Используемые технологии на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке на тему

Бухарова Людмила Ивановна

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках музыки в развитии творческого мышления младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_na_urokei_muzyki.docx64.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Используемые технологии   на уроках музыки  

 

Бухарова Людмила Ивановна

учитель музыки  

МБОУ «Средняя школа № 16»

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках музыки в развитии творческого мышления младших школьников выявляется:

-  взаимосвязь между использованием проблемных технологий на уроках и развитием творческого мышления учащихся;

- показываются существующие возможности применения проблемных ситуаций на уроках музыки.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, творческое мышление, тесты.

Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов обучения.  

В связи с этим основным направлением своей педагогической деятельности считаю развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста.

Актуальность исследования обусловлена тем, что без использования технологий проблемного обучения не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. На сегодняшний день данная проблема достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания она не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы.

В процессе работы над данной темой мной изучались труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернер, М.И.Махмутова, Ю.Б. Алиева, Д.Б.Кабалевского и др.

Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.

Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И.Махмудов, Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко.

Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются:

 1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

 2. Открытие неизвестного, нового.

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента:

- потребность в поисковой деятельности;

- неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;

- доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

 Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов:

- постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.

Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства.

Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий.

На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.

На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации:  

- написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе;

- описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения;

- сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.

Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними.

Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа:

- «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее;

- «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.

Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.

Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.

Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.

Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

Результативность применения технологии проблемного обучения и изучения творческого мышления школьников проверялась в ходе педагогического исследования с помощью тестов П.Торренса в два этапа.

Первый этап был направлен на проверку уровня творческого мышления среди учащихся вторых классов. На основании полученных результатов в двух классах в течение трех лет проводились уроки проблемного характера. Третий класс считался контрольным. В нем проводились уроки с использованием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.

По окончании начальной школы вновь было исследовано творческое мышление учащихся с помощью тестов Торренса. Полученные данные позволяют утверждать, при систематическом применении проблемных методов обучения развивается творческое мышление школьников. Коэффициент высокого уровня мышления возрос на 40-50%, а коэффициент среднего уровня мышления на 33-37%.

Проведя педагогическое исследование, можно сказать, что организация такой технологии действительно способствует развитию творческого мышления учащихся. Результаты работы показывают, что в использовании проблемных технологий существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления учащихся. Урок музыки как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика.  

Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

Моя задача как учителя музыки  – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

                                                                 Как много новых технологий

                                                                 К нам с новым веком в класс пришло.

                                                                 Забудем, как считали на листочках

                                                                 И графики по клеточкам вели.

                                                                 Сейчас возможности открыл        

                                                                        компьютер.

                                                                 Дерзай! Учись! Твори!

Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Внедрение новых технологий в педагогический процесс и деятельность образовательных учреждений создаст предпосылки для нетрадиционного приобщения учащихся к изучению предмета, сделает обучение более эффективным. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс  компьютерных технологий.

В государственном образовательном стандарте для предметов образовательной области «Искусство» приводятся рекомендации по использованию инновационных компьютерных технологий в образовательном процессе. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации образования, призванное изменить роли и функции участников образовательного процесса, а также повышать качество обучения.

Современный школьник не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес. Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего и жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, я всегда задаю себе вопрос: «А интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми?» К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.

Почему же высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей?

Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?

А ведь современному школьнику  интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников.

 

О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления музыки и изобразительного искусства в школе.

На протяжении уже многих лет работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?

 

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае,   на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально становится базой для формирования художественного вкуса,  развития творческого потенциала ребенка и гармонического   развития  личности в целом.

С помощью мультимедиа презентаций, которые я подготавливаю к открытым урокам, дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту, присутствовать в большом театре и слушать симфонический оркестр в исполнении музыкантов, смотреть оперу и балет.

У нас в школе есть такое оборудование, которое соответствует ИКТ,

но к сожалению его недостаточно.  

Поэтому  мультимедиа презентации и применение информационных технологий использую частично, только к подготовке к открытым урокам.

А так хотелось, чтобы в музыкальном классе был компьютер, мультимедиа и прочее оборудование, которое соответствовало бы новым технологиям.

Перед детьми очень наглядно бы представлялась картина всего музыкального искусства: произведения классической музыки, видеофрагментов, оркестра, группы инструментов, звучания каждого инструмента.

ИКТ очень удобны при проведении уроков и дают детям полную картину музыкального мира, а так же оказывают положительное воздействие на эмоциональный настрой ребенка, развивают художественный вкус и дают возможность получать знания в области культуры и искусства.

Используемые мультимедиа презентации на уроках.

 

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока.

Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

 

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно использовать на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Поэтому я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию и, чтобы избежать излишней «учености», использую в презентации слайдов учебно-развивающую программу «Музыкальный класс», которая в доступной форме рассказывает о сложных понятиях. Всё это сопровождается красочными, яркими рисунками. Рисунки и иллюстрации, так же формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки   активизируют процесс запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными, интересными и веселыми.

Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации тем к открытым урокам:

 

- «Путешествие в волшебный мир музыки» - 2 класс;

- «Звуки музыки» - 3 класс;

- «Вольфганг Амадей Моцарт» 4 класс;

- «Моя Хакасия» - 5 класс;

- «Романса трепетные звуки» - 5 класс.

- «Музыка зимнего леса» - 3 класс

В своей работе для подготовки докладов так же использую мультимедиа презентации.

В работе по внеклассной деятельности применяю диски с фонограммами  песен, исполняемые оркестром или эстрадным ансамблем. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано и стандартного инструментального сопровождения.  

 

Хотелось бы применять еще один интереснейший методический прием  использования караоке с микрофоном на уроке музыки и во внеклассной работе, но к большому сожалению у нас нет надлежащей аппаратуры, которая позволила бы детям раскрыть себя в новых возможностях и показать себя с лучшей стороны.

 

А ведь дети так любят петь и выступать на сцене, особенно чувствовать себя артистами и подражать им. Это наверняка стало бы мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих школьников, увлекающихся модными эстрадными «звездами», особенно привлекательно.

 

 Можно было проводить на уроках конкурсное исполнение – «кто лучше споет» (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемой компьютером). Кроме того, караоке позволяет проводить такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Два рояля» и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей.

 

Но все это еще первые шаги и предстоит многое переосмыслить и сделать, чтобы предмет «музыка» занял свое достойное место в общеобразовательном процессе школы. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается пианино учителя, которого не может заменить ни один компьютер.

И если учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, не похожей на работу в прошедшем учебном году, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Главное в нашей работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и её ни чем не заменить!

 

По моему мнению, современный урок музыки, это урок, который должен быть насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах.  

 

 ЗДОРОВОСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

 

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологичес кая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, з а последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков –  в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональ ных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию шко лы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» опре делена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восста навливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому н аряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др.

Логоритмическая гимнастика – это форма ак тивного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообраще ние и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей по вышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выраже ния чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релакса ционную функцию, помогают добиться эмоцио нальной разрядки, снять умственную перегруз ку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор –  это естествен ная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструк ции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни раз вивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Ха рактерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-пу тешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представ ляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спек тра доступных учащемуся переживаний и фор мирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия –  лечение идеалами [].

Автор данной методики В. И. Петрушин не яв ляется профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы музы кально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритми ческие движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами при роды и ш е девров мировой живописи, вниматель ное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые мо гут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.

Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И м узыкальная терапия может стать эффективным мето дом сохранения здоровья школьников.

Литература

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО»,  – 2004 г .

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г .

   «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

                                                                                 В.А.Сухомлинский.

    Школа – это место, где ученик не только приобретает определённую сумму знаний, умений и навыков. В задачи школы входит и воспитание гармонически развитой личности. В сфере образования разворачивается деятельность по программированию условий и средств формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, приобщения их к духовным и нравственным ценностям общества, формированию культуры поведения, навыков здорового образа жизни.

     Под здоровьесберегающим сопровождением уроков музыки мы понимаем создание таких условий, форм и методов обучения, которые будут способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Учитывая, что музыкальное воспитание – это часть эстетического воспитания, для нас важно создать условия для формирования духовного здоровья.

     Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формируя у него здоровую психику.

     Ещё в давние времена люди заметили, что музыка не только развлекает их, но и оказывает исцеляющее воздействие как на физическое здоровье человека, так и на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

     Такой же точки зрения придерживаются и более современные нам учёные и педагоги. Так Ян Амос Каменский ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б.Барток, Ш.Сузуки, Д.Кабалевский и др.), говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. Венгерский композитор и педагог Золтан Кодаи считал, что «без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

Слайд 2.

    По мнению Д. Б. Кабалевского, главной задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность. Все формы занятий со школьниками на уроке музыки направлены на их духовное развитие.  И что очень важно,- музыка не может проходить мимо детей и подростков, не затрагивая их чувств и эмоций. Задача учителя – помочь формированию взглядов учащихся на музыку, как  не отделимых от их взглядов на жизнь вообще.

Слайд 3.

    В своей работе я использую программу «Музыка», созданную  Д. Кабалевским. Всем известна фраза: «Прекрасное пробуждает доброе». Именно она стала негласным девизом этой программы относительно подбора музыкального материала, как для слушания, так и для пения. Музыкальные произведения разнообразны по жанрам, формам и содержанию. Это народная, классическая и современная музыка. И каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы с ребятами приходим к выводу, что ни одно из произведений не бывает «ни о чём». В музыке мы можем услышать и «увидеть» то, что нас окружает, что происходит с нами в жизни, что любой человек испытывает в той или иной ситуации. Поэтому музыка – это то средство, которое помогает формировать душу ребёнка, воспитывать его чувства и эмоции.

        В воспитании духовного здоровья мы делаем акцент на патриотическое и эстетическое воспитание и воспитание добрых человеческих чувств.

Уже с самых первых уроков у детей формируется чувство доброты и сострадания на таких музыкальных примерах, как бел. нар. песня «Перепёлочка», рус. нар. песня «Дон – дон», песня Л. Бетховена «Сурок» и др.

Слайд 4.

     Более глубокие чувства сопереживания испытывают ребята – третьеклассники, слушая предсмертную арию Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Здесь и восхищение его подвигом, и сожаление о том, что герой оперы погибает.

                                                                                                                                                                              Особое место на уроках занимает воспитание посредством музыки чувства патриотизма на примерах героев музыкальных произведений и жизни самих композиторов.

Слайд 5.

    Знакомя учащихся с творчеством русского композитора С. Рахманинова, я рассказываю им о том, что в 1917 году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Но тоска по Родине жила с ним до конца его дней. В течение десяти лет С. Рахманинов не создал ни одного музыкального произведения.

Слайд 6.

     На протяжении всех лет обучения музыке на уроках несколько раз мы обращаемся к творчеству Ф. Шопена. И это ещё один пример большого патриота. На одном из уроков в четвёртом классе, рассказывая о судьбе и творчестве польского композитора и пианиста, я зачитываю учащимся фрагмент из его письма, которое он послал с чужой земли, где вынужден был прожить долгие годы:

  «Милая моя, далёкая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться  вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»

Я задаю детям вопрос:

- К кому могут быть обращены эти слова композитора?

После ответов учащихся я дочитываю письмо до конца:

Слайд 7.

    «Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, что бы этот сон никогда не кончался…».

    -  О каких чувствах пишет композитор в письме?

    - О горячей любви к Родине! – отвечают дети.

     В программу по музыке включён музыкальный материал, связанный со страницами Русской истории. На примере этих произведений в учащихся воспитывается чувство любви к истории Родины и стремление самостоятельно её изучать. Это такие произведения как опера М. Глинки «Иван Сусанин», кантата С. Прокофьева «Александр Невский», его же опера «Война и мир», симфонии № 7 «Ленинградская» и № 11 «1905 год» Д. Шостаковича, опера М. Мусоргского «Борис Годунов».

     И самое главное – музыка пробуждает в детях чувство прекрасного. На уроках звучит много музыки, передающей все тонкости человеческой души, которые ребята учатся пропускать через своё сердце. В этом помогает связь музыки с другими видами искусств – литературы, изобразительным искусством. В результате использования этих связей достигается больший эффект в развитии детских эмоций. Особенно ценны в данном случае произведения, в которых воспевается красота родной природы и человеческих чувств.

Слайд 8.

    К таким произведениям относится опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». С этой оперой учащиеся знакомятся в шестом классе. Опера «Снегурочка» была самой любимой оперой композитора. Эта любовь слышна в необычайно лирических  её мелодиях. Эту любовь к героям чувствуют  и дети.

Слайд 9.

    Их трогает история, рассказанная писателем А. Островским и композитором Н. Римским-Корсаковым, они переживают за судьбу главной героини и с особенным трепетом слушают сцену таянья Снегурочки.

 Музыкальный образ Снегурочки мы сравниваем с художественным образом с картины В. Васнецова.

 В обобщении я задаю вопрос:

- Чему учит эта сказка?

И дети дают следующие ответы: «быть добрым, верным», «ценить любовь и дружбу», «бережно относиться к человеческим чувствам», «любить природу, так как человек является её частью».

Слайд 10.

   «Музыка лёгкая и серьёзная» - одна из ключевых тем уроков музыки в  8 классе. На одном из уроков ученики слушают песню И.Лученка «Хатынь». Не зная истории этой песни, ребята понимают, что она относится к серьёзному жанру и в ней поётся о чём-то страшном, т.к. музыка звучит тревожно и напряжённо. Но после я рассказываю им о тех трагических событиях, о судьбе деревни Хатынь, показываю им фотографии, и повторное прослушивание вызывает в детях более яркие эмоции. А когда я говорю им, что сама была в Белоруссии и видела этот мемориальный комплекс, то часто ребята задают вопрос:

   _ А там  страшно?

   И тогда понимаешь – ни музыка, ни рассказ учителя не прошли мимо души ребёнка.

.    Особое значение уроки музыки в плане воспитания чувств, приобретают в восьмом классе. Именно к восьмому классу заметны результаты работы, проведённой в предшествующие годы, когда учащиеся могут музыку не только чувствовать, но и более точно выразить свои мысли и отношение к ней. Особенно ценно это бывает тогда, когда темой урока является современная музыка (рок, джаз, авторская песня и т. д.). Из огромного количества современной музыки они учатся выбирать лучшую, стараясь её «почувствовать». Часто учащиеся самостоятельно находят дополнительные сведения о том или ином музыкальном жанре (опера, мюзикл, оперетта, рок-опера), о современных музыкальных направлениях  (авангардная, рок и поп музыка, джаз),  о музыкантах 20в. (Л.Армстронг, Э.Пиаф, группе «Биттлз», французских шансонье, российских бардах и т.д.). Их интерес к лучшим образцам мировой музыки есть результат воспитания у учащихся духовно-нравственных ценностей.

      Некоторые учащиеся занимаются музыкой дополнительно. 15 учеников 1класса посещают занятия клуба детской песни. 9 учащихся 4 класса поют в вокальном ансамбле школы. 13 учеников нашей школы посещают учреждения дополнительного образования, связанных с музыкой. В этом я вижу от части и результат нашей работы.

     

Слайд 11.

    Любой музыкальный образ можно назвать жизнью, отражённой в музыке, жизнью, о которой рассказал в своём произведении композитор. Музыкальное воспитание очень важно для развития общих психических свойств, для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно – эстетических потребностей, идеалов,

т. е. для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.                                    

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Федорова Н.В.

МОУ «Гимназия №1»

fedorova_nataliy@mail.ru

Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески активному росту личности учащихся, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Компьютерные коммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины может рассчитывать на компьютер, расширяя тем самым поле активности для самих себя и своих учеников. Невозможно переоценить роль компьютера как средства обучения школьников и реализации новых и разработанных ранее способов использования технологических средств и информационных ресурсов в целях обучения. Но все это работает в области когнитивного обучения, где знания по предмету являются приоритетными. А как быть с «Музыкой», учебным предметом, целью которого является воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей духовной культуры? Как компьютер может помочь ввести учащихся в мир большого музыкального искусства? Ведь научить любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров можно только в живом общении с ней, а не с «умной машиной»! Все это, бесспорно, так и есть. Но глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций цивилизации 21 века. И с этим тоже не поспоришь. Именно эти своего рода противоречия привели меня, как и, думаю, многих моих коллег, к поиску выхода из создавшейся ситуации. И он оказался на поверхности. Учитель музыки, как и преподаватель другой дисциплины, вполне может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. В музыкальном образовании компьютер открывает много возможностей и позволяет сделать изучение учебного материала захватывающим, интересным и наглядным. В своей работе я выделяю такие направления его применения:

·         прослушивание и анализ музыкальных произведений;

·         изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде аудио звучания, видеоизображения;

·         создание музыки;

·         использование музыкальных программ (например, программ-редакторов);

·         получение различной музыкальной информации с использованием сети Интернет;

·         интеграция с учебным предметом «Информатика и ИКТ»;

·         использование во внеурочной и внеклассной работе;

·         создание мультимедийных презентаций;

·         создание медиатеки (систематизация аудио- и видеоматериала, репродукций художников и т.п.);

·         использование караоке;

·         использование в вокально-хоровой работе.

Я уверена, что использование информационных технологий на уроке музыки и во внеклассной работе способствует:

·         личностному развитию учащихся;

·         повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

·         повышению интереса учащихся к урокам музыки;

·         росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

·         воспитанию активности и самостоятельности;

·         осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку.

Но применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. А поэтому очень важно использовать компьютер не как самоцель, а лишь как помощника в раскрытии и реализации наклонностей и способностей учеников. И, конечно, применяя информационные технологии на уроке и за его пределами, необходимо помнить о применении здоровьесберегающих технологий, которые помогут сохранить здоровье детям и воплотить в жизнь еще много интересных и новых задач.

Литература:

Интернет и музыкальное образование школьников//Искусство и образование.-К.,-2000.-№1.-с.45-50

Программа «Музыка».Москва «Просвещение», 1994, с.13

Использование ИКТ на уроках музыки

Лыткина Ю.В.,

учитель музыки МОУ СОШ № 4 г.Николаевска-на-Амуре

 «Музыка – странная вещь. Я бы даже сказал – чудо. Она находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде смутного посредника, и похожего и не похожего на эти полярности, - дух, который требует выражение времени, и материя, которая может обходиться без пространства» (Г. Гейне.)

Музыка. Для каждого человека, в этом слове, заключен огромнейший мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, идей. Музыка – вечная загадка для человечества. В истории мировой культуры нет ни одной эпохи, в которую бы лучшие умы человечества не пытались дать ответ на вопрос о том, что есть музыка, что есть искусство. Ещё в глубокой древности люди пытались осознать, что есть музыка, для чего она, как возникла. Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее. Урок – это основная педагогическая форма организация процесса познания человеком мира посредством формирования опыта своей жизнедеятельности. Урок – это организованное общение педагога и учащихся, учащихся между собой. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, умения и навыки. Развивающая функция урока – нацеленность на развитие духовных и психологических качеств учащихся. Подлинное педагогическое искусство состоит в воздействии не только на ум, но и на чувства. Успех работы учителя музыки во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе. Так какой должен быть урок музыки в современных условиях? В наше время условия работы учителя, а в данном случае учителя музыки, коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью: ученик живёт в технологической, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т. д. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ходить на уроки без пропусков, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит ждать. Музыка и информационные технологии - совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали всё чаще использоваться при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся. ИКТ можно использоваться как при проведении моноцелевых уроков ( с точки зрения типологии), так и в ходе комбинированных занятий. Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения. При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знанием функциональных возможностей и условий применения каждого из вышесказанных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают своё влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке.

Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. Администрация школы предоставила в кабинет необходимое оборудование (музыкальный центр, мультимедийный комплекс). Это позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой,скульптурой,художественной фотографией и т.п.

Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплектов «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов. Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов , фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов(эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие(интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Сегодня компьютер, аудио- и видеозапись прочно вошла в нашу жизнь, помогает лучше провести досуг, чаще слушать хорошую музыку, формировать художественный вкус, углублять знания музыкальной литературы. Сделать эту работу более результативной и интересной поможет музыкальная фонотека – собрание звукозаписей на CD, DVD диски. Наша жизнь немыслима без телевидения, Интернета. С помощью этих средств массовой информации каждый учитель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира. Узнать об интересной передаче, о музыке мне помогают программы, которые публикуются на страницах газет, в Интернете. На телеканале «Культура» можно посмотреть и записать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты и т.д. В Интернете скачать «минусовку» и «плюсовку» песен, найти слова и ноты. Благодаря этим записям и найденной информации создаю ЦОР в программе 1С, и использую его на уроках музыки и искусства. Для удобства использования учителем ЦОР на уроке музыки, они регистрируются в программе 1С, в карточках указывается название, исполнитель и время звучания, а также даются ссылки на звучание произведений из предыдущих классов. Все созданные мной ЦОРы могут использоваться не только на уроках, но и при подготовке внеклассных мероприятий, ученических исследовательских проектах. Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

На уроках музыки материал, возможно, преподнести другими формами: выполнение сообщений, проектов, тестов и мн. др., при этом, используя программы PowerPoit, PhStori, Photoshop, Movie Maker, NERO и т.д. Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» CD-диски для 6, 7 классов по программе Критской, ИИСС «Ключи»(материал для школьного курса «Музыка» 1-4 класс). Диски с подборкой мюзиклов., и аудио-материалов, работа с интернетом. Большая подборка аудиокассет « Шедевры классической музыки».

Работая над проектами, учащиеся (Харчевников Сергей, Левина Луиза, Малинин Евгений, Якимов Глеб, Белоус Ксения и др) самостоятельно выбирают тему для проекта. Опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор информационного и иллюстративного материала. Для проведения школьных праздников создаются тематические презентации и обработка песен . Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой.

Анализ результатов анкетирования учащихся, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (92% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление учащихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека. ИКТ позволяют повысить значительно эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Нам предоставляются новые возможности осмысления своего собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. А это всё, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

На основе сказанного ставлю перед собой задачи:

Заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках музыки.

Расширить фонотеку кабинета «Музыки»

Освоить новых компьютерных программ, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge

Укомплектовать кабинет видеодвойкой и специальным оборудованием для записи музыкальных фонограмм.

Организовать внутришкольную олимпиаду по предмету «Музыка».

Это позволит еще больше расширить мои возможности и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.

 Образовательные технологии

Уроки музыки –уроки жизни

Работая учителем музыки в системе образования 27лет с общим педагогическим стажем 27лет, я всегда была уверенна, что уроки музыки – это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходиться наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках му

Работая учителем музыки в системе образования 27лет с общим педагогическим стажем 27лет, я всегда была уверенна, что уроки музыки – это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходиться наблюдать именно «моменты», да к тому же еще изобилующие скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках музыки, я уверенна, каждый педагог стремится во что бы то не стало «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

 

Всем известно, что основа основ любой программы по музыке – ее тематическое строение, это стержень содержания программ всех классов – с 1 по 8. Многие из педагогов ведут уроки по программе Д.Б.Кабалевского именно потому, что только этим педагогом, композитором, музыкантом была написана такая программа с поурочными планами и соответствующей фонотекой. Но время идет, меняется отношение к многому, что раньше запрещалось и отвергалось. Было время, когда учителям давали право вносить свои коррективы в программы, утвержденные министерством образования, менять песенный репертуар, добавлять разработки уроков по региональному национальному компоненту, т.е. приобщать учащихся к любви своей малой Родины посредством музыки.

И вот я получила в библиотеке новые учебники, авторами которых являются Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Именно эта программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Изучив и ознакомившись с новой программой и новыми стандартами общего образования по искусству, я пришла к выводу, что это именно то, чего все педагоги так давно ждали.

Не секрет, что дети, посетив один раз в неделю урок музыки, забывают о чем шла речь на предыдущем уроке, особенно в начальных классах, так как начиная с 5 класса мы вводим тетради, в которых записываем темы уроков и музыкальные термины. И вот, благодаря учебникам, которые я раздаю детям на уроках, эта проблема отпала. Ведь намного легче воспринимается материал визуально, где каждый может прочитать, увидеть и вспомнить о чем шла речь.

Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

 

В соответствии с требованиями новых стандартов в программе заложены основные методические принципы:

 

-увлеченности;

-триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;

-тождества и контраста, сходства и различия;

-интонационности;

-диалога культур.

 

Использование методов художественной педагогики:

 

-художественное, нравственно-эстетическое познание музыки;

-интонационно-стилевое постижение музыки;

-эмоциональная драматургия;

-концентричность музыкального материала;

-забегание вперед и возвращение к пройденному;

-создание «композиций»;

-художественного контекста.

В учебниках размещается достаточно большое количество разнообразной информации. Присутствует литературный, изобразительный компонент, современность материала.

Фонохрестоматии музыкального материала изданы на аудиокассетах, в них включены записи выдающихся исполнителей и исполнительских коллективов. При составлении фонохрестоматий использованы достаточно крупные фрагменты сочинений, которые можно использовать и во внеурочное время, на мероприятиях.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т. д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии и результат не заставит вас ждать.

В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

 

Программы для пения караоке

 

Музыкальные проигрыватели

 

 

Музыкальные энциклопедии.

 

Таким образом, использование учебников, видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Исходя из требований новых стандартов, при анализе тем уроков данной программы я отметила, что во всех классах прослеживаются  основы музыкальной культуры: «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 веков», «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 века», «Представления о музыкальной жизни России и других стран».

Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке нашего края» (изобразительность музыки). При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений в соответствии с видами природы малой Родины. Для этого использую слайд-шоу «Мое Заполярье», в просмотре на компьютере.

Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.

Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка – сама живая, она движется. Из своего опыта я практикую дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия.

Самым главным в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Сама очень люблю петь. Уроки, особенно в младших классах, начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят от всех предметов, которые были до меня, в мой урок. Я убеждена, что в программе заложено самое главное, что касается вокально-хоровой работы, как любой исполнительской деятельности - это необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого использую микрофон и компьютерную программу VocalJam. Эта программа построена по принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

   

Детям интересно послушать произведение в исполнении преподавателя и самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром в игре на синтезаторе.

Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к нашим урокам.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

Есть еще одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

 

Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения. Считаю, что ритмика должна являться составной частью урока.

В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе. Давайте же вникнем в смысл слова "ритмика" и ее значение в жизни ребенка.

Итак, ритмика – это система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.

Все мы знаем, что, придя из детского сада в школу, ребенок забывает о танцевальных движениях, о музыкально-дидактических играх, о проявлении своих творческих способностей в этой области развития. Вот почему на методических объединениях учителей музыки сейчас отводится особое внимание на неразрывность работы детских садов и школы, о дальнейшем развитии способностей детей.

Не зная специфики работы в детском саду, учителя музыки очень точно охарактеризовали ситуацию: "Нам трудно, а детям - скучно". Вот потому особенно важно включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.

Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства.

Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро – ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и так далее.

Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю, невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка. При разучивании песенного материала мы занимаемся в классе, а для его обыгрывания отправляемся в зал. Вот здесь и раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности, точность певческих и музыкально – ритмических навыков.

На уроках ребята много поют, играют музыкальные игры, тут же учатся их инсценировать, используя для этого атрибуты костюмов, танцуют пляски. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, а и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий.

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

Занимаясь в зале, дети чувствуют себя более раскрепощено на праздничных мероприятиях, ведь не секрет, что они обычно боятся выступать, боятся сцены, микрофона, боятся показать свои знания и умения.

Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время я не только не "прячу" от ребят развлекательную легкую музыку, но, напротив, знакомлю с ней в самых лучших записях, в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим отличить хорошее от плохого в "легкой" музыке так же, как и в музыке "серьезной". Если это удастся – я буду считать, что труды мои не пропали даром.

На уроках использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как: "Антошка", В.Шаиньского, "Научи нас веселиться", японская народная песня, "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буги – Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото", музыкальные инструменты.

 

Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:

личностному развитию учащихся;

повышению интереса школьников к учебным занятиям;

росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

изменению самооценки учащихся;

воспитанию активности и самостоятельности;

формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

 

Темы уроков музыки в начальных классах:

 

1-ый класс:

-«Повсюду музыка слышна»; - «Композитор-исполнитель-слушатель»;

-«Музыка Осени»;

-«Азбука».

-«Музыкальные инструменты»;

-«Музыка на картинах художников»;

-«Разыграй песню»;

-«Народные праздники и традиции»;

-«Образ Родины в музыке»;

-«Музыка природы»;

-«Музыкальные портреты»;

-«Образы защитников Отечества в музыке»;

-«Мамин праздник»;

-«Музыка в цирке»;

-«Путешествие в мир музыкального театра»;

-«Музыка и кино»;

2-ой класс:

-«Россия-Родина моя»;

-«День, полный событий»;

-«Сказочные образы в музыке»;

-«О России петь – что стремиться в храм»;

«Святые земли Русской»;

-«Музыка в храме»;

-«Праздники православной церкви»;

-«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»;

-«Жанры русских народных песен»;

-«Праздники русского народа»;

-«В музыкальном театре»;

-«Сказочные сюжеты в операх и балетах»;

-«В концертном зале»;

-«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»;

-«Музыкальная речь и музыкальный язык»;

-«Интонация – как главное свойство музыки»;

-«Лад – как одно из средств выразительности (мажор и минор)»

 

3-ий класс:

-«Россия – Родина моя»;

-«Образы защитников Отечества»;

-«День, полный событий»;

-«О России петь – что стремиться в храм»;

-«Народные праздники России» (вербное воскресенье);

-«Святые земли Русской»;

-«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»;

-«Сказочные образы в музыке»;

-«Праздники русского народа» (масленица);

-«В музыкальном театре»;

-«Жанр инструментального концерта»;

-«В концертном зале»;

-«Жанры музыки»;

-«Мир композитора» (Л.Бетховен);

-«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»;

-«Джаз – музыка 20 века».

 

Программа в 5-8 классах также составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В большой степени программа ориентирована на реализацию функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

 

Не боясь показаться высокопарной, в заключение скажу: для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И программа начинает действовать только тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Используемые технологии на уроках музыки

Использование современных педагогических технологий на уроках музыки...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"

1. Педагогическая технология это...2. Типы педагогических технологий3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...