Открытый урок " Здравствуй, Наурыз!"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок музыки с элементами таксономии Блума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 621.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки с элементами таксономии Блума
5-й класс
Шпекбаева Назира Батыргалиевна, учитель музыки
Тема урока: Здравствуй, Наурыз.
Цель урока: Рассказать о народных традициях, праздниках, гуляниях, степных обычаях казахов.
Ожидаемый результат:
Ученики умеют сравнивать и сопоставлять различные национальные праздники, знают о празднике Наурыз. Умеют сочинять мелодии из подручных инструментов.
Ход урока:
І. Организационный момент
Учитель: Встали все красиво, подравнялись, исполним музыкальное приветствие:
Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Прозвенел звонок!
Дети: Начался урок!
Учитель: Тихонько сели.
ІІ. Психологический настрой
Учитель: Ребята давайте немного поиграем. Игра называется «Дотроньтесь до …», например «Дотроньтесь до желтого» вы должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Задания: дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого , круглого, бумажного, стеклянного, живого.
А теперь мы должны с вами поделиться на группы, скорее всего поменяться местами. Прошу вас выбрать для себя фигуру. На обратной стороне мы увидим надписи минор и мажор. Давайте вспомним что же это такое мажор, какими красками можно изобразить мажор, какими красками минор.
Деление на группы. Минор и мажор
Распевание. Гамма С - Dur с помощью ручных знаков (Показываю детям нотный стан и скрипичный ключ).
Учитель: И так, мы знаем что звуки поселились в музыкальной стране в своих квартирках, которые называются ноты. А следит за порядком в этой стране скрипичный ключ, он всегда находится в начале нотного стана.
Чтобы звуки не перепутали свои квартирки, каждая нота имеет свое название. ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Давайте вместе с вами споем распевку вверх и вниз с помощью ручных знаков.
Учитель: Давайте вместе споем
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Не забываем как Ручки у нас лежат? Ножки как у нас стоят?
Мы, разок, мы, другой
Посмотрели за собой!
Мы тихонько все сидим.
Мы нисколько не шалим.
Мы разок, мы другой,
Посмотрели за собой.
Ребята, я не зря повесила сюда нотный стан. Сегодня за каждый ответ я буду давать вам нотку, а у каждого из вас есть ступенька. В конце урока в соответствии с тем сколько вы наберете нот, вы получите оценку.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами разучивали песню посвяшенную кому? Я попросила вас выучить и спеть песню своим мамам. Кто из вас сделал это? Ну тогда давайте все вместе исполним песню.
Исполнение песни «Мама»
ІІІ. Новая тема
- Знание «Наурыз» в исполнении Розы Рымбаевой.
Учитель: Скажите, отчего всюду капли сверкают,
Блестят на асфальте и с веток свисают?
Скажите, отчего солнце греет руки мои
Игриво и звонко запели ручьи,
И солнышко землю опять пригревает?
Ведь мы Наурыз все сейчас отмечаем.
А с праздником этим тепла и добра
На Родину нашу приходит весна.
Так кто же весной приготовил сюрприз?
Наурыз!
Сегодня, ребята мы с вами поговорим о замечательном празднике – Наурыз. Наурыз – древний праздник, это праздник изобилия, радости. Его отмечают в ночь с 21 на 22 марта, когда уравнивается продолжительность дня и ночи, поэтому 22 марта считают днем весеннего равноденствия. Казахи называют этот день «днем великого Улуса» и считают его священным. В этот день люди прощают друг другу обиды, желают счастья, изобилия, богатства. Рано утром люди выходили на улицу с угощениями, старики сажали деревья, все приветствовали зарю, окропляли родники маслом, опрыскивали деревья молоком. Народ веселится, звучат песни, айтысы, джигиты проводят состязания, всех приглашают за праздничный дастархан. Пребывая в хорошем настроении, люди поют песни и обязательно песню о дастархане. Эта песня есть у нас в книжках на стр 59. Сейчас мы прослушаем песню и одновременно поработаем с текстом на доске. Техника работы с текстом называется «Мудрые совы»
СЛУШАНИЕ ПЕСНИ «Казакы дастарканым» муз. М. Ильясова.
2. Понимание
Учитель: А теперь я хочу узнать понимаете ли вы какой это праздник?Посмотрите на доску какой еще праздник вы видите? В чем различия Нового года и празднования Наурыз, ведь это тоже Новый год.Почему его называют Новым годом?
3. Применение
Практическая часть урока
Учитель: Национальные песни и инструменты:
1. Казахский национальный инструмент. (домбыра)
2. Певец –импровизатор, поэт, народный певец-сказитель,который участвует в айтысе? (акын)
3. Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Коркыт ата? (Кобыз)
4. Песня с которого начинается праздник? (Тойбастар)
5. Как называется песенное словестное соревнование? (айтыс)
Как правило, раньше в праздник проводился айтыс.
Что такое айтыс?
Айтыс в день Наурыза символизирует Добро и Зло, борьбу Зимы и Весны.
Задание. Проведение айтыса.
Приглашаются два произвольно выбранных учениками в роли Зимы и Весны. Каждый из участников должен найти аргументы в пользу своего времени года. Победитель получает приз.
4. Анализ
Задание 1: Раздаются различные рисунки, нужной найти такие которые подходят этому празднику. Проанализируйте почему вы взяли тот или иной рисунок?
5. Синтез.
Задание 4. Изобразить сказку с помощью разных предметов.
Сказка Трусливый заяц
Жил-был в лесу заяц-трусишка. Пришла весна и зайчик решил прогуляться по лесу.Вышел заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)
Побежал заяц из леса к речке. (2)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9)
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: кастаньеты, пакет, карандаш, металлофон , пластмасовые бутылки
1 - шуршим пакетом
2, 4, 6 - быстро встряхиваем кастаньеты (из подручных инструментов)
3 - стучим карандашем
5 - шлёпаем руками по ногам
7 – издать голос лягушки
8 - проводим палочкой по металлофону ( из подручных инструменто)
9 - используем пластмасовые бутылки
6. Оценка
Рефлексия урока:
Учитель: Ребята сегодня у нас был необычный урок.Мне хочется, чтобы вы сейчас сказали как вы поняли тему нашего урока. А как вы его поняли я увижу из того, где вы расположите свои ноты на нотном стане. У нас вы знаете пять ступеней, на какой из этих ступеней вы сегодня находитесь. Прошу подойти к доске.
ІҮ. Домашнее задание
Учитель: Нарисовать Наурыз.
Ү. Оценивание
Учитель:
На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-74985-1484053806.jpg)
Открытое занятие "Здравствуй, Волшебный мир театра"
Данное занятие рассчитано на группу из 8 человек, младшего и среднего школьного возраста. Занятие знакомит обучающихся с миром театрального искусства, с историей возникновения театра и театральн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания
Методическая разработка открытого урока по дисциплине«Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!»для специальности 260502 Технология продукции общественного питан...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/03/picture-416950-1706959747.jpg)
открытый урок в 3 классе. "Здравствуй снег, мороз и лыжи".
Урок проходит на улице. Программа " Гармония" Есть презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/03/picture-416950-1706959747.jpg)
открытый урок в 3 классе. "Здравствуй снег, мороз и лыжи".
Урок проходит на улице. Программа " Гармония" Есть презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177195-1357996371.jpg)
Сценарий открытого мероприятия "здравствуй Масленица"
Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Масленица – один из древнейших обрядовых праздников земледельцев. Это магич...
Сценарий открытого мероприятия "Здравствуй, лето! До свидания, школа!"
Сценарий мероприятия, посвященного окончанию учебного года для разновозрастной группы учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/13/picture-1346647-1631555986.jpg)
Открытый урок "Да здравствует футбол!"
Урок построен в виде квест -игры. Во время проведения урока задействованы 2 спортивных зала . Ребята получат контрольные листы, где на каждой станции их будет ждать компетентное суддейство , а вопросы...