"Музыка" 8 класс
рабочая программа по музыке (8 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ № 4 Председатель НМС на заседании ШМО
__________В. В. Бондарь _______Л. Н. Преутесей учителей___________
Приказ №620 от 31.08.2015 протокол №4 от 31.08. 2015 протокол №4 от 31.08.2015
Рабочая программа
учебного курса
«Музыка»
8 класс
Программа рассчитана на 35 часов
Разработчик: Мирон А.Г.,
учитель музыки
г. Радужный, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для учащихся 8 классов (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по музыке под редакцией Д.Б. Кобалевского в адресованном учащимся учебнике музыка 8 класс. / В.В Алеева, Т.Н. Науменко. Музыка 8 класс. М.: Просвящение, 2006».
Уровень основного общего образования является основным этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащихся общеобразовательных программ основного общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся. Через знакомство с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи – песня, романс, хоровая музыка, опера, балет.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089;
- 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
- утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, а так же будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 8 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 8 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству;
- программы «Музыка»» для 8 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;
- учебного плана общеобразовательного учреждения.
Цель программы предмета «Музыка» в 8 классе способствовать формированию основ духовно-нравственного воспитания школьников посредством приобщения к музыкальной культуре как важнейшему развитию гармоничного развития личности. В учебном курсе ставится задача обобщения музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: «диалог поколений».
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования на изучение предмета «Музыка» в 8 классе 1 учебный час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Программа базируется на межпредметных связях с математикой (арифметикой и алгеброй), литературой, историей, мировой художественной культурой, изобразительным искусством, физикой, технологией; и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассными мероприятиями, занятиями в сводном школьном хоре, занятиями в школьном вокально-инструментальном ансамбле, участием в конкурсах и т.д.
Отличительной особенностью программы является то, что в программу учебного курса «Музыка» в 8 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
- жанры маршевой музыки, марш как самостоятельная пьеса марш как часть произведений крупных жанров, многообразие маршей, виды, темпы;
- особенности русского музыкального фольклора;
- стиль как интонируемое миросозерцание. Классицизм, барокко, импрессионизм, реализм;
- современная музыка XX века (джаз, поп – музыка, рок-опера);
- мастерство исполнителя и звестные композиторы и исполнители-интерпретаторы (на примере творчества Рахманинова С.В., Скрябина А.Н., Шаляпина Ф.И., Собинова Л.В.);
- стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося. В учебно-тематическом планировании отражена реализация образовательной программы школы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; обеспечение качественных образовательных услуг для социализации личности; экологизация учебно-воспитательного процесса; внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Срок реализации рабочей программы. На 2015-2016 учебный год в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4, количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе на учебный год составляет – 35 часов (1 час в неделю).
Ведущие формы и методы, технологии обучения. При организации учебного процесса по предмету «Музыка» используются педагогические технологии обучения:
- культуровоспитывающая технология дифференцированного подхода по интересам деятельности (И.Н. Закатова);
- технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
Предпочтительными для этого возраста учащихся формами и методами учебной деятельности являются следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен», «Известные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» и т.д.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Формы контроля знаний, умений и навыков: опрос, беседы, составление и решение кроссвордов, викторин, выполнение практических работ.
В течение учебного года на уроках «Музыки» будет проводиться:
- входной контроль (сентябрь);
- тематический контроль (конец четверти);
- итоговый контроль (май).
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки (ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно-симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.
К концу учебного года учащиеся должны:
Уметь/ Использовать:
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы
Ключевые компетенции учебного предмета.
Содержание обучения музыке структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, информационная, учебно-исследовательская компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Информационная компетенция – самостоятельная подготовка текстового и музыкального материала, сообщения с использованием различных источников информации: книг, учебников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема.
Учебно-исследовательская компетенция - выделять причинно-следственные связи; давать сравнительную характеристику; давать определение терминов и понятий.
Учебно - тематический план
Тема раздела | К-во часов | В том числе на: | ||||
Лекции | Слушание музыки | Тестирование | ||||
1 | «Жанровое многообразие музыки» | 16 | 8 | 4 | 4 | |
2 | «Музыкальный стиль – камертон эпохи» | 19 | 9 | 5 | 5 |
Содержание программы (35 часов)
Раздел 1. «Жанровое многообразие музыки»
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество
сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
В течение учебного года на уроках музыки будет проводиться мониторинг:
- тестирование (на обобщающих уроках)
- интонационно-образный и сравнительный анализ, прослушанной музыки
- музыкальная викторина
- защита проектов
- итоговый контроль (май)
Формы контроля уровня обученности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол. Часов | Формы контроля | ||||
I. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции | |||||||
1. | Жанровое многообразие музыки | 16 | Входная диагностика. Музыкальная викторина. Тестирование | ||||
II. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. | |||||||
2 | Музыкальный стиль – камертон эпохи | 19 | Защита проектов. Итоговый контроль в виде тестирования и « фонетического диктанта. |
Литература и средства обучения
Основная | ||
Для учителя | Для учащихся | |
В.М.Самигулина «Музыка» 8 класс.-Волгоград: Учитель, 2006.154с. Э.Б. Бейдер Т. А.,Вендрова Т. Е., Кадабнова И. В., Критской Е. Д., Сергеева Г. П., Тарасова Г.С. под научным руководством Д.Б. Кобалевского-Волгоград: Издательство «Учитель»2006. Методика работы с учебниками «Музыка» 5-8 классы. Пособие для учителя Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина-М.: Просвещение, 2002 | ||
Дополнительная | ||
-«Воспитание музыкой».-М.;Просвящение,1991 М: Просвещение,1989. -Гришанович Н.М., Суханова А.И. «Музыка».8 класс.-М.:Просвящение,1987. -Искусство Т.7,ч.1:энциклопедия для детей-М., Аванта+,1997-686стр. иллюстр. -Искусство Т.7,ч.2:энциклопедия для детей-М.: Аванта+,2000-652стр., иллюстр. -Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь-М.:Терра,1988-672 стр., иллюстр. | -Науменко Т. И.,Аллеев В.В. Музыка.Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных уч. заведений. -Сергеева Т.С. Шмагина-4е изд. дораб.-М.: Просещение,2002 -Искусство Т.7,ч.1:Энциклопедия для детей-М.:Аванта+,1997-686стр,иллюстр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....