Рабочая программа по музыке для 5 класса ФГОС Науменко ,Алеев
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Программа содержит характеристику УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass._novoe.doc232.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Рассмотрено

на методическом объединении

Руководитель МО

_____        /Гавриличева О.В./

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____        /Давлетшина Р.Р./

 «___» _________        20__г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №13

_____        /Юрченко Л.А./

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

5 класс

                                                              Разработчик:

                                                              Гавриличева Ольга Владимировна,

 учитель музыки

                                                   2015 - 2016 учебный год

                                                   Пояснительная   записка

Рабочая  программа по  музыке для учащихся  5-х классов  составлена в соответствии с нормативными документами:

    1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;

   2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).

   3. Образовательной  программой образовательного учреждения.

   4. Положением о рабочей  программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

Рабочая программа разработана с учётом программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5-8 классов «Музыка», М.: «Дрофа», 2012г.  под редакцией   Т.И.Науменко, В.В.Алеев  и ориентирована на использование учебника «Музыка. 5класс», М.: «Дрофа», 2012г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253). 

Цель курса:

-духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи курса:

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Общая характеристика учебного курса

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному  и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван  формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенность построения курса состоит в том, что  основная  школа  обусловлена спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога  с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

               Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение музыки  в 5 классе в объёме  35 часов, в неделю-1час.     

       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного     курса

 Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести  в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;

-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:

-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

        

Предметные результаты

        Предметными результатами изучения музыки являются:

-общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

-понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

-осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

-рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

-применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

-постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

-расширение и обогащение опыта в разнообразных видах  музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Содержание учебного курса

  1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка  в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим  другим. Слушание фрагмента из концерта для

ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина». Письмо Богине Музыке.

  1. Древний союз (3 часа)

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»,  Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта  «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини  Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».

  1. Слово и музыка (3 часа)

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню  чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1  для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»

  1. Песня (4 часа)

Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира.  Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой»,  И. Левитан «Вечерний звон».

  1. Романс (2 часа)

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса.  Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».  Разучивание:  М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

  1. Хоровая музыка (2 часа)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.   Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

  1. Искусство народов Ханты и манси (2часа)
  2. Опера (2 часа)

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.

9. Балет (2 часа)

        Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета.  «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка»,  А. Бенуа «Петербургские балаганы».

  1.  Музыка звучит в литературе (2 часа)

Музыкальность слова. Многообразие  музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки.  Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

  1.  Образы живописи в музыке (2 часа)

Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах»,  К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».

  1.  Музыкальный портрет (1 час)

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня  о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».

  1.  Пейзаж в музыке (2 часа)

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.  Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые  дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».

  1.  Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои  в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т),  М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче.  Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

  1.  Музыка в произведениях изобразительного искусства  (2 часа)

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Лютнист», А. Аппиани «Парнас»,  Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

Тематический план курса

основные разделы

количество часов

1

Музыка и литература

22

2

Музыка и изобразительное искусство

13

Итого:

35

1 полугодие

16

2 полугодие

19

      В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по музыке для 5 класса внесены следующие дополнения и изменения,  общий объём которых не превышает 15%. Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создаёт атмосферу творческого поиска, интереса к культуре народов Севера, а также способствует умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, воспитанию эстетического отношения к национальной одежде, быту, обрядам, произведениям устного народного творчества на основе культуры обских угров.

   В раздел «Музыка и литература» включены следующие темы из курса «Искусство народов Ханты и манси»: урок 9  «Музыкальные инструменты народов ханты и манси»,   урок 10 «Песни обских народов».

        

     В соответствии с надпредметой   программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как:

-самостоятельная  работа с текстом учебника, выделение главной и второстепенной информации;

-составление кластера;

-выполнение творческих  заданий, результатом которых являются панно выполненные индивидуально и коллективно;

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5 класса под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Учебник, учебное пособие

Т.И.Науменко, В.В.Алеева

 «Музыка»: Учебник для учащихся 5 кл. М.: Просвещение, 2012г.

Рабочая тетрадь для обучающихся

-

Электронное  приложение к УМК

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс. (СD) Москва, Дрофа, 2009г.

Дидактический  материал

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Кроссворды, тесты.

Методическое  пособие с поурочными разработками

Поурочные разработки по музыке к учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева «Музыка. 5 класс», М., «Экзамен», 2009г.,

 Волгоград «Учитель», 2012г.

Список  используемой литературы

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

ОМС (по темам курса), презентации,  мультимедийные пособия, видеофильмы из коллекции классических произведений, авторские разработки педагога, электронные модули для интерактивной доски.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, пианино, цифровая доска.

   

                   

                     Планируемые результаты изучения музыки за курс 5 класса

        

                                            Музыка и литература

Ученик научится:

-использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-проявлять  творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

-представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека;

-различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

-классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры.

Ученик получит возможность:

-определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

-находить взаимодействия между музыкой и литературой, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений;

-систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;

 -стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;

- применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

                                            Музыка и изобразительное искусство

-размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;

-определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.

-различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа.

-находить взаимодействия между  музыкой и изобразительным искусством,  выражать их в размышлениях о музыке,   создании музыкальных рисунков;

 -участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой   деятельности

-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

-реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

наблюдение

Метапредметные

 творческие задания для групп

Предметные  

 самостоятельные, тестирование

Данная рабочая программа отражает не только образовательную область  «Музыка»    но и связана с такими общеобразовательными     предметами как история, мировая художественная культура,  литература

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  5-х классов  и специфики данного классного коллектива.

В 2015 -  2016  учебном году в пятых  классах будут учиться  125 обучающихся. Основная масса обучающихся 5-х классов   – это дети  со средним  уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету  на хорошем  уровне. Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных заданий.  Вместе с тем,  в  5-х классах обучаются дети  с более низким уровнем способностей, невысокой мотивацией учения.  Чтобы включить всех детей в работу на уроке, будут использованы разнообразные формы организации их деятельности.

Основные формы организации деятельности обучающихся на уроках:

1. групповая        

2. коллективная работа

Образовательные  технологии, используемые на учебных занятиях:

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Аудио-визуальный материал

Основные виды учебной деятельности

Дата

Примечание

План

Факт

1

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Музыка рассказывает обо всём.

1

С. Рахманинов «Концерт для ф-но с оркестром №3» I ч.

И. Хрисаниди «Родина»; В.Алеев «Гвоздь и подкова». Творческое задание: письмо богине Музыке.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять приметы одного явления в совершенно другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

2

Истоки.

1

К. Дебюсси «Снег танцует»; П.Чайковский «Баркарола».

П. Аедоницкий «Красно солнышко».

Творческое задание: нарисуй картину на тему «Звучащая природа».

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Формулировать своё отношение к изучаемому  художественному явлению.

3

Искусство открывает мир.

1

М.Таривердиев «Маленький принц».

Г.Струве «Музыка». Творческое задание: стихотворение о музыке.

Сравнивать, анализировать, формулировать своё отношение к изучаемому  художественному явлению.

4

Искусства различны, тема едина.

1

П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»;

Р. Шуман «Первая утрата».

Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».

Сравнивать и  анализировать музыку и картины. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

5

Два великих начала искусства.

1

М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»;

Ф. Шуберт «В путь».

С. Старобинский «Песенка о словах».

Творческое задание: импровизация на стихотворение Р. Бёрнса «За полем ржи».

Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. Импровизировать по заданным  параметрам.

6

«Стань музыкою, слово».

1

В.Моцарт «Симфония №40»I ч.;

 П.Чайковский «Концерт №1 для ф-но с оркестром» III ч.

Американская н.п. «Весёлый мельник»;

укр. н.п. «Веснянка».

Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Импровизировать по заданным  параметрам

7

Музыка «дружит» не только с поэзией.

1

М. Мусоргский «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская».

А. Куклин «Песенка о песенке».  

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства

8

Песня – верный спутник человека.

1

В. Баснер «С чего начинается Родина?».

Ю. Тугаринов «Если другом стала песня».

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению.

9

Музыкальные инструменты народов ханты и манси.

1

Фрагменты звучания музыкальных инструментов народов ханты и манси.

Размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений музыкальной культуры обских народов.

10

Песни обских народов.

Народные песни народов ханты и манси.

11

Мир русской песни.

1

Р.н.п. «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон».

А.Александров «Уж ты зимушка-зима».

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

12

Песни народов мира.

1

Польская н.п. «Висла»;

Г. Малер «Похвала знатока»;

Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т).  С.Рахманинов В«вокализ».

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению.

13

Романса трепетные звуки.

1

М. Глинка «Жаворонок». М.А.Балакирев инструментальная пьеса «Жаворонок».

Сравнивать, сопоставлять музыку и картины художников. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению в невербальной форме.

14

Мир человеческих чувств.

1

С. Рахманинов «Ночь печальна»;

Шуман «В сиянье тёплых майских дней».

М. Глинка «Жаворонок».

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.  

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

15

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

1

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»;

 П. Чайковский «Отче наш»; Н.Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град».

Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом учебника, выделять главное.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

16

Что может изображать хоровая музыка.

1

Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

М. Славкин «Снег»; венгерская н.п. «Много песен мы поём».

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению.

17

Опера-самый значительный жанр вокальной музыки.

1

М. Глинка «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила».

М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

18

Из чего состоит опера.

1

Н. Римский-Корсаков сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка»; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Пение:

С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды».

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению в невербальной форме.

19

Единство музыки и танца.

1

М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.;

 Ф. Шопен «Мазурка ля минор».

Е.Адлер «Песня менуэта».

Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

20

«Русские сезоны» в Париже.

1

И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»;

П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик».

П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».  

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению в невербальной форме.

21

Музыкальность слова.

1

М. Яковлев «Зимний вечер»;

М. Преториус «Вечер».

Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Расширять опыт адекватного восприятия устной речи.

22

Музыкальные сюжеты в литературе

1

К.Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».

М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

Творческое задание: запиши стихотворение, звучание которого отличается особой музыкальностью.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное. Расширять опыт адекватного восприятия устной речи. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению.

23

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Живописность искусства.

1

С. Прокофьев «Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка»;

О. Лассо «Эхо».

Г. Струве «Весёлое эхо».

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

24

«Музыка – сестра живописи».

1

П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т);

М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный».

Е. Поплянова «Как поёшь?»

Сравнивать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

25

26

Может ли музыка выразить характер человека?

2

М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»;

«Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки».

Г. Гладков «Песня  о картинах».

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

27

Образы природы в творчестве музыкантов.

1

П. Чайковский «Апрель. Подснежник»;

И.Стравинский «Поцелуй земли»- вступление к балету «Весна священная».

В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей».

  Сравнивать, анализировать,  высказывать собственную точку зрения. Сформировать понимание своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани. Импровизировать по заданным  параметрам.

28

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

1

М. Равель «Игра воды»;

К. Дебюсси «Облака».

Р.н.п. «Ты река ли моя»

Сравнивать, анализировать,  высказывать собственную точку зрения. Сформировать представление об особенностях импрессионистического стиля в музыке.

29

Волшебная красочность музыкальных сказок.

1

Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»;

П. Чайковский  Па-де-де из балета «Щелкунчик».

С. Никитин «Сказка по лесу идёт».

Сопоставлять, анализировать, работать с текстом учебника, выделять главное. Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

30

Сказочные герои в музыке.

1

И.Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки».

А.Зацепин «Волшебник».  

Сравнивать, анализировать,  высказывать собственную точку зрения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

31

Тема богатырей в музыке.

1

Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. фр-т); М.Мусоргский «Богатырские ворота».

Былина о Добрыне Никитиче.  

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формулировать своё отношение к изучаемому  произведению в невербальной форме. Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

32

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

1

В. Синенко «Птица-музыка».  

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

33

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

1

П. Чайковский Концерт для  ф- но с оркестром №1 I ч. (фр-- т).

В. Синенко «Птица-музыка».

Сравнивать, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения. Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

34

Подводим итоги.

Тест по итогам года.

1

Б. Окуджава «Пожелание друзьям».

Контролировать и оценивать свою деятельность. Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

35

Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

Слушание и пение по выбору учащихся.

Оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём

исполнении.

Формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства.

                                                                               

Лист  корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс (ФГОС ООО)

Пояснительная запискаВведениеРабочая программа по предмету «Музыка»  для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.Программа включает четыре раздела:• «Пояснительная записка»,...

Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа данного курса «Музыка» для 1 класса  первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального  общего образования по ис...

рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС

Программа , календарно-тематическое плпнирование по программе В. В. Алеева с требованиями ФГОС...

рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС

программа и календарно- тематическое планирование по учебнику В. В. Алеев...

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Алеев

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Алеев...

Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС Науменко, Алеев

В документе представлена рабочая программа   по предмету Искусство (музыка) разработана для 6-го класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 0,5Количе...

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Науменко, Алеев

В документе представлена рабочая программа   по предмету Искусство (музыка) разработана для 5-го класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 1Количест...