Гармонизация личности
методическая разработка по музыке по теме

Маркова Татьяна Магомедовна

Для педагогов ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmonizatsiya_lichnosti.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гармонизация личности

Цели: формирование целостной личности.

Задачи:

Обучающая: овладение пианистическими навыками.

Развивающая: концентрация внимания, развитие интеллектуального и эмоционального потенциала.

Воспитательная: воспитать самостоятельные мыслительные способности.

Музыка как наука обрела становление еще при Пифагоре. Арифметика, музыка, геометрия и астрономия – эти «четыре искусства» приводят к гармонии человеческой души. Музыка не поддается исчерпывающему объяснению, хотя основы её упорядочены в стройную систему. Что-то неземное, божественное, что лечит и очищает – таится в ней. Музыка это источник энергии. Наверное по этому она способствует оздоровлению человеческих душ.  Солнечным светом проникает она в самые затаённые уголки сознания ребенка, снимает физическое напряжение.

 Фортепиано - это единственный инструмент, способный заменить характер звучания оркестра. Лечебные возможности «короля инструментов» очевидны. Игра на фортепиано – сложный психический процесс. В результате двигательно-мышечной работы пианиста происходит усиление деятельности кроветворных органов. Усиливается прилив крови к головному мозгу, стимулируя его функции.  Во время игры на рояле происходит стимуляция деятельности полушарий через мануальные навыки. Исследования ученых показали, что связь между левым и правым полушариями мозга, у музыкантов гораздо сильнее развита чем у других людей. Это подтверждает то, что музыка способствует увеличению нервных каналов в мозгу, а творчество стимулирует гармоничное развитие личности. Творческие задания требуют постоянной активности правого полушария, сдерживая левополушарное доминирование свойственное детскому возрасту, а значит, способствуют гармонии мозговых процессов. При игре на фортепиано задействованы такие свойства высших центров как темперамент, интеллект, артистичность,  душа. Игра на рояле является формой познавательной предметной деятельности. Осязание возбуждает миллионы рецепторов находящихся в так называемых подушечках пальцев. Нежными ласковыми прикосновениями ребенок стремится почувствовать и передать создаваемый им образ. Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому придание силы и эластичности пальцам оказывает благотворное влияние на весь организм. Надо учитывать еще и тот факт, что при игре на рояле, задействованы сразу десять пальцев.  Перед нами открывается редкая возможность звуковой терапии.

 Видя как дети отстававшие в физическом и психическом  развитии, преображаются благодаря фортепианной игре, чувствую огромную радость, но и ответственность за каждый свой шаг. В такой ситуации нельзя полагаться только на интуицию и ощущения. Генетика, физиология и психология это три «кита» без которых невозможно преподавание музыки. Педагог обязан заниматься самообразованием на протяжении всей своей преподавательской деятельности. Иногда без помощи профессионалов не обойтись. В нашей студии существует служба психологического сопровождения и в случае необходимости я обращаюсь за помощью к психологу.

В моем классе четвертый год .занимается мальчик,  работая с  которым я еще раз убедилась,  что терпение и любовь самые надежные помощники педагога. На протяжении этих лет мы сталкивались со значительными трудностями физического и психического характера. Мальчик был очень замкнут, постоянно напряжен, совершенно не допускал «вторжения в свое пространство». Понятно, что нет никакой возможности для педагога, особенно на начальном этапе обучения избежать прикосновений к ребенку. И как быть, если ученик избегает тактильного контакта в любом виде. Это стало самой первой нашей проблемой. Решали мы её на протяжении всего первого года. И давалось это нелегко. Если ученик чего-нибудь не понимал, или у него сразу не получалось какое-либо упражнение – тут же начинались слезы.  Не получалось очень многое. Понятно, что из-за нервного напряжения аппарат был крайне зажат. Пальцы длинные, неуклюжие, мышцы слабые, но до этого ли нам было. Ведь ребенок должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от занятий, тем более что заниматься музыкой мальчик начал уже не в младенческом возрасте. Желание  научиться играть на фортепиано было давним и осознанным. Но по состоянию здоровья раньше это было сделать невозможно. Могу сказать, что «адекватным» поведение ребенка назвать было нельзя. На удивление не по годам взрослый и не по годам маленький, странная речь, странные поступки (как бы вне социума), но при всем при этом желание заниматься и  тонкий внутренний слух. Каждое занятие мы начинали с беседы и заканчивали ею. Так потихоньку мы находили дорогу друг к другу. Я относилась к ребенку очень бережно, а он буквально ловил каждое моё слово, как во время бесед ,так и во время занятий.

 Продвигались конечно мы очень медленно. Я изыскивала новые и новые упражнения на освобождение шеи и плеч, упражнения для кистей рук, на укрепление пальчиков, на дыхание. С координацией у мальчика было тоже очень плохо. Если нужно было снять руку, то поднимались сразу две. Играть правой рукой одни длительности, а левой другие не получалось.  И все же мы трудились не покладая рук. Любовь этого удивительного ребенка к музыке и моё терпение начали давать крошечные результаты, которым мы были несказанно рады..Мальчик перестал плакать, стал относиться к моим прикосновениям более терпимо. Он всегда был вежлив и предельно внимателен. Я не припоминаю ,чтобы он не выполнил задания. Я уверена в том ,что он был благодарен за то что я никогда не раздражалась, не сдавалась и терпеливо  изобретала разные уловки и подсказки для него. Нужно отметить, что родители очень поддерживали сына на этом нелегком и таком желанном для него пути. За эти три года мы обращались к разным формам фортепианной деятельности: обязательными оставались упражнения, игра гамм, подбор на слух, элементарное транспонирование, изучение произведений по программе и любимые творческие задания.

Благодаря природной музыкальности более всего мальчику конечно удается кантилена. Естественно остается еще масса проблем, особенно в области координации. Когда мы осваивали педаль, нам пришлось приложить немало усилий, чтобы руки оставались «руками», а нога «слушалась уха».

 В прошлом году мой терпеливый ученик впервые участвовал в техническом конкурсе «Беглость и образ» наряду со всеми. Он не занял никакого места, но был горд собой. Мальчик наконец поверил в свои силы, перестал бояться выступлений.

Так случилось что у меня в классе на данный момент несколько «маленьких» учеников с «большими: проблемами: нарушение речи нарушение координации, судорожная готовность, запоздалое физическое и эмоциональное развитие, неврозы. Поэтому тема которую мы сегодня озвучили мне близка. Но в ней для меня еще очень много белых пятен. Можно добавить только, что многие педагогические задачи подвластны только искусству звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хореография в адаптивной школе духовно – нравственного воспитания как средство гармонизации развития личности.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а га...

Программа обеспечения и гармонизации личности учащихся среднего звена ОСШИ (5 - 8 класс)

Программа учитывает возрастные особенности, особый контингент учащихся ОСШИ (дети сложной жизненной ситуации, педагогически запущенные и имеющие эмоционально-личностные нарушения), для которых мотивац...

Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством индивидуальной креативности ребенка.

Обобщение опыта самообразования по теме "Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности посредством индивидуальной креативности ребенка"....

Спортивные бальные танцы в общеобразовательной школе как доступный инструмент развития и гармонизации личности

Педагогический опыт преподавания спортивного бального танца в рамках общеобразовательной школы...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Влияние джаз-танца на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности.

Джаз вобрал в себя экзерсис классического танца (в джазе параллельные позиции ног сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобрели вид одной или нескольких прямых лин...