Русские герои в музыке
классный час по музыке (7 класс) на тему

Салова Анастасия Николаевна

Классный час по патриотическому воспитанию для 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa_red.doc98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Русские герои в музыке

Эпиграф. 

Нету счастья выше, нету чести выше,

Чем любимой Родине служить!

А.С. Ерикеев

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Выход ведущих под музыку.

II. Актуализация знаний 

 1 Вед.: Ребята, соберите в правильной последовательности слова в предложении и прочитайте высказывание.

счастье Родине чем чести выше! нету выше любимой служить

Чтение высказывания и проверка правильности выполнения задания. 

2 Вед.: Ребята, как Вы понимаете слова эпиграфа?

-Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных этой тематике.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

2 Вед.: Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства.

-Почему? С чем это связано?

-Образ героя - защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

-Наш урок начался с музыки С.С. Прокофьева хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский».)

Использование ЦОР:

Аудиофрагмент:

С. Прокофьев. Сюита "Александр Невский")

1 Вед.: Какое настроения передает музыка? Какими чувствами охвачены люди?

- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для  эпического повествования).

-Внимательно посмотрите на репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский»

Использование ЦОР:

Текст с иллюстрациями:

Корин Павел Дмитриевич 

Иллюстрация:

Александр Невский

Вопросы и задания:

2 Вед.:1. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).

2. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине?

3. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский – русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).

4. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?

1 Вед.: Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе  героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя-Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке. Этот благоверный князь, как и все люди, не был идеальным. Были у него свои достоинства и недостатки. Но в веках остались сведения о нем, как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке. ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда не было централизованной власти, князья-феодалы правили своими вотчинами и вели межусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240

2 Вед.:  Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме героя-защитника Родины

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков.  (Звучит фрагмент хора «Славься»).

1 Вед.: А теперь познакомьтесь со следующй героической личностью - Георгий Победоносец. Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде, Палестина. Поступив на военную службу, он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императораДиоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать

  • В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень.
  • На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
  • Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
  • Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
  • Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
  • Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
  • На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.

Звучит песня «Русь»

Не каждой выпало стране

На долю столько испытаний,

Не мало было дней в огне,

И столько же несбывшихся мечтаний?!

За мир заплачено сполна!

Пора кормить, учить и строить!

Должна же на конец страна

Покой, расцвет позволить.

Стать сильной пусть поможет ей

Вклад тех, в ком званье мировое.

Желаем только мирных дней,

Приблизить время золотое!

Лебедева Алена (Читает Романов Андрей)

  •   Задолго до войны в Европе нарастали противоречия между великими державами — Германией,Австро-Венгрией, Италией, ФранциейВеликобританиейРоссией.
  • Германская империя, образованная после франко-прусской войны 1870 года, первоначально не стремилась к политическому и экономическому господству на Европейском континенте. Как заявил её создатель Бисмарк, хорошо понимавший уязвимость географического положения государства, окружённого сильными в экономическом и военном отношении соседями.
  •  

Звучит песня «Русские не сдаются».

1 Вед. Теперь вы слышали другую песню. Была ли песня истинно патриотической? (Да) Почему? (Из-за фразы «Русские не сдаются»). Вас не удивило исполнение такой серьезной песни детскими голосами? (Нет. Это показывает, что дети знают историю своей страны). А вы знаете историю этой песни?

Сергеев Максим рассказывает историю крепости Осовец.

  • Крепость Осовец – опорная крепость, возведённая на реке Бобры у местечка Осовице (ныне польский горд Осовец-Крепость) в 50 км от г. Белосток. С 1795 по 1918 годы эта территория входила в состав Российской Империи. Крепость была построена с целью обороны района, который имел стратегическое значение, так как именно среди него пролегал в этой области путь из Восточной Пруссии и Австрии в западные районы Российской Империи. Вот за эту крепость и произошла кровавая битва, которая во всей полноте подтвердила мужество и стойкость солдат и офицеров.
  • В 1915 году мир с восхищением взирал на оборону Осовца, небольшой русской крепости в 23,5 км от тогдашней Восточной Пруссии. Осада Осовца началась в январе 1915-го и продолжалась 190 дней. Немцы применили против крепости все свои новейшие достижения. Доставили знаменитые «Большие Берты» – осадные орудия 420-мм калибра, 800-килограммовые снаряды которой проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была пять метров глубиной и пятнадцать в диаметре.
  • В крепости все горело. Смог был такой, что защитники не могли отличить день от ночи. Но в ответ наши солдаты наши солдаты организовали несколько контратак, повредив огнем крепостной артиллерии те самые «Большие Берты». 
  •  И тогда для уничтожения гарнизона немцы решили применить отравляющие газы.
  •  Газовую атаку они готовили тщательно, терпеливо выжидая нужного ветра. Развернули 30 газовых батарей, несколько тысяч баллонов. И вот, 6 августа в 4 утра на русские позиции потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом, достигший их за 5-10 минут. Газовая волна 12-15 метров в высоту и шириной 8 км проникла на глубину до 20 км. Противогазов у защитников крепости не было.
  •  «Все живое на открытом воздухе на плацдарме крепости было отравлено насмерть, – вспоминал участник обороны. – Вся зелень в крепости и в ближайшем районе по пути движения газов была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела и легла на землю, лепестки цветов облетели. Все медные предметы на плацдарме крепости – части орудий и снарядов, умывальники, баки и прочее – покрылись толстым зеленым слоем окиси хлора; предметы продовольствия, хранящиеся без герметической укупорки – мясо, масло, сало, овощи, оказались отравленными ! Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было.

А на войне нам было страшно,

Но все же победили мы.

Чтоб радостно на свете стало

И дети б не увидели войны.

Мы танцевали, веселились,

Мы пели песни о войне,

Но никогда мы не забудем

Тех, кто от нас ушел в войне.

                Ларионов Влад  (читает Карпов Илья)

 

2 Вед.: Великая Отечественная война 1941—1945 — война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её союзников.

Война Третьего рейха против Советского Союза была с самого начала нацелена на захват территории вплоть до Урала, эксплуатацию природных ресурсов СССР и долгосрочное подчинение России германскому господству. Перед прямой угрозой планомерного физического уничтожения оказались не только евреи, но и славяне, населявшие захваченные Германией в 1941—1944 гг. советские территории.

Оккупационный режим:

Гитлер рассматривал своё нападение на СССР как «Крестовый поход», который следует вести террористическими методами. Уже 13 мая 1941 года он освободил военнослужащих от всякой ответственности за свои действия при выполнении плана «Барбаросса».

В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. 

24 июня в Москве состоялся парад Победы. На прошедшей в июле — августе 1945 года Потсдамской конференции руководителей СССР, Великобритании и США была достигнута договорённость по вопросам послевоенного устройства Европы.

Звучит песня «Закаты Алые»

1 Вед.: Ребята, а как вы думаете, в наше время есть настоящие герои, рыцари без страха и упрека? ( ответы детей) Мы сейчас расскажем о некоторых из них.

Современные герои.  

АРСЕНОВ Валерий Викторович

  Рядовой, старший разведчик гранатометчик 173-го отдельного отряда спецназа, Герой Советского Союза.

   Родился 24 июня 1966 года в областном центре Донецкой области Украины городе Донецке в семье рабочего.

   С четвертого по восьмой класс учился в школе-интернате.

   С 1982 по 1985 год учился в Донецком строительном профессионально-техническом училище. После его окончания работал слесарем сборщиком металлоконструкций на одном из заводов Донецка.

   С октября 1985 года в рядах Советской Армии. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Участвовал в 15 боевых выходах.

   28 февраля 1986 года, участвуя в бою с превосходящими силами противника в 80 километрах восточнее Кандагара, старший разведчик-гранатометчик, будучи тяжело раненным, продолжал вести огонь. В критическую минуту боя отважный воин ценой своей жизни закрыл от вражеских пуль командира роты и спас ему жизнь. От полученных ран скончался на поле боя.

   Звание Героя Советского Союза присвоено 10 ноября 1986 года.

ГОРОШКО Ярослав Павлович

Капитан, командир роты 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

   Родился 4 октября 1957 года в селе Борщевка Лановецкого района Тернопольской области Украины в семье рабочего.

   В 1974 году окончил 10 классов, работал на электроремонтном заводе.

   С 1976 года  в Советской Армии.

   В 1981 году окончил Хмельницкое высшее военное артиллерийское командное училище.

   С сентября 1981 года по ноябрь 1983 года проходил службу на территории Афганистана в должности командира минометного взвода и десантно-штурмовой роты.

   После возвращения в СССР проходил службу в одном из соединений спецназа.

   В 1986 году по личной просьбе был направлен в Афганистан.

   31 октября 1987 года группа под его командованием убыла на помощь к группе старшего лейтенанта Онищука О.П. В результате боя было уничтожено 18 моджахедов. Разведчики из группы Горошко Я.П. подобрали тела погибших разведчиков из группы Онищука О.П. и под огнем противника вынесли их к месту эвакуации.

   5 мая 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза.

   В 1988 году стал слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе, а по окончании ее продолжил службу в должности заместителя командира 8-й отдельной бригады спецназа, расквартированной в городе Изяслав Хмельницкой области Украины.

   После распада СССР с 1992 года Я.П. Горошко стоял у истоков создания войсковой разведки Вооруженных сил Украины. Служил в 1464-м полку специального назначения Черноморского флота Украины.

   8 июня 1994 года майор Я.П. Горошко погиб при испытании новой техники (утонул в Днепре)

ИСЛАМОВ Юрий Верикович

Младший сержант, военнослужащий 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

   Родился 5 апреля 1968 года в селении Арсланбоб Базар-Коргонского района Ошской области Киргизии в семье лесника.

   После окончания начальной школы переехал в город Талица Свердловской области, где в 1985 году окончил 10 классов.

   В 1986 году окончил 1-й курс Свердловского лесотехнического института и прошел курс обучения в парашютной секции.

   С октября 1986 года в Советской Армии.

   С мая 1987 года проходил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности командира отделения в одной из частей спецназа.

   31 октября 1987 года группа, в составе которой он находился, вступила в бой с превосходящими силами противника у кишлака Дури в провинции Заболь, вблизи границы с Пакистаном. Добровольно вызвался прикрыть отход своих товарищей. В ходе боя был дважды ранен. Несмотря на это, продолжал вести бой до последнего патрона. Вступил в рукопашный бой с противником и взорвал себя вместе с шестью моджахедами.

   3 марта 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза[

Звучит песня « Батальоная разведка».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

-Произведения разных видов искусства,рассмотренные на уроке, говорят об одном: издавна русские люди считали главнейшей своей задачей сберечь, защитить Родину. За что они шли на смерть? (За веру, царя и Отечество).

-Гибель за Родину считали почетной. Проявить трусость-самый большой позор для мужчины. Вот почему уверены, что мальчишки, увлечённо поющие о храбрости русских солдат вырастут героями.

 -И мы верим, как верим в вас, потому что и мы поём с гордостью о наших героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО

Методическая разработка урока музыки в рамках ФГОС ООО...

Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке

Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.Выявляет роль музыки в литературе....

Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...

Сказочные герои в музыке

План-конспект урока "Сказочные герои в музыке" представляет собой контрольный урок по пед.практике в 5 классе....