технологическая карта урока
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Змеева Людмила Владимировна

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Технологическая карта интегрированного урока литературы и музыки

Авторы, разработчики

Учитель русского языка и литературы Акыева Марина Руфимовна, учитель музыки Змеева Людмила Владимировна, МБОУ СОШ №105 г.о. Самара

Предмет

Литература, музыка

Класс

5 класс

Дата проведения

18.04.2014 год

Тип урока

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки

Тема

«Что за прелесть эти сказки!»

Рекомендуемая литература

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 1. Автор В.Я.Коровина. М., Просвещение,2013.  Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева,  Е.Д.Критская. М., Просвещение, 2012.

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Римский-Корсаков Опера «Сказка о золотом петушке», А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Цель

Создание литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи

Обучающая: раскрыть возможности литературы и музыки для характеристики сказочных образов.

Развивающая: развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности воображение.

Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Технологии

Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и межпредметные, и личностные.

Основной метод, применяемый на уроке  – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.

Основные термины, понятия

Сказка, опера, сюита, либретто, челеста

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-приобщение к миру искусства;

-развитие чувства прекрасного, чувства гордости за талантливых людей в мире искусства, которые заставляют нас переживать, волноваться;

Регулятивные УУД:

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД:

-формулирование проблемы,

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и слышать друг друга;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Формы работы

-индивидуальная

-групповая

-фронтальная

Ресурсы

-тексты «Сказки о царе Салтане»

-таблицы для заполнения

-ТСО (ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр)

Ход урока

Цель: создание проблемной ситуации

    Этап урока, время

       Деятельность учителей

    Деятельность учащихся

               УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

3 мин

УМ: коллега, у вас в руках книга сказок? А у меня - ноты… мы пришли сюда, чтобы провести урок…вместе?

УЛ: Ребята, может, вы догадались, почему на уроке встретились два преподавателя?

УМ: да, сегодня у нас на уроке состоится диалог искусств: литературы…

УЛ: …и музыки!

Ответы детей

Л: положительное отношение к учебной деятельности.

Цель: анализ литературных   образов в   произведениях А.С.Пушкина    

2. Актуализация знаний.

7 мин

УМ: В ходе урока мы будем заполнять таблицу, работать в группах.

УЛ: ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке?

Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина?

Вспомните строки из сказок.

1.Ну, так и быть- возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору-

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок…

 (слайд)

2.Пошел он ко своей землянке,

А землянки не уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты…

(слайд)

3.Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

(слайд)

4. «Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего!»

«Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу»…

(слайд)

5.«Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу».

«А кого же на примете ты имеешь?» - «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает»…

(слайд)

Молодцы, справились с заданием! О какой сказке мы будем говорить сегодня?

Что вы можете сказать о сказках  Пушкина?        

Я предлагаю вам назвать наш урок «Что за прелесть эти сказки!»                                                                                              

Читали, анализировали сказки

 А.С. Пушкина.

Ответы детей

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Салтане

«Сказка о царе Салтане».

В сказках добро всегда побеждает зло.

Они удивительные, добрые, полны красоты, вдохновения. Пушкин свои сказки создавал на основе тех, что ему рассказывала в детстве няня, Арина Родионовна.

Р: фиксация затруднения

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Цель: показать взаимосвязь литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова  

3.Постановка учебной задачи.

5 мин

УМ: Ребята, а вы любите сказки?

Вот и композитор Николай Андреевич  Римский-Корсаков тоже очень любил сказки. Мы с вами уже знакомы с этим композитором, изучали некоторые произведения Римского-Корсакова. Что вы знаете о нем?

УЛ: А.С.Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на создание оперы «Сказка о царе Салтане».

УМ:   Вспомним, что такое опера?

УЛ: Эта опера была написана к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

УМ:  знаете, в чем необычность этой оперы?

Обычно оперы начинаются с увертюры. Что такое увертюра?

Молодцы!

А в этой опере нет увертюры.

УЛ:  Назовите главных героев сказки Пушкина.

Ребята, а вы знаете, как композиторы с помощью средств муз. выразительности могут показать тот или иной образ?

Хотите попробовать сами охарактеризовать образы сказки о царе Салтане?

УМ: музыка и литература помогут вам более ярко раскрыть образы героев «Сказки о царе Салтане».

Так какую же проблему нам предстоит решить на уроке?

(слайд)

Ответы детей

Он очень любил море, стал морским офицером, гардемарином.

Служил на военном паруснике «Алмаз».

Любил сказки Пушкина.

Опера-это музыкальный спектакль, в котором актеры поют.

Ответы детей

Краткое вступление ко всему произведению

(« У Лукоморья дуб зеленый»… -

Тоже можно назвать увертюрой к поэме «Руслан и Людмила»!

Салтан, Гвидон, царица, царевна, ткачиха, повариха…

Ответы детей

Хотим!

Выяснить, как при помощи музыки  и литературного текста можно создать сказочные картины.

П: преобразование информации из одной формы в другую.

К: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ.

Цель: умение работать в группах

4. Основной этап. Работа с таблицей по группам.

10 мин

5. Подведение итогов урока.

2 мин

   

Рефлексия

3 мин

УЛ:  у каждой группы сегодня будет задание, результаты которого мы в конце урока и сравним. Подготовьте тексты сказки, они вам пригодятся для работы.

УМ: скажите,  какое число в сказках является магическим?

Приведите примеры.

(например, было у царя 3 сына…)

А в «Сказке о царе Салтане»  есть это число? Докажите.

УЛ:  Переверните листочки. Перед вами таблицы.  Найдите в текстах описание белки. Какая она? Это задание для 1-й группы.

Описание 33 богатырей ищет в тексте  2-я группа.

Образ царевны-лебеди достается 3-й группе.

Заполняйте таблицы.

    Вывод.

Как вы охарактеризовали белку?

А какие 33 богатыря?

Интересно, какой вы увидели царевну?

Молодцы, справились  с заданием.

 

 ФИЗМИНУТКА

Немного отдохнем!

(представим, как море волнуется… как Гвидон стреляет из лука…)

УМ: А теперь, ребята, прослушайте сюиту  из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и попробуйте определить, какой из фрагментов соответствует вашему заданию. Заполните 2-ю колонку таблицы. Напишите, какая музыка по характеру, какие музыкальные инструменты вы услышали.

Вывод

Все справились с заданием? Молодцы, ребята.

(слайд с музыкальными инструментами)

Возможно, не все музыкальные инструменты вам знакомы.(кратко говорит о челесте). На какой музыкальный инструмент он похож?

УЛ: Посмотрите еще раз на ваши таблицы. Какой вывод вы можете сделать?

УМ: понравилась вам музыка Римского-Корсакова?

Помогла она вам нарисовать в воображении сказочные картины, созданные Пушкиным?

УЛ: Что можно сказать о них, что их объединяет?

Пушкин – сказочник, Римский-Корсаков – тоже сказочник, музыкальный.

Ребята, а какова роль сказок, по-вашему? Чем они вас привлекают?

УМ: Музыка и литература помогают нам выразить свои чувства, человек становится светлее, добрее, учится сопереживать…если люди будут больше обращаться к произведениям любого искусства, то меньше будет в жизни злобы и равнодушия, ведь мир искусства прекрасен!

УЛ: ребята, какую проблему мы решали на уроке?

(слайд с целью урока)

УМ: мы справились?

УЛ: Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Кто, по-вашему, был самым активным? Я бы хотела отметить еще…   (называю)

В ваших таблицах есть специальная колонка для оценивания. Кто доволен своей работой?

Выберите свой вариант ответа.

Ребята, свои таблицы сдайте, мы их проверим и тоже оценим вашу работу.

Домашнее задание на выбор:

Выразительное чтение понравившегося вам эпизода сказки или его иллюстрация.

УМ: в заключение нашего урока исполним вместе самую настоящую сказочную песню!

Вам понравилось?  Поаплодируем! Молодцы.

Спасибо за урок.

Число 3

Называют примеры из разных сказок

Три девицы под окном…, три чуда- белка, 33 богатыря, царевна-лебедь, 3 раза Гвидон летал к Салтану…

Работают в группах

Слушают, определяют.

Высказываются, дополняют друг друга

Заполняют таблицу

На пианино

Образы литературные и образы музыкальные похожи! Передают более точную, яркую картину…

Ответы детей

Да, помогла

Они оба сказочники

Сказки учат нас быть более добрыми

Выясняли, как при помощи музыки и литературы можно создать сказочные картины.

Ответы детей

Поют песню «Спор Маши и Вити»

П: умение находить нужную информацию.

Р: умение решать проблему.

Л: способность самооценки своих действий.

К: умение слушать и понимать речь других.

Л: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

К: умение слушать, понимать речь других.

П: умение находить нужную информацию.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности.

Л: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

К: умение слушать и понимать речь других.

     

УМ – учитель музыки

УЛ – учитель литературы

Л – личностные  УУД

Р – регулятивные УУД

К – коммуникативные УУД

П – познавательные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...