Статья "Слушание на уроках музыки"
методическая разработка по музыке на тему

Данилина Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы по слушанию музыки, приводится пример урока с  использованиемактивных методов слушания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slushanie_muzyki.docx20.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.С. Данилина

МБОУ СОШ №75

г. Воронеж

СЛУШАНИЕ   МУЗЫКИ   КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Аннотация: в статье рассматривается важность одного из видов деятельности учащихся на уроке – слушание музыки. Особое внимание уделяется вопросу развития слушательской культуры и применения методов и приёмов активного   слушания.  

Ключевые слова: слушание музыки, слушательская культура, методы и приёмы активного слушания.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Слушание музыки как вид деятельности в обязательном порядке входит в содержание каждого урока. Следует заметить, что восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связано с жизнью и «Слушание музыки»   является  не только отдельным разделом урока, но и является ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке.  Поэтому музыкальное развитие детей должно проводиться комплексно.

Восприимчивость к музыкальному искусству   обогащает внутренний мир ребёнка. Но человек не рождается с этим чувством, его нужно развивать, воспитывать. Музыка является благодатной почвой для этого. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на её звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии. Оно   способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Звучание музыки оказывает и терапевтическое воздействие: дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Очень важно приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры.  Прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Дальнейшее приобщение к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры продолжается в дошкольном периоде. Затем основной акцент приобщения детей к произведениям высокого музыкального искусства ставится   и неоднократно повторяется на разных этапах обучения в школе.

С первых встреч на уроках музыки (1-й класс) детям у надо помочь понять и осознать особую реальность сложного мира музыкальных звуков. Это заключается прежде всего в усвоение и осознание некоторых конкретных понятий и явлений, а именно: звука и его характеристик (высоты, длительности, силы, окраски), метра и ритмического рисунка, фактуры, мелодии и аккомпанемента, темпа, штрихов и т.д. Пусть дети, слушая музыкальные произведения, пока ещё не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений.

И, конечно, важно прививать детям слушательскую культуру, в которую входит умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Ведь музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.

Педагогу необходимо научить детей управлять своим собственным восприятием п процессе познания музыки, то есть понимание её «и умом, и сердцем».

Прежде всего слушание музыки должно начинаться со знакомства с памяткой по слушанию музыки, первым пунктом которой является слово-сигнал «Тишина».   Детям объясняется, что на   уроках они будут учиться слушать музыку   сразу предлагается послушать тишину ведь звук «рождается из тишины»). Это очень важный момент для подготовки к прослушиванию, формирующий умение   сосредоточиться, настроиться на слуховую работу, помогающую понять свое отношение и понимание предложенного материала.  В частности, сам педагог во время звучания произведения должен быть эталоном слушателя, потому что учащиеся берут пример с учителя.

Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму общения с детьми на уроках, создав положительный эмоциональный фон. В первом классе, в частности, большая часть урока должна отводится разъяснениям, рассказам. Это поможет им оживить в своем восприятии звучащий материал: ведь для них всё это ново, необычно, всё интересно (чтобы составить интересную беседу о музыке надо подумать, что в не интересного и для чего её надо послушать детям. Один из учеников Д. Б. Кабалевского говорил: "Прежде чем дать слушать музыку детям, послушайте её сами 100 раз и поймите: о чём она вам рассказывает и чему учит. Если не удалось проникнуть в суть произведения, то слушайте с детьми другую музыку. Не объясняйте то, чего сами не понимаете…" И это очень верно). При   этом возникает необходимость стимулироватъ активпую практическую и игровую деятельностъ ребят. Детям предлагается определиться, что будем делать, а потом изображать это в действии (например, изобразить под музыку шаги музыкального героя движениями рук, прохлопать ритм, определить размер, показать в воздухе рисунок   мелодии, попробовать пропеть ее).

Пример использования методов и приёмов активного слушания на уроке музыки в первом классе (на примере музыкального произведения «Клоуны» Д.Б. Кабалевского). 

Существуют основные методы и приёмы активного слушания:

- Метод моделирования художественно – творческого процесса.

- Иллюстрирование музыкального произведения

- Метод «пластическое интонирование»

- Инструментальное музицирование

- Графическое изображение

- Вокализация   мелодии

- Метод «синквейн».

Метод моделирования художественно – творческого процесса. Я – композитор» (это своего рода прохождение и проживание пути рождения музыки). - Представьте, что вы композиторы и вам надо сочинить музыку о клоунах. Какой характер музыки вы выберете: песенный, танцевальный, маршевый? Почему? Лад. Темп. Тембр. Динамика. Регистр.

Иллюстрирование музыкального произведения (связь с другими видами искусства). После прослушивания и анализа музыки «Клоуны» Д.Б. Кабалевского передача в рисунке музыкальных образов (или поделке). Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины. На следующем уроке   дети могут рассмотреть рисунки и   обсудить  «созвучие»  музыки и красок, их выразительность. Каждая работа, конечно же, несёт в себе отпечаток каждой личности, оригинальности ребёнка.

Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния. «Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте. Дети «рисуют» рукой движение музыки. Им предлагается стать клоунами и передать в движениях их характер.
Инструментальное музицирование. Подбор соответствующие музыке   шумовых инструментов (например: музыкальные молоточки, бубны, колокольчики, погремушки).

Графическое изображение. Прослушав произведение, графически изобразить элементы музыкальной речи.

Вокализация мелодии. Попытка пропеть мелодию.

Приём «синквейна». Обычно применяется на стадии рефлексии.   

1 строка –заголовок: «Клоуны»
2 строка – два прилагательных: «Озорные», «Смешные»
3 строка – три глагола: «Бегают», «Прыгают», «Играют»
4 строка – фраза, передающая собственное отношение,  настроение, чувства: «Радость. Смех. Удовольствие».
5 строка – вывод, одним словом или фразой: «Весело!»

Использование   подобных методов и приёмов позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность.

Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоя-тельной аналитической работы, ypок – настроение, комплексный урок и т.д.

Однако в центре любого урока всегда должна стоять звучащая музыка и соответственно эмоциональный отклик на неё каждого ребёнка.

Список литературы:

 Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усоверш. учителей по предмету «Музыка». –М.: МИРОС, 1992;

Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983;

Арчажникова П. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984;  

Кабалевский Д. Б. О нравственном воспитании учащихся. М., Просвещение, 1984;

Скаткин М.Н. текст /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971;

Хижняк Ю.Н. Там, где музыка живет. М., Просвещение, 1996 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...