Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Науменко, Алеев
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Коростелева Татьяна Андреевна

В документе представлена рабочая программа   по предмету Искусство (музыка) разработана для 5-го класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.

Количество недельных часов – 1

Количество часов в год – 34

из них на изучение учебного курса «Вдохновение» отводится 8 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5_kl_fgos.doc245 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                                   УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО                        Руководитель                         Приказ  «___» от

Протокол №___  от                             методического совета                «___»________2016 г «__» _________2016г                «___»____________2016г

Руководитель                   _________И.В. Кувшинкина            ___________Т.Ю. Струкова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Искусство. Музыка»

 базовый уровень

класс 5 а, б, в, г

2016-2017 учебный год

Разработчик программы:

Кувшинкина Ирина Витальевна

учитель физики, высшая квалификационная категория

р.п. Рамонь

2016 г

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа   по предмету Искусство (музыка) разработана для 5-го класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.

Количество недельных часов – 1

Количество часов в год – 34

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.

 № 273-ФЗ;

  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 29.12.2014 № 1644);

- от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.15 г. №734);

- от 31.03.14 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ:

- от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

- от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования:

- от 25.05.2015 г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

- от 07.08.2015 г. N 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с «Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования; программы отдельных учебных предметов;
  • Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01.02.2012 г. №56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»;
  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В  5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами,  сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

2. Общая характеристика учебного предмета

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

- Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –    изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2012г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.         

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение урока искусства (музыки) в 5 классе отводится 34 часов из расчета 1 ч в неделю. Из них на изучение учебного курса «Вдохновение» отводится 8 часов.

4. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей. 

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии. 

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус. 

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений. 

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника. 

5. Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство (музыка)

Метапредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения  А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

-  русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Универсальные учебные действия

Познавательные

  • Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную
  •  информацию.
  • Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически.
  • Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне
  • Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач
  • Представлять информацию в разных формах (рисунок, картина, пейзаж), в т.ч. используя ИКТ
  • Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

Регулятивные

  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации,  используя ИКТ
  • Работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные

  • Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
  • Корректировать свое мнение.
  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно
  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
  • Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
  • Преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
  • Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Личностные

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  • Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах — объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других
  • Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью.
  • Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать:

  • содержание пройденных  произведений искусства, их названия, авторов;
  • знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
  • знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
  • знать  художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов -   К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
  • выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с  музыкальной культуры  и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- цифровой диктант;

- тест.


6. Содержание   учебного предмета.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Основное содержание

темы, термины   и понятия.

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Музыка рассказывает обо всём

1 час

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка  в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.

Урок-экскурсия

Учебный курс

Входной контроль,

устный опрос,

анализ музыкальных произведений.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки

Древний союз

3 часа

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина.

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

Текущий контроль. Устный опрос.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – информационная деятельность;

Размышления о музыке;

Слово и музыка

3 часа

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Учебный курс

Текущий контроль, устный опрос.

творческие задания, анализ музыкальных произведений.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – пластическая деятельность;

Музыкальная драматизация;

Музыкально – информационная деятельность;

Размышления о музыке;

Музыка и современные технологии

Песня

3 часа

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Учебный курс

Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – пластическая деятельность;

Музыкально – информационная деятельность;

Размышления о музыке; Музыкальная импровизация;

Заключительный урок

1 час

Подведение итогов 1 четверти. Музыка – неотъемлемая часть жизни. Взаимосвязь музыки и литературы.

Итоговый контроль.

Творческая лаборатория. Самооценка,

Анализ музыкальных произведений. Тест. Творческие задания. Музыкальная викторина.

Слушание музыки;

Романс

2 часа

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса.  Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Учебный курс

Текущий контроль, устный опрос.

Анализ музыкальных произведений Взаимоопрос.

Хоровое пение.

Эссе.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – пластическая деятельность;

Музыкальная импровизация;

Хоровая музыка

2 часа

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческие задания

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкальная импровизация;

Музыкально – информационная деятельность;

Элементы музыкальной грамоты;

Размышления о музыке;

Музыка и современные технологии

Заключительный урок

1 час

Подведение итогов 2 четверти. Музыкальные жанры, тесно связанные с литературой.

Отработка умений и рефлексия, практикум

Итоговый контроль. Музыкальная лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Самооценка. Рецензия на произведение

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Проектная деятельность;

Музыкально – информационная деятельность;

Размышления о музыке;

Музыка и современные технологии

Опера

2 часа

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды).

Урок получения новых знаний, комбинированный

Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Самооценка.

Творческая лаборатория.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Размышления о музыке;

Балет

2 часа

Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета.  «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Текущий контроль, устный опрос. Взаимоопрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – изобразительная деятельность;

Размышления о музыке;

Музыка звучит в литературе

2 часа

Музыкальность слова. Многообразие  музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.  Античность. Миф об Орфее.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Учебный курс

Текущий контроль, устный опрос

Творческая лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Взаимоопрос, взаимооценка

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – изобразительная деятельность;

Музыкальная композиция;

Музыкально – информационная деятельность;

Размышления о музыке;

Музыка и современные технологии

Образы живописи в музыке

2 часа

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Учебный курс

Текущий контроль, устный опрос

Творческая лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Взаимоопрос, взаимооценка

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – изобразительная деятельность;

Музыкальная композиция;

Музыкально – информационная деятельность;

Размышления о музыке;

Музыка и современные технологии

Музыкальный портрет

1 часа

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – изобразительная деятельность;

Музыкальная композиция;

Заключительный урок

1 час

Подведение итогов 3 четверти. Музыкальные жанры связанные не только с литературой, но и с живописью. Взаимосвязь музыки и живописи.

Отработка умений и рефлексия, практикум

Итоговый контроль. Музыкальная лаборатория. Анализ музыкальных произведений. Самооценка. Рецензия на произведение

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Проектная деятельность;

Музыкально – информационная деятельность;

Размышления о музыке;

Музыка и современные технологии

Пейзаж в музыке

2 часа

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые  дарит нам окружающий мир.

Урок получения новых знаний, комбинированный

Текущий контроль, устный опрос. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Музыкально – изобразительная деятельность;

Слушание музыки;

Музыкальная живопись сказок и былин

3 часа

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои  в музыке. Тема богатырей в музыке

Урок получения новых знаний,

Учебный курс

Текущий контроль, устный опрос. Взаимоопрос, взаимооценка. Самооценка. Анализ музыкальных произведений. Творческая лаборатория.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Слушание музыки;

Музыкально – изобразительная деятельность;

Музыкально – пластическая деятельность;

Музыкальная композиция;

Размышления о музыке;

Музыка и современные технологии

Музыка в произведениях изобразительного искусства  

2 часа

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности.

Урок – концерт

Учебный курс

Устный опрос. Хоровое пение.

Музыкально – исполнительская деятельность;

Исследовательская деятельность;

Музыка и современные технологии

Подводим итоги.  

1 час

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Ее влияние на них.

Урок – практикум

Итоговый контроль.

Итоговая оценка учителя.

Тест, викторина. Взаимооценка, взаимоопрос. Хоровое пение. Творческая лаборатория.

Всего уроков

34


7. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Примерные сроки изучения

Дата фактическая

Примечания

Музыка рассказывает обо всем

01.09-09.09.16

Истоки.

12.09-16.09.16

Искусство открывает мир.

19.09-23.09.16

Искусства различны, тема едина.

26.09-30.09.16

Два великих начала искусства.

03.10-07.10.16

«Стань музыкою, слово!»

10.10-14.10.16

Музыка «дружит» не только с поэзией

17.10-21.10.16

Песня – верный спутник человека.

24.10-28.10.16

Заключительный урок

31.10-04.11.16

Мир Русской песни.

14.11-18.11.16

Песни народов мира.

(учебный курс)

21.11-25.11.16

Романса трепетные звуки.

28.11-02.12.16

Мир человеческих чувств

(учебный курс)

05.12-09.12.16

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

12.12-16.12.16

Что может изображать хоровая музыка.

(учебный курс)

19.12-23.12.16

Заключительный урок

26.12-28.12.16

Самый значительный жанр вокальной музыки.

16.01-20.10.17

Из чего состоит опера

23.01-27.01.17

Единство музыки и танца

30.01-03.02.17

 «Русские сезоны» в Париже

06.02-10.02.17

Музыкальность слова.

(учебный курс)

13.02-17.02.17

Музыкальные сюжеты в литературе

20.02-24.02.17

 Живописность искусства

(учебный курс)

27.02-03.03.17

 «Музыка – сестра живописи»

06.03-10.03.17

Может ли музыка выразить характер человека?

13.03-17.03.17

Заключительный урок

20.03-24.03.17

 

Образы природы в творчестве музыкантов

03.04-07.04.17

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов (учебный курс)

10.04-14.04.17

Волшебная красочность музыкальных сказок

17.04-21.04.17

Сказочные герои в музыке

(учебный курс)

24.04-28.04.17

Тема богатырей  в музыке

01.05-

05.05.17

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

08.05-12.05.17

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (учебный курс)

15.05-19.05.17

Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

22.05-26.05.17


8. Учебно-методическое обеспечение

Класс

Программа

Учебник

Методическое, дидактическое обеспечение

5а, 5б, 5в,  5г

 «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –    изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012г.

Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений.6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

-  Фонохрестоматия. Музыка 5 класс. Алеев, Кичак

- Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.

- Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Для обеспечения образовательного процесса по учебному курсу « Искусство (музыка)» в 5 классе используется следующее материально-техническое обеспечение:

  • Цифровое фортепиано
  • Моноблок Lenovo
  • Проектор
  • Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 5 класса ФГОС Науменко ,Алеев

Программа содержит характеристику УУД...

Рабочая программа по музыке для 6 класса ФГОС Науменко ,Алеев

Программа содержит характеристику УУД....

Рабочая программа по музыке для 7 класса ФГОС Науменко ,Алеев

Программа содержит характеристику УУД....

Рабочая программа для 5 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак

Рабочая программа по музыке  5 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,-Федерально...

Рабочая программа для 6 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак

Рабочая программа по музыке  6 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,-Федеральн...

Рабочая программа для 7 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с опорой на примерную программу основного общего об...

Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС Науменко, Алеев

В документе представлена рабочая программа   по предмету Искусство (музыка) разработана для 6-го класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 0,5Количе...