Урок музыки в 7 классе «Образ добра и зла»
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

урок музыки в 7классе по программе Е.Критской. На примере увертюры-фантазии П.И.Чайковского "Ромео и Джульетта" попытаться сформировать понятия об образе Добра(тема любви) и Зла((тема вражды) в музыке и жизни, проследить развитие музыкальных тем в произведении и судьбу влюблёных в произведении Шекспира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_7_kl.doc94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         

МОУ Ячейская СОШ

Эртильского муниципального района

Воронежской области

Урок музыки в 7 классе.

Тема четверти «Музыкальный образ»

тема урока «Образ добра и зла»

 Урок подготовила и провела

Учитель музыки

МОУ Ячейской СОШ

                     Эртильского района

Воронежской области

Шабунина О.И.

Тема урока «Образ добра и зла»

Цель урока:                                                                                        

- на примере Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского сформировать понятия об образе Добра (тема Любви) и Зла (тема Вражды) в музыке, проследить развитие двух тем  по принципу контрастности.                  

- на примере песни А.Новикова и Л.Ошанина  «Дороги» определить образ «военных дорог» (воспоминание о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны).                                                                                         - --воспитание культуры слушания, чувства патриотизма, бережного отношения друг к другу.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский фрагмент увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»; песня А. Новикова и Л.Ошанина  «Дороги».

Оформление: иллюстрации к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»  к песне «Дороги», таблицы с понятиями: «Добро», «Зло»                                                      

Ход урока:

 1. Введение в тему.

Тема четверти - «Музыкальный образ». На прошлых уроках мы с вами говорили, что «музыка – это сама жизнь». Знакомясь с произведениями, мы убеждаемся, что музыка может сильно воздействовать на человека: влияет на настроение, может даже менять его. В основе любого музыкального произведения лежит мелодия – она является душой музыки. Именно с определения характера мелодии начинается понимание музыкального образа. Надо внимательно вслушиваться в характер музыкальных образов, а чтобы лучше понять их, мы должны определить смысл, содержание, жизненную основу музыкальных произведений, выявить, что и как в них отражается. Итак, музыкальным образом мы называем те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создаёт композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.

 2. Работа по теме.

Слушание. Звучит фрагмент из Увертюры-фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».

- Сколько образов вы услышали? (два)

- Почему вы так решили?

- Какие они по характеру? (разные - ласковый, нежный; тревожный, трагический)

- Какие бы названия могли бы вы им дать? ( образ добра  и зла - карточки с терминами выкладываются на доске в две колонки)

- По какому принципу взаимодействия построены темы? (контрастность)

Мы с вами послушали прекрасное произведение П.И.Чайковского Увертюру - фантазию «Ромео и Джульетта» и здесь действительно звучат две темы: тема Любви и тема Вражды. (иллюстрации)

Описание: Описание: s640x480

Описание: Описание: Г

 Мы с вами говорили, что источником творчества является сама жизнь.

- Что несёт людям любовь? (созидание, вдохновение, радость, готовность к самопожертвованию)

- Что несёт зло? (разрушение, ненависть, раздор)

- От каких человеческих качеств может возникнуть зло? (эгоизм, зависть, ненависть, гордыня).

- Как человеку следует бороться с этими качествами (воспитывать в себе такие добродетели как - смирение, терпение, пытаться быть сдержанным, уметь прощать и др.)

- К чему может привести зло? (к вражде, ненависти, войне).

 3. Исполнение песни А.Новикова и Л.Ошанина  «Дороги».

 - Что несёт с собой война? (разрушение, боль утраты, горе, страдание и др.)

На прошлом уроке мы с вами разучили песню «Дороги»

Исполнение песни.

-В какой форме написана песня? (в двухчастной)

-Сколько музыкальных образов? (один)

-Какой это образ? (военных дорог, войны)

-Как вы думаете: показывает эта песня сами фронтовые события (тяжёлые бесконечные фронтовые дороги) или авторы вспоминают об этих событиях и рассказывают нам о них? (в музыке повествовательный, эпический характер)

(для подсказки служат слова последнего куплета: «Снег ли, ветер - вспомним, друзья. Нам дороги эти позабыть нельзя»).

- Как вы думаете, почему авторы песни взяли образ-воспоминание для этой песни? (рассказать потомкам о войне, чтобы люди не забывали, что такое война, через эту песню показана война  со стороны солдата, который прошёл все тяготы войны)

 4. Итог урока.

- Итак, с какими музыкальными образами мы сегодня с вами познакомились? (образ  добра (любви) и образ зла, образ войны (военных дорог)).

- Какое из этих понятий будет для человека естественным? (добро, любовь)

- Почему? (человек создан по образу и подобию Бога, а Бог есть Любовь).

ДОБРО                                                                                    ЗЛО                                                  

(Тема Любви)                                                                          (тема Вражды)

-созидание                                                                            - разрушение

-вдохновение                                                                       - эгоизм              

-радость                                                                                 - зависть

-готовность к самопожертвованию                                  - ненависть   

  Фрагмент этого урока лишь небольшой пример, того как можно использовать категории «добра» и «зла» в воспитательных целях. Иногда на уроках возникают не запланированные ситуации, которые также можно перевести в духовно-нравственную плоскость и использовать как воспитательный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

Тест по музыке 6 класс "Образы камерной музыки"

Тест по музыке для 6 класса к учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой создан для проверки знаний учащихся по теме: Образы камерной музыки» В тесте 10 вопросов, 1 вариант ответа.  Материал подготов...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"

Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...