармония в единстве», направленность: художественная, дисциплина – «Музыкальный инструмент «Шестиструнная гитара».

        


Конспект  индивидуального  занятия №8

объединения «Звонкие струны»

I .Тема занятия: «Настройка на слух шестиструнной гитары»

II. Тип занятия: урок открытия новых знаний.

III. Возраст учащихся: от 9-ти до 14-ти   лет.

IV. Цель занятия:

Для педагога: Дать первичные знания, умения и навыки о настройке  шестиструнной гитары на слух для  качественного звука при работе с инструментом.

 Для учащегося: Освоить начальные навыки по настройке 6-тиструнной гитары на слух.

V. Задачи:

1. Обучающие: активизировать знания по строению инструмента. Познакомить детей с различными видами настройки.

2. Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;

развивать  логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения,  дисциплины.

VI. Методы обучения:

1. Словесный (объяснение, беседа, рассказ);

2. Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

3. Практический  (освоение приемов  игры на инструменте);

 4.Поощрение.

Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка, проверка по эталону.

VII. Планируемые  результаты:

Личностные:  Понимать практическую значимость получаемых знаний по настройке гитары. Разрешать проблемные ситуации.

Предметные: Разбирать алгоритм по настройке инструмента. Правильную аппликатуру.

Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VIII. Ресурсное обеспечения занятия:

1.Инструменты (гитара).

2.Запасные струны

3.Тетрадь для записи

4. Гитарный тюнер.

IX. Новые понятия и термины: Гитарный тюнер.

Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные.

 Форма занятия:  Практическое.

                                                                                                                       Структура занятия

Этап занятия

Отведенное

время

Цель, задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

   

   

     2 мин.

Выполнение нормативных требований учебной деятельности. Для этого необходимо:     1.актуализировать требования к ученику («надо»).2.создать условия для включения в деятельность.

Организует мотивацию  к учебной деятельности. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет очень увлекательное и, полезное для нас занятие. Давайте начнем!

Подготовка к работе.

Дети настраиваются и готовятся к занятию.

Личностные Регулятивные Коммуникативные

2.Актуализация прежних (опорных) знаний.

     6 мин.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. И фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Педагог актуализирует знания у учащихся о составных деталях гитары: (Гриф,  Дека,  Голова, струны, подставка, колковый механизм, ладовые порожки).  Приложение  1.

Выдается наглядный материал с устройством гитары, но составные части инструмента не подписаны. Приложение 2. Выявляет уровень знаний, (устройства инструмента)

Повторяют знания о составных  частях гитары.  После просмотра табличек с устройством, ребята сами подписывают составные части инструмента. Оценивают свои знания.

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

3. постановка целей задач занятия.

    3 мин.

Зафиксировать возникшее затруднение (почему же не звучит инструмент). Поставить задачу устранить причину плохого звучания инструмента (одним из способов настройки)

Педагог играет небольшой этюд (до- мажор) на расстроенном и настроенном инструменте. Наблюдает реакцию учеников. Педагог интересуется у детей, «Ребята, как вы думаете, почему два одинаковых инструмента звучат по-разному?» И подводит учащихся к теме занятия.

Ученик замечает плохое звучание инструмента и приходит к выводу, что гитару надо настроить. Также при помощи полученной  информации ученики

формулируют тему занятия.

Регулятивные

Общеучебные

Логические

4.Первичный этап построения новых знаний.

   

     5 мин.

Выбор способа и средств реализации настройки инструмента.  Способом настройки на слух.

Педагог показывает и объясняет настройку инструмента способом подтяжки струн с правильным алгоритмом (5 лад). Гитару также можно настроить с помощью различных тюнеров, но для нас с вами ребята полезнее пробовать настраивать на слух, для развития вашего музыкального слуха. И так начинаем. На 5 ладу зажимаем 2-ю струну, и она должна звучать как первая. На 4-ом ладу зажимаем 3 струну, и она способом подтяжки и отпускания струн должна звучать как 2-я. Возвращаемся на 5-й лад, и зажимаем 4-ю струну, она при правильной настройке звучит как 3-я струна. Оставшиеся  5-я и 6-я струна настраивается аналогично на 5-ом ладу.

 Учащиеся наблюдают за действиями педагога и фиксируют (на каком ладу настраивать, какой алгоритм применять, какую аппликатуру использовать). Внимательно слушают педагога, записывают алгоритм настройки в тетрадь.

Личностные

Познавательные Коммуникативные.

6.Итоги занятия.  Рефлексия.

    4 мин.

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельностью на занятии. Намечаются цели для дальнейшей деятельности (самостоятельная настройка инструмента дома).

Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.

Акцентирует внимание  учеников на том, что настройка гитары на слух полезна для развития учащихся.  И в будущем пригодится для таких целей как: настройка инструмента перед выступлением, настройка во время занятий дома, для извлечения качественного звука.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель (настройка гитары), и результат (получилось ли настроить правильно гитару).

Ученики сравнивают настроенный инструмент  с эталоном (тюнером).

Познавательные

Регулятивные

Личностные

                                   Список литературы:

  1. Акустическая гитара. Справочник-самоучитель.
  2. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре.
  3. Научитесь играть на гитаре за 15 дней.


Приложение 1.

Устройство и названия основных частей гитары

http://www.samouch.ru/design/f1.jpg

Приложение 2.

Подпишите составные части гитары

Устройство акустической гитары Tvoya-Gitara.ru - Твоя Гитара Блог для начинающих гитаристов



Предварительный просмотр:

Открытое занятие

«Введение  в образовательную программу «Музыкальный инструмент гитара»

Педагог дополнительного образования Харченко Владимир Викторович  

МАУ ДО «Дом детского творчества» г. Когалым

Занятие проведено на городском конкурсе «Педагогический дебют 2015»

г. Когалым

Технологическая карта занятия

Педагог дополнительного образования Харченко Владимир Викторович

Тема занятия: Введение  в образовательную программу «Музыкальный инструмент гитара»

Возраст детей: 12-13  лет

Особенности детей: дети не занимались по классу гитары.

Цель: формирование познавательного интереса к музыкальному творчеству в области игры на гитаре

Задачи:

1. Образовательные (предметные):

  • Сформировать первоначальные представления учащихся о музыкальном инструменте «гитара», самодеятельной гитарной песне;

2. Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:

  • формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Познавательные:

  • развивать умения звукоизвлечения, исполнения песен под гитару;

Коммуникативные:

  • научить сотрудничать с педагогом  и сверстниками.

3. Воспитательные (личностные):

  • воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Тип занятия: открытие новых знаний

Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, магниты, музыкальный инструмент «гитара».

Музыкальный ряд: песни:   О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой…»,

Зрительный ряд: видеофрагмент о фестивалях бардовской песни; слайды с текстами песен.

Раздаточный материал: лист бумаги А3, ножницы, клей, иллюстрации, наборы текстов.

Ход занятия

Этапы занятия и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Организационный момент:

Эмоционально психологический настрой детей на занятие.

Здравствуйте ребята! Рад встрече с вами. Меня зовут Владимир Викторович. Я педагог по классу гитары Дома детского творчества. Звучит песня  Митяева «Изгиб гитары жёлтой…»

Сегодня мы с вами собрались здесь, что бы провести очень интересное и  увлекательное занятие.

Но прежде я бы хотел  познакомиться с вами поближе, узнать,  как вас зовут. Пожалуйста, представьтесь по очереди.

Вот теперь нам будет легко общаться, и мы начинаем наше занятие.

Слушают песню.

Здороваются.

Представляются

   1

Звучит песня  Митяева «Изгиб гитары жёлтой…»

2. Актуализация знаний

У меня в руках музыкальный инструмент.

Кто из вас знаком с этим инструментом? (поднимите руки).  Все знакомы! Как он называется?

Поднимают руки.

Отвечают  (Гитара)

   1

3.Определение темы занятия и постановка цели

Все верно. Сегодня мы будем говорить об этом инструменте подробно, а тема нашего  занятия  «Введение в образовательную программу «музыкальный инструмент гитара» (слайд).

У вас на столе есть зелёные и красные яблоки. Возьмите зелёное и кратко напишите, что вы  хотите узнать о гитаре, чему научиться сегодня на занятии.

Теперь выскажите мне свои пожелания.

Обобщает и записывает на доске:

Узнать: историю гитары, виды гитар. (слайд).

Научиться: приёмам звукоизвлечения, исполнять песни под гитару (слайд).

Отвечают: что хотят узнать и чему научиться.

   3

Слайд

«Введение в образовательную программу «музыкальный инструмент гитара»

«Узнать», «Научиться»

4. Работа по теме

Скажите, ребята, что вы знаете об истории появления гитары? Когда  и где она появилась впервые?  Какие виды гитар вы знаете? Кто нам сможет рассказать об этом? Затрудняетесь? Хорошо я подготовил для вас фильм, давайте посмотрим его и потом сможем поговорить на эту тему. (ролик)

Включает видеоролик. Какое-то время смотрят, и он останавливается (оказался испорченным).

Ребята, у нас проблема. Видео оказалось испорчено. Как быть? Придётся информацию добывать самостоятельно. И чтобы работа у нас пошла быстрее 1 группа нам подготовит информацию об истории гитары, а вторая группа о видах и строении гитары.

Я сам хотел подготовиться по этой теме, подбирал материал, но не успел. Поэтому все материалы я передаю вам, и каждая группа подготовит информационный листок. Для этого у вас на столах приготовлены листы бумаги, иллюстрации, источники информации, клей, ножницы. На основной лист в формате А3 вы наклеиваете информацию и иллюстрации согласно заданию. Вам необходимо выполнить работу в течение 5 и быть готовыми к её представлению.

Смотрят видеоролик

Выполняют мини-проекты:

 1. группа «История происхождения гитары»

2. группа «Виды и строение гитар»

Представляют свои проекты.

    7

Видеоролик.

Наборы для создания проектов.

Скажите без чего нельзя научиться играть на гитаре?

Совершенно верно – необходимо, чтобы пальцы рук были сильными и ловкими.

Мы сейчас выполним упражнения для того чтобы подготовит пальцы к игре на инструменте. Показывает.

Вы ещё сказали (некоторые люди думают), что нельзя научиться играть на гитаре без музыкального слуха, без знания нот. Людей с музыкальным слухом не так много, но, тем не менее, многие научились играть на гитаре перенимая навыки игры друг у друга, при этом, не зная нот и не имея музыкального слуха.

Я открою вам секрет: чтобы научиться игре на гитаре, прежде всего надо иметь крепкие тренированные пальцы, владеть приёмами звукоизвлечения и уметь слышать и чувствовать ритм.

Отвечают: научиться приёмам  звукоизвлечения, исполнять песни под гитару.

Отвечают: без слуха, без нот, без  педагога, без рук и т.д.

Выполняют упражнения.

   3

Серия упражнений.

И сейчас я предлагаю вам поучиться извлекать звук. Для этого нужно встать. Взять свои стулья и поставить их на точки, обозначенные на полу. Пройти и взять инструменты. Рассмотрите строение инструмента.

Переносят стулья. Берут инструменты. Садятся. Рассматривают.

    3

Очень важно правильно сидеть во время игры на инструменте. Садимся на край стула. Левая нога вперёд. Правая – назад. Гитару кладём на левую ногу и левой рукой удерживаем инструмент.  Приготовились?

Первый приём называется «касание» (показывает)

Второй приём «удар» (показывает)

Проверяет правильность выполнения. Закончили. Убрали инструменты.

Готовятся к игре.

Выполняют приёмы звукоизвлечения.

    7

Интересно? Если вы захотите, то со временем научитесь очень хорошо играть. И всегда сможете исполнять песни под свой аккомпанемент на школьных вечерах, творческих конкурсах, слётах и походах.

Вообще гитарная песня исполнялась всегда в кругу друзей и со временем такие встречи переросли в фестивали.  Ежегодно по всей стране проводятся традиционные фестивали гитарной песни. Вы что-нибудь знаете об этом?  Посмотрите и послушайте о самом известном из них Грушенском. (ролик) 

Отвечают

Смотрят видео

    4

Видео о фестивалях гитарной песни

Представьте себе, что мы находимся на таком фестивале. Вы давно не видели своих друзей и теперь очень рады встрече с ними. И от того, что вам так радостно вы поете эту песню. Исполним песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Слова на экране. (слайд)

Исполняют песню под гитару.

     3

Ну и как мы спели? Вам понравилось?

Конечно, без подготовки петь трудно. Чтобы петь лучше, надо научиться управлять голосом и правильно дышать во время пения.

Я предлагаю выполнить несколько упражнений на дыхание и дикцию.

Выполняют упражнения.

     1

Вот теперь мы более подготовлены,  и я предлагаю спеть под гитару песню «Мы желаем счастья вам»…………………(слайд)

Поют.

     3

6. Итог урока

 Вот и заканчивается наше занятие. Возьмите красное яблоко и напишите на нём то, что вы сегодня  узнали и чему научились. Сравните записи на зелёном и красном яблоках. Ваши желания исполнились?

Скажите. Какие пожелания исполнились. Какие – нет. А теперь вернёмся к тем задачам, которые мы поставили в начале занятия. (слайд). Все ли мы выполнили?

     3  

7. Рефлексия

Разместите свои  яблоки на дереве желаний. Если ваши пожелания выполнены и вам понравилось наше общение, то вывешиваем красные яблоки, если нет, то – зелёные.

Спасибо за хорошую работу на занятии.

1

Фото Занятия.

C:\Users\Админ Вовка\Desktop\1.jpg

        

C:\Users\Админ Вовка\Desktop\4.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

                      дополнительного образования детей

                             «Дом детского творчества»

                                       Конспект занятия

«Как определить лад  музыкального произведения»

 с применением технологии проблемного обучения

Автор сценария занятия:  

педагог дополнительного образования объединения «Звонкие струны» Харченко Владимир Викторович

                                       г. Когалым 2014 г

                                   Пояснительная записка

Данное занятие проводится в рамках реализации модифицированной дополнительной общеразвивающей  программы «Гармония в единстве», направленность: художественная, дисциплина – «Музыкальный инструмент «Шестиструнная гитара» с применением технологии проблемного обучения.                            

В данной разработке представлено описание содержания практического занятия, с применением проблемного метода обучения. После завершения изучения данного занятия, учащиеся должны уметь слышать музыкальные произведения с последующей оценкой, распознавать минорный и мажорный лады в произведениях, развивать  музыкальный  слух, развивать  логическое мышление, учиться сравнивать и анализировать.

Актуализация ранее изученного материала и овладение новыми знаниями на данном занятии с помощью технологии проблемного обучения позволяет повысить качество их усвоения, развивать у учащихся критическое мышление, приобретать опыт в решении задачи и реализовывать творческийпотенциал на занятии.

На данном занятии проблема формируется на начальной базе знаний учащихся в области минорного и мажорного ладов. Через предложенные задания на прослушивание музыкальных отрывков, теоретических тестов, разучивание нового материала происходит решение проблемы учащимися. Роль педагога сводится к наблюдению, поддержке, небольшой помощи через наводящие вопросы - не более. Проблемные ситуации на занятии не вымышленные, они реальные, что не вызывает трудности в их решении.

Конспект  индивидуального  занятия   №10

объединения «Звонкие струны»

I .Тема занятия: «Мажорный и минорный лад».

II. Тип занятия: урок открытия новых знаний. Проблемно-блоковое занятие  (длительность 35 минут)

III. Возраст учащихся: от 9-ти до 14-ти   лет.

IV. Цель занятия:

Для педагога:  Познакомить учащихся с мажорным и минорным ладами, объяснить специфику построения мажорного и минорного лада.

Для учащегося: Научится слышать и распознавать минорный и мажорный лад в произведениях.

V. Задачи:

1. Обучающие:

  • повторить аккорды ми минор, до мажор, ре минор, ля минор и мажор
  • распознавать аккорды на слух (мажор или минор);
  • сравнивать музыкальные произведения (с разными ладами);
  •  анализировать мажорный и минорный лад в произведениях.

2.Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;  развивать  логическое мышление.

3.Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения,  дисциплины; привитие уважения и любви к музыке.

VI. Методы обучения: 1. Словесный (объяснение, беседа, рассказ); 2. Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); 3. Практический  (освоение приемов  игры на инструменте); 4.Поощрение.

Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка.

VII. Планируемые  результаты:

Личностные: выражать эмоциональное состояние через игру на гитаре.

Предметные:

научится переходить с тональности на тональность;

слышать разницу при игре мажора и минора на гитаре;

выявлять характерные особенности мажорного и минорного ладов.

Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.

VIII. Ресурсное обеспечения занятия:

1.Инструменты (гитара). 2.нотная тетрадь 3.тетрадь для записи, 4 приложения …., рабочий лист

Опорные понятия: Мажорный и минорный лад

Новые термины: Знаки альтерации (диез, бемоль, и бекар)

Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные.

 Форма занятия:  Практическое

Структура занятия

Этап занятия, цель

Отведенное время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

Организовать  актуализацию требований у учащимся со стороны учебной деятельности.

Создать условия для включения в деятельность.

1 мин.

Педагог проверяет готовность учащихся к занятию. Создает эмоциональный настрой на занятие.

Здравствуйте ребята, я очень рад вас всех видеть, садитесь "поудобнее", не забываем про красивую посадку гитариста, мы начинаем наше занятие.

Подготовка к работе.

Дети настраиваются, концентрируются, и готовятся к занятию.

Личностные Регулятивные Коммуникативные

2. Подведение к проблеме

1 этап

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в действии.

8 мин.

Педагог выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом.   На примере проигрывания этюда  до мажор с переходом в параллельную тональность ля минор. Наблюдает реакцию учащихся при смене мажора на минор. Можно сделать акцент при смене тональности (подчеркнуть этот момент)

Ребята сейчас приготовьтесь, настройтесь и внимательно прослушайте произведение. А после прослушивания музыки вы мне скажите, что на ваш взгляд необычного в этих произведениях, охарактеризуйте их.

  1. Дети слушают этюд до мажор, слышат смену ладов, с мажора на минор. После прослушивания произведения заполняют (Таблица 1). Делятся своими впечатлениями, зачитывают записи в тетрадях.

2.У детей разные варианты ответов; например как динамика (произведение звучало, громко потом тише), кому-то  мелодия показалась просто знакомой, (сделали акцент на это), был ответ, связанный из звукоизвличением (сначала перебор потом щипок).

Примечание.  Часть учащихся ответила правильно, остальные допустили ошибку.

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

2 этап

Актуализация знаний и умений учащихся.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, аналогия). Воспроизвести и зафиксировать ЗУН, для построения нового действия.

3 мин.

  1. Педагог подводит учащихся к формулировке проблемы.
  2. Наводящими вопросами помогает определить пути решения данной проблемы:

Как мы сможем научиться правильно, определять лад  произведения?

Что на необходимо повторить…..Мы  с вами повторим уже выученные аккорды, мажорные и минорные. Сконцентрируем внимание на звучание минорных и мажорных аккордов.

  1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  2. Педагог подводит к изучению нового материала

Вы назвали аккорды, понятие мажорного и минорного ладов. А достаточно ли этих знаний?

  1. Учащиеся пытаются сами сформулировать проблему: Как правильно определить лад музыкального произведения.
  2. Выдвигают пути решения проблемы.
  3. Обращаются к уже имеющимся ЗУН. Дети повторяют аккорды ми минор, до мажор, ре минор, ля минор и мажор (при этом все аккорды строят на гитаре  и играют)
  4. Отвечают на вопросы педагога. Что на слух определить лад не просто, и нужно еще какие-то термины, знания, для определения лада произведения.

Целеполагание

Общеучебные

Логические

Переход к решению проблемы

Помочь осознать учащимся то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

4 мин.

  1. Педагог просит учащихся разбиться на пары.
  2. Предлагает каждой группе-  (просмотреть на раздаточном материале мелодии, и охарактеризовать их).

Примечание. Песни отличаются друг от друга только одним звуком (в первой песне это — ми, во второй — ми-бемоль). Однако этот звук меняет лад. В первой песне лад является мажорным, во второй минорным. Изменение лада влияет на характер мелодии. Минорная песня «Во поле береза. ..» по сравнению с мажорной «Галя по садочку…» звучит более мягко, нежно.

  1. Дети делятся на пары.
  2. Каждая пара смотрит свое произведение.

Приложение № 1

После просмотра мелодий дети замечают, что на одном из отрывков стоит знак бемоль который определяет лад. Учащиеся приходят к выводу, что нужно выучить эти знаки, для определения тональности и лада.

Регулятивные

Общеучебные

Логические

3.Первичный этап построения новых знаний.

Выбор способа и средств реализации усвоения новых знаний.

17 мин.

  1. Педагог вводит понятия «бемоль», «бекар» и «диез» - знаки альтерации.
  2. Рассматривает устойчивые мажорные и минорные трезвучия на примере гаммы До мажор приложение № 2.
  3. Педагог раздает наглядный материал, объясняет строение устойчивых и неустойчивых ступеней.
  4. Педагог предлагает учащимся провести фонетический диктант. (Педагог играет мелодии со сменой ладов)

  1. Учащиеся внимательно слушают педагога. Рисуют знаки альтерации, концентрируют внимание на очень важной теме.
  2.  После прослушивания теоретического материала, и просмотра наглядных таблиц, дети записывают материал в тетрадь, рисуют схему строения ступеней на примере гаммы До мажор.
  3.  Для фонетического диктанта дети делятся на пары, друг к другу лицом. Слушают педагога и выделяют фрагменты, где происходит смена ладов.
  4. После   учащиеся садятся спиной друг к другу и играют последовательности аккордов со сменой тональности, и по очереди выделяют фрагменты,  где произошла смена тональности.

Таким образом, учащиеся могут оценить действия друг друга, по данной теме.

Общеучебные

Логические

Познавательные

4.Итоги занятия.  Рефлексия.

Организовать  рефлексию.  Наметить  цели для дальнейшей деятельности (сравнительный анализ музыкальных произведений в разных ладах). Подвести итоги занятия.

2 мин.

Педагог подводит учащихся к анализу их деятельности на занятии.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, которых они добились, степень их соответствия.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Рабочий лист № 1

Что вы услышали в произведении?

настроение

эмоции

характер

    Приложение № 1

Какой лад произведения - мажорный   минорный?

ГАЛЯ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА (Украинская народная песня)

ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА (Русская народная песня)

Приложение № 2 

Расположение ступеней в гамме До мажор.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении музыкального искусства. Вчасности игры на шестиструнной гитаре» Автор презентации: Харченко Владимир Викторович Педагог доп. Образования. Дом Детского Творчества. Г. Когалым

Слайд 2

Что такое «Проблемное обучение»? Проблемное обучение - это организация учебного процесса которая базируется на принципе проблемности, и систематическом решении учебных проблем.

Слайд 3

Основные функции учебной проблемы: 1. Определение направления умственного поиска. 2. Формирование познавательных способностей.

Слайд 4

Средство организации проблемного обучения- Проблемная ситуация

Слайд 5

Неизвестен объект деятельности Неизвестная цель Неизвестны условия выполнения деятельности Неизвестен способ деятельности Проблемные ситуации делятся:

Слайд 6

методические особенности проблемной ситуации проблемное решение задач; проблемное изложение; проблемные Задания. игровые проблемные ситуации; проблемные Демонстрации;

Слайд 7

Различают два вида проблемных ситуаций: Психологическая Педагогическая

Слайд 8

Особые методические приемы для создания проблемной ситуации: - Педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения; ставит конкретные вопросы определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи

Слайд 9

Для реализации проблемной технологии необходим: - отбор самых актуальных, сущностных задач; - определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; - построение оптимальной системы проблемного обучения; - личностный подход и мастерство педагога.

Слайд 10

Уровни проблемного обучения, в зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся; - уровень несамостоятельно активности - уровень полусамостоятельной активности - уровень самостоятельной активности - уровень творческой активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

КОНСПЕКТЫ МОИХ УРОКОВ

Вашему вниманию предлагаются серия уроков в 8 и 11 классах....

Конспект воспитательного занятия: «Белая береза - символ Родины моей».

Материал предназначен для проведения мероприятия в 5 классе школы-интернат 8 вида....

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....

Конспект открытого занятия с детьми раннего возраста по патриотическому воспитанию «Три цвета Родины моей»

Познакомить детей с символическим значением флага России. Укреплять здоровье детей, совершенствовать двигательные и сенсорные навыки, развивать физические качества...