Открытый урок " Здравствуй, Наурыз!"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки с элементами таксономии Блума

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_taksonomiya_bluma_nauryz.doc621.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки с элементами таксономии Блума

5-й класс

Шпекбаева Назира Батыргалиевна, учитель музыки

Тема урока: Здравствуй, Наурыз.

Цель урока: Рассказать о народных традициях, праздниках, гуляниях, степных обычаях казахов.

Ожидаемый результат:

   Ученики умеют  сравнивать  и сопоставлять различные национальные праздники, знают о празднике Наурыз. Умеют сочинять мелодии из подручных инструментов.

Ход урока:

І. Организационный момент

Учитель: Встали все красиво, подравнялись, исполним музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Прозвенел звонок!

Дети: Начался урок!

Учитель: Тихонько сели.

ІІ. Психологический настрой

Учитель: Ребята давайте немного поиграем. Игра называется «Дотроньтесь до …», например «Дотроньтесь до желтого» вы  должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Задания: дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого , круглого, бумажного,  стеклянного, живого.

А теперь мы должны с вами поделиться на группы, скорее всего поменяться местами. Прошу вас выбрать для себя фигуру. На обратной стороне мы увидим надписи минор и мажор. Давайте вспомним что же это такое мажор, какими красками можно изобразить мажор, какими красками минор.

Деление на группы.  Минор и мажор

Распевание. Гамма С - Dur с помощью ручных знаков                        (Показываю детям нотный стан и скрипичный ключ).

Учитель: И так, мы знаем что звуки поселились в музыкальной стране в своих квартирках, которые называются ноты.  А следит за порядком в этой стране скрипичный ключ, он всегда находится в начале нотного стана.

Чтобы звуки не перепутали свои квартирки, каждая нота имеет свое название. ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Давайте вместе с вами споем распевку вверх и вниз с помощью ручных знаков.

Учитель: Давайте вместе споем

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Не забываем как Ручки у нас лежат? Ножки как у нас стоят?

Мы, разок, мы, другой

Посмотрели за собой!

Мы тихонько все сидим.

Мы нисколько не шалим.

Мы разок, мы другой,

Посмотрели за собой.

Ребята, я не зря повесила сюда нотный стан. Сегодня за каждый ответ я буду давать вам нотку, а у каждого из вас есть ступенька. В конце урока в соответствии с тем сколько вы наберете нот, вы получите оценку.

                                     

Учитель: На прошлом уроке мы с вами разучивали песню посвяшенную кому? Я попросила вас выучить и спеть песню своим мамам. Кто из вас сделал это? Ну тогда давайте все вместе исполним песню.

                                     Исполнение песни «Мама»

ІІІ. Новая тема  

  1. Знание «Наурыз» в исполнении Розы Рымбаевой.

Учитель: Скажите, отчего всюду капли сверкают,

Блестят на асфальте и с веток свисают?

Скажите, отчего солнце греет руки мои

Игриво и звонко запели ручьи,

И солнышко землю опять пригревает?

Ведь мы Наурыз все сейчас отмечаем.

А с праздником этим тепла и добра

На Родину нашу приходит весна.

Так кто же весной приготовил сюрприз?

Наурыз!

    Сегодня, ребята мы с вами поговорим о замечательном празднике – Наурыз. Наурыз – древний праздник, это праздник изобилия, радости. Его отмечают в ночь с 21 на 22 марта, когда уравнивается продолжительность дня и ночи, поэтому 22 марта считают днем весеннего равноденствия. Казахи называют этот день «днем великого Улуса» и считают его священным. В этот день люди прощают друг другу обиды, желают счастья, изобилия, богатства. Рано утром люди выходили на улицу с угощениями, старики сажали деревья, все приветствовали зарю, окропляли родники маслом, опрыскивали деревья молоком. Народ веселится, звучат песни, айтысы, джигиты проводят состязания, всех приглашают за праздничный дастархан. Пребывая в хорошем настроении, люди поют песни и обязательно песню о дастархане. Эта песня есть у нас в книжках на стр 59. Сейчас мы прослушаем песню и одновременно поработаем с текстом на доске. Техника работы с текстом называется «Мудрые совы»

 СЛУШАНИЕ ПЕСНИ «Казакы  дастарканым» муз. М. Ильясова.

 

2. Понимание

Учитель: А теперь я хочу узнать понимаете ли вы какой это праздник?Посмотрите на доску какой еще праздник вы видите? В чем различия Нового года и празднования Наурыз, ведь это тоже Новый год.Почему его называют Новым годом?

3. Применение

  Практическая часть урока

Учитель:  Национальные песни и инструменты:

1. Казахский национальный инструмент. (домбыра)

2. Певец –импровизатор, поэт, народный певец-сказитель,который участвует в айтысе? (акын)

3. Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Коркыт ата?    (Кобыз)

4. Песня с которого начинается праздник? (Тойбастар)

5. Как называется песенное словестное  соревнование? (айтыс)

   Как правило,  раньше в праздник проводился  айтыс.  

  Что такое айтыс?

  Айтыс в день Наурыза символизирует Добро и Зло, борьбу Зимы и Весны.

Задание. Проведение айтыса.

   Приглашаются два произвольно выбранных учениками в роли Зимы и Весны. Каждый из участников должен найти аргументы в пользу своего времени года. Победитель получает приз.

4. Анализ

   Задание 1: Раздаются различные рисунки, нужной найти такие которые подходят этому празднику. Проанализируйте почему вы взяли тот или иной рисунок?

 http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=69a015c16e535787&mb=imgdb_preview_609

           http://comode.kz/media/post/ea/14268546582746.png    http://muravlenkoekokl.ucoz.ru/_tbkp/kruglov250213.jpg 

  http://altaynews.kz/kaz/uploads/posts/2013-10/1382760940_-kz.jpg  http://www.minber.kz/wp-content/uploads/2013/01/aitis.jpg         http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/120/499/120499223_651.jpg       http://massaget.kz/userdata/users/user_51387/1369211347.jpg

5. Синтез.

Задание 4. Изобразить сказку с помощью разных предметов.

Сказка Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка. Пришла весна и зайчик решил прогуляться по лесу.Вышел заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)

Испугался заяц и бежать. (2)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3)

Бросился заяц бежать. (4)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)

Побежал заяц из леса к речке. (2)

А на берегу речки лягушки сидели. (7)

Увидели они зайца и прыг в воду. (8)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9)

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: кастаньеты, пакет, карандаш, металлофон , пластмасовые бутылки

1 - шуршим пакетом

2, 4, 6 - быстро встряхиваем кастаньеты  (из подручных инструментов)

3 - стучим карандашем

5 - шлёпаем руками по ногам

7 – издать голос лягушки

8 - проводим палочкой по металлофону ( из подручных инструменто)

9 - используем пластмасовые бутылки

6. Оценка

Рефлексия урока:

Учитель: Ребята сегодня у нас был необычный урок.Мне хочется, чтобы вы сейчас сказали как вы поняли тему нашего урока. А как вы его поняли я увижу из того, где вы расположите свои ноты на нотном стане. У нас вы знаете пять ступеней, на какой из этих ступеней вы сегодня находитесь. Прошу подойти к доске.

ІҮ. Домашнее  задание

Учитель: Нарисовать Наурыз.

Ү. Оценивание

Учитель:

На этой веселой ноте мы заканчиваем  занятие. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Здравствуй, Волшебный мир театра"

Данное занятие рассчитано на группу из 8 человек, младшего и среднего  школьного возраста. Занятие знакомит обучающихся с миром театрального искусства, с историей возникновения театра и театральн...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания

Методическая разработка открытого урока по дисциплине«Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!»для специальности 260502 Технология продукции общественного питан...

открытый урок в 3 классе. "Здравствуй снег, мороз и лыжи".

Урок проходит на улице. Программа " Гармония" Есть презентация....

открытый урок в 3 классе. "Здравствуй снег, мороз и лыжи".

Урок проходит на улице. Программа " Гармония" Есть презентация....

Сценарий открытого мероприятия "здравствуй Масленица"

Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Масленица – один из древнейших обрядовых праздников земледельцев. Это магич...

Сценарий открытого мероприятия "Здравствуй, лето! До свидания, школа!"

Сценарий мероприятия, посвященного окончанию учебного года для разновозрастной группы учащихся...

Проект открытого мероприятия "Здравствуй, лето! До свидания, школа!"

Прздничное мероприятие, посвященное окончанию учебного года для учащихся разновозрастных групп...