Олимпиада по музыке для 5 класса "Музыка в семействе муз..."
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Закирова Альфия Рафагатовна

Данная Олимпиада состоит из 20 развернутых вопросов и 4 вариантов ответов. Можно использовать и как собственно Олимпиаду по музыке в 5-6 классах, так и в качестве промежуточной аттестации для учеников 5 класса в конце учебного года. Представленная методическая разработка является авторской, в 2014 году на Международном конкурсе для педагогов заняла 2 место.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Закирова А.Р. Олимпиада по музыке для 5 класса
  2. 1. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались на празднества прекрасные дочери владыки богов Зевса. Их звали музами - богинями пения. Каждая муза ведала одним или несколькими искусствами и науками и изображалась с предметами, символизирующими её "род занятий". Музыкальными инструментами  были  наделены три музы. Назовите  этих   муз.

 

  •   Каллиопа, Клио, Мельпомена.
  •   Эвтерпа, Эрато, Терпсихора.
  •   Полигимния, Талия, Урания.
  •   Мельпомена, Эвтерпа, Клио.

  1. 2. Из глубины веков пришли античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки - дочери владыки богов Зевса. Их звали музами - богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастальского ключа, музы одаривали ею избранных, и те, изведав этой живительной влаги, становились художниками и поэтами, танцорами и актёрами, музыкантами и учёными. Сколько у Зевса было дочерей - муз, богинь пения?

 

  •   7
  •   8
  •   9
  •   10

  1. 3. Этот вокальный жанр возник в Испании в 15 веке и первоначально обозначал светскую (то есть не церковную) песню на испанском языке, в отличие от религиозных гимнов, которые исполнялись на латинском языке. Вскоре этот вокальный жанр вошёл в обиход и в других странах. Его расцвет, как музыкально-поэтического жанра, начался во второй половине XVIII в. в Германии, Франции и России. Содержание характеризуется только лирическим настроением. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному, поэтому, как правило, подразумевает адресата. Мелодия очень тесно связана со стихом, отражает не только его общий характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы.
  2. О каком вокальном жанре идет речь?

 

  •   Песня
  •   Серенада
  •   Баркарола
  •   Романс

4. Эта необычная народная песня родилась в чудесном итальянском городе Венеция. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались эти необычные песни, которые сочиняли сами лодочники-гондольеры. Песни эти плавны и певучи, в аккомпанементе можно услышать мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Как называются эти народные итальянские песни?

 

  •   Канцонетта.
  •   Вилланелла.
  •   Баркарола.
  •   Фроттола.

  1. 5. Эта особая форма вокальной музыки обычно является этюдом или упражнением для развития певческого голоса и вокальной техники. Как правило, исполняется голосом, без слов, на гласный звук. Такие вокальные упражнения сочиняли разные композиторы. В такой музыкальной форме иногда пишутся и произведения для концертного исполнения. Пожалуй, самым известным является сочинение русского композитора С. В. Рахманинова, которое он посвятил великой русской певице А. В. Неждановой. Когда певица высказала композитору своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это ответил: "Зачем слова, когда Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами." Как называется такая форма вокальной музыки?

 

  •   Ария
  •   Вокализ
  •   Кантата
  •   Оратория

  1. 6. Благодаря взаимодействию музыки и литературы, существуют такие музыкальные жанры как песня, романс, опера, мюзикл, оперетта, балет, кантата, оратория... Самым сложным из них является опера, объединяющая в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Литературной основой оперы является словесный текст, как правило, поэтический. Название такого текста связано с тем, что с конца 17 века его часто печатали для посетителей театра в виде маленькой книжечки.
  2. Назовите литературную основу оперного спектакля.

 

  •   Партитура
  •   Речитатив
  •   Увертюра
  •   Либретто

  1. 7. Любой российский школьник хорошо знаком с творчеством русского поэта, баснописца и переводчика Ивана Андреевича Крылова. Он писал трагедии, комедии, басни, любовные стихотворения и оперные либретто. Некоторые басни И. А. Крылова положены на музыку. Крылов с детства любил музыку, самостоятельно изучил историю европейского музыкального искусства и научился играть на одном из музыкальных инструментов. Выступая в Петербурге на любительских концертах, он восхищал публику своей виртуозной игрой. Назовите любимый музыкальный инструмент Крылова.

 

  •   Скрипка
  •   Виолончель
  •   Контрабас
  •   Фортепиано

  1. 8. Эту оперу М. И. Глинка создал на сюжет одного из сказочных произведений А.С. Пушкина. Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, когда учился в Благородном пансионе. Поэт приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Глинки. Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. В 1837 году М. И. Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над оперой. Он надеялся составить её план по указаниям Пушкина, однако гибель поэта вынудила Глинку обратиться к другим авторам. На сюжет какого произведения А. С. Пушкина М. И. Глинка создал свою оперу?

 

  •   "Сказка о царе Салтане"
  •   "Сказка о Золотом петушке"
  •   "Руслан и Людмила"
  •   "Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях"

  1. 9. В непростой жизни этого русского композитора редким островком радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года. В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту "Картинки с выставки". "Картинки..." были написаны под впечатлением от посмертной выставки художника и архитектора, друга композитора - Виктора Гартмана. Композитор отобразил в музыке содержание картин, рисунков и архитектурных проектов художника. Кто этот композитор?

 

  •   Александр Порфирьевич Бородин
  •   Модест Петрович Мусоргский.
  •   Николай Андреевич Римский-Корсаков
  •   Пётр Ильич Чайковский
  1. 10. Часто в драматических спектаклях звучит музыка, создавая особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слезы. Музыка - необходимая составляющая таких спектаклей. Истории известны случаи, когда именно она поднимала пьесу драматурга на уровень мирового шедевра. Подобная судьба была уготована и пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Только с бессмертной музыкой его соотечественника пьеса о жизни и приключениях парня из норвежской деревни стала интересной и значительной для миллионов зрителей и слушателей. Назовите имя композитора.

 

  •   Эдвард Григ
  •   Франц Шуберт
  •   Феликс Мендельсон
  •   Роберт Шуман

11. Музыка нередко становится основой сюжета литературного произведения. Сочинения Л.Толстого, А. Куприна, К. Паустовского, Ю. Нагибина и других художников слова повествуют о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев, вымышленных и подлинных. Музыка звучит на страницах художественных произведений, усиливая душевное состояние героя, подчёркивая важность того или иного события в его жизни. Среди сочинений этого писателя много произведений о художниках, писателях, композиторах, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира. Например, его рассказ "Корзина с еловыми шишками» ведет нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига. О каком писателе идёт речь?

 

  •   Ю. Нагибин
  •   А. Куприн
  •   Л. Толстой
  •   К. Г. Паустовский

  1. 12. В изобразительном искусстве есть направление, которое оказало большое влияние на музыку. Появилось оно во Франции в кон. XIX-нач. XX в.в., а затем распространилось по всему миру. Его представители стремились наиболее естественно и не предвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Среди французских художников этого направления можно назвать Э. Мане, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега и др. Вслед за художниками и поэтами этим направлением заинтересовались и музыканты. Появляется, так называемая, «живописная музыка», изображение картин с помощью звуков, которая также характеризуется передачей мимолетных впечатлений, настроений, чувств. Наиболее ярким представителем этого направления в музыке стал французский композитор Клод Дебюсси, создавший такие музыкальные картины как «Лунный свет», «Облака», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна» и многие другие. Назовите это направление в искусстве.

 

  • Символизм                                                
  • Романтизм      
  • Импрессионизм
  • Реализм

  1. 13. Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у этого французского композитора в начале 60-х г.г. - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако это обещание он смог выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 г. прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных». Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, композитор запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Единственная часть сюиты, которую он разрешил издавать и исполнять, - пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов. Назовите этого композитора.

 

  •   Шарль-Камиль Сен-Санс
  •   Жюль Эмиль Массне
  •   Клод Ашиль Дебюсси
  •   Жорж Бизе

14. В России было немало великих художников-портретистов: Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, В. А. Серов, И. Е. Репин, К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов и другие. По своему таланту этот русский художник должен стоять во главе этого ряда. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. Именно в портретах он достиг высшей точки своей живописной мощи. Портреты писателей Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева, композиторов А. П. Бородина и М. П. Мусоргского, художников И. И. Шишкина и В. Д. Поленова, меценатов С. И. Мамонтова и П. М. Третьякова, великих ученых Д. И. Менделеева и И. М. Сеченова и многих других деятелей русской культуры и науки, поражают своей реалистичностью и выразительностью образов. Назовите этого знаменитого портретиста.

 

  •   В. А. Серов
  •   Д. Г. Левицкий
  •   И. Е. Репин
  •   А. Г. Венецианов

  1. 15. В 1939 г. студент Московской консерватории, начинающий татарский композитор, получил от своего профессора Г.И. Литинского интересное задание: познакомившись с татарской народной сказкой о страшном лешем Шурале татарского поэта Г. Тукая, Литинский предложил своему студенту использовать ее как основу балета и сочинить для пробы первые сцены. Эти сцены оказались настолько удачными, что педагог тут же обратился к татарскому драматургу А. Файзи с просьбой написать либретто. Началась напряженная работа: на весну 1941 г. была назначена Декада татарского искусства в Москве, и предполагалось, что на ней будет показан и первый национальный балет. Начинающий композитор писал буквально, не отрываясь от стола и фортепиано. Но начавшаяся война нарушила все планы. Композитор был мобилизован и отправлен на фронт. Работа над балетом приостановилась. Кто этот композитор - автора первого татарского балета «Шурале»?

 

  •   Татарский композитор Фарид Яруллин
  •   Татарский композитор Назиб Жиганов
  •   Татарский композитор Салих Сайдашев
  •   Татарский композитор Анвар Бакиров

  1. 16. Этот русский художник обладал удивительным даром: всё, что рождалось под его кистью, начинало «петь». Вот как описывает его картину "Весна - большая вода" один из лучших знатоков русской живописи академик М.В. Алпатов: "Тонкие, как свечки, ... стройные берёзки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляют их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо... Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов...". Обратите внимание на эпитеты. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу этого пейзажа. Назовите художника-пейзажиста.

 

  • И. И. Шишкин                                    
  • А. К. Саврасов
  • В. А. Поленов                                      
  • И. И. Левитан

17. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX в., петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано, созданных композитором в течение одного года. В его образах запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Каждая из 12 пьес получила при издании эпиграфы из стихов русских поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Майкова, А. А. Фета и др. Назовите автора и его произведение.

 

  •   Борис Арапов "Четыре времени года"
  •   Петр Чайковский "Времена года"
  •   Александр Глазунов "Времена года"
  •   Валерий Гаврилин "Времена года"

  1. 18. В 19 в. в классической музыке возник самостоятельный жанр - "Детский альбом" как музыкальная информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались разными композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Имя этого композитора известно во всем мире. Он создал немало музыки для детей - балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и Волк» и др. В 12 лёгких пьесах этого фортепианного цикла – летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы. Назовите этого композитора и его произведение.

 

  •   Сергей Сергеевич Прокофьев "Детская музыка"
  •   Клод Дебюсси "Детский уголок"
  •   Георгий Васильевич Свиридов "Детский альбом"
  •   Роберт Шуман "Детские сцены"

  1. 19. Эту симфонию Д. Д. Шостакович создал в тяжелые месяцы блокады родного города. Летом 1941 г. он написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу я посвящаю эту симфонию". Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством жителей этого города. 9 августа 1942 г. в осажденном городе состоялось исполнение симфонии. Оно передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют. О какой симфонии Шостаковича идет речь?

 

  •   Симфония № 1 "Октябрю"
  •   Симфония № 3 "Первомайская"
  •   Симфония № 7 "Ленинградская"
  •   Симфония № 13 "Бабий Яр"

20. Это слово в переводе с английского означает «музыкальный» и обозначает музыкальный спектакль или музыкальный фильм. Этот жанр зародился в США в нач. XX в., на знаменитом Бродвее в Нью-Йорке. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался. Музыка в этом спектакле определяет драматургию, без нее развитие событий просто невозможно. Пение и танец также являются равноправными союзниками слова и участвуют в развитии сюжета. Вскоре этот жанр утвердил себя не только на Западе, но и в нашей стране. В России достижения в этом жанре оценивает Национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра». Назовите этот жанр. 

  •   Мюзикл
  •   Варьете
  •   Водевиль
  •   Оперетта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная олимпиада по музыке(авторская).

Данную олимпиаду можно провести как в школе, так и в районе. Задания можно придумать разные....

Школьная олимпиада по музыке в 3-х классах

Задания дают возможность проверить как дети усвоили пройденый материал в з-м классе....

Олимпиада по музыке

Проверка знаний учащихся...

Олимпиада по музыке

Проверка знаний учащихся...

Олимпиада по музыке

Проверка знаний по музыке...

Методическая разработка: "Задания по теории музыки для 6 и 7 классов общеобразовательной школы. Олимпиада по музыке 2016"

Олимпиада по теории музыки 2015-2016 учебного года была направлена на углубленное изучение жизни и творчества трёх композиторов-юбиляров.Учащимся были предложены задания , связанные с музыкой В.А.Моца...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...