Рабочая программа по музыке +ктп для 5 класса
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) на тему

Пирожкова Наталия Сергеевна
  • Рабочая программа и ктп для 5 класса по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_muzyka_5_klassktp.doc232.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Предметные:

- устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

- освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

 знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

- понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения

вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические

музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему

жанру и стилю — музыка классическая, на родная, религиозной традиции, современная;

-  эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической

и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном

произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

-  понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать предс

тавление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития му

зыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую

интерпретацию замысла композитора;

-  исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в

концертном исполнении песенного репертуара класса;

-  различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели

между музыкой и другими видами искусства;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,

пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-  знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их

произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.

 

 

Метапредметные:

-  освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, 

взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

                                       

Личностные:

-  развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Содержание  программы предмета Музыка»  5 класс

“Музыка и литература” (17 часов)

Урок 1.  Что  роднит  музыку   с  литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление  многосторонних  связей  музыки  и  литературы. Что  стало  бы  с  музыкой, если  бы  не  было  литературы?  Что  стало бы   с  литературой,  если  бы  не  было музыки?   Поэма,  былина,  сказка.  Песня,  романс.   Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.  Значение  слов  в  песне.  Вокализ.  Сходство выразительных  средств   живописи  и  музыки: плавные  изгибы  линий  рисунка, перекличка  светотени  в  картине  и  ладовой  окраски   в  музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки   в  картинах  и  мелодиях,  музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи  с жизнью и с другими  искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная  музыка  (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры  своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов   в вокальной  музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная  музыка.   н.р.к. Песни  Тверского края.( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:  формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные, сатирические,  игровые,  хороводные, лирические  песни.  Песни  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  и художественных  образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев  это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная  музыка.

 Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов  (1ч)       

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных   литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.) Сущность и особенности   устного народного музыкального творчества   как   части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная   самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.  Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.  н.р.к.(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их   ярко выраженная национальная самобытность.

 Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной  музыки  Тверского края.

Урок 7. Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки  (1ч) 

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной  баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая  жизнь  песни  (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной  песни;  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

Урок 9. Вторая  жизнь  песни   (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в  жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о  красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

Урок 11. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах.  (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13.  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

 Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм   внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок  14.  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

 Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство  синтетическое.  В  нем  воедино  переплетены  различные  виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,  театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития  кинообраза, быстрая  смена  действия  в  кино,  короткое  дыхание  кинематографических  фраз, свободное  владение  пространством  и  временем  получили  отражение  и  в  музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.  

Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.  Жанры  внутри  самого  мюзикла  близки  оперным  номерам.  Как  и  в  опере, здесь  сочетаются  пение  и  танец,  но  в  отличие  от  оперы  все  действующие  лица, исполняя  вокальные  номера,  постоянно  находятся  в  движении.

Урок 17. Мир  композитора.   н.р.к. Музыка  профессиональных  композиторов  Твери.  (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.  

Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

 Урок 18. Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

 Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. (1ч)

 Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

 Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная  палочка  дирижера.  (1ч) 

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй  в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая  музыка. (1ч) 

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония  в  музыке  и  живописи.  (1ч) 

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка   на  мольберте. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями   К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О  подвигах,  о  доблести  и  славе...  (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 33. В  каждой  мимолетности  вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир   композитора.  С  веком  наравне.  (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

 Урок 35. Заключительный  урок – обобщение.  (1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема

Количество часов

1

2

3

Музыка и литература

1

Что роднит музыку с литературой?

1

2-4

Вокальная музыка

3

5-6

Фольклор в музыке русских композиторов

2

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»

1

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

11-12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»

2

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

17

Мир композитора (обобщающий урок)

1

Музыка и изобразительное искусство

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

19

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»

1

20-21

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»

2

22--23

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...»

26

Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»

27

Образы борьбы и победы в искусстве

28

Застывшая музыка

29

Полифония в музыке и живописи

30

Музыка на мольберте

31

Импрессионизм в музыке и живописи

32

«О доблестях, о подвигах, о славе...»

33

«В каждой мимолётности вижу я миры...»

34

Мир композитора. С веком наравне (обобщающий урок)

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс

Наименование раздела

Тема урока

Кол часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

                                        Формирование УУД

Формы контроля

Дата

п

ф

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

1

Музыка и литература

Что роднит музыку с литературой

Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Работа с разными источниками информации.

Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

2

Вокальная музыка

Жанр вокальной музыки-песня

Работа с отрывков из рассказа В. Белова (с.10)

Воспитание любви и уважения к родному краю.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Разыграть одну из

песен с одноклассниками, сочитая пение с выразительными движениями.

Устный опрос

3

Вокальная музыка

Народная песня

Работа со справочной литературой , интернет ресурсами.

Воспитание любви и уважения к родному краю.

Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Чувство гордости за Россию и российский народ.

Устный опрос. Хоровое пение

4

Вокальная музыка

Романс-жанр вокальной музыки

Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»и выполнить задания с.16

Воспитание любви и уважения к родному краю.

Передавать свои впечатления в узкой форме

Если ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Устный опрос. Хоровое

пение

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»

Послушать «Кикимору» А.Лядова.Прочитать волшебную сказку,подобрать к ней музыкальный ряд.

Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Обогашение индивидуального музыкального опыта.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств , эмоциональной отзывчевости.

принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Проверка тетрадей

6

Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки.

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью.

Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных.

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Проверка знаний текстов песен

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года» П.Чайковского.

Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении.

Развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки

Устный опрос. Хоровое

пение

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.

Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.

прогнозировать содержание песни по её названию и жанру.

Концертное исполнение песен

9

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление.

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки

Устный опрос. Хоровое

пение

10

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Выполнить  задания в творческой тетради на развороте «Поэтические страницы».

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Выделять отдельные признаки предмета и объединить по общему признаку.

Передавать музыкальные впечатления на основе приобретённых знаний.

принимать и сохранять учебные цели и задачи

Устный опрос. Хоровое

пение

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах 

«Гармонии задумчивый поэт»

Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере».

Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов.

Определять названия произведений и их авторов , в которых музыка рассказывает о русских защитниках.

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта.

Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам.

Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

Устный опрос. Хоровое пение

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила»М.Глинки.

Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко»

Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

Выявлять характерные особенности оперы.

Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

выполнения, саморегуляция

Устный опрос. Хоровое пение

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет»Спящая красавица»

Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Выявлять характерные особенности балета.

Структуировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

корректировать результаты своей исполнительской деятельности.

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр,

кино, телепередачи .

Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства,  выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

оценивать   музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней.

Устный опрос. Хоровое пение

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл

 

Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек»

Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера,

Выявлять характерные особенности мюзикла.

Формировать уважение к различным музыкальным произведениям.

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Урок- концерт

17

Мир композитора

Научиться понимать мировоззрение композитора.

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Формировать уважение к личности композитора.

Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

Устный опрос. Хоровое пение

18

Музыка и изобразительное искусство

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства.

Выделять отдельные признаки  и объединять по общим признакам.

Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Проверка тетрадей

19

Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Адекватно     оценивать явления музыкальной     культуры;

эмоционально  выражать  свои  впечатления  о  музыке

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Устный опрос. Хоровое пение

20

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

Найдите в Интернете

Пословицы и поговорки о защитниках Отечества.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Устный опрос. Хоровое пение

21

Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе.

Выполни задания в творческой тетради

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Устный опрос. Хоровое пение

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»

 Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса?картины?

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?»,  «Можем ли мы увидеть музыку?»

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

формировать уважение к природе.

проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Урок-концерт

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Формировать уважение к личности композитора.

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве  

«Весть святого торжества».

Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…».

Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации.

Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните  задания  в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок».

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Проверка тетрадей

26

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»                                  

Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки?

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Формировать уважение к личности дирижёра.

Устный опрос. Хоровое пение

27

Образы борьбы  и победы в искусстве                                      

Выполните  задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое».

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Формировать уважение к личности композитора.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

28

Застывшая музыка

Обьясните  смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…».

Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Формирование и уважение к различным видам искусства.

Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

29

Полифония в музыке и живописи 

Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает?

Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Формировать уважение к личности композитора.

Прогнозировать содержание песни по её названию и жанру

Устный опрос. Хоровое пение

30

Музыка на мольберте

Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них?

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику.

31

Импрессионизм в музыке и живописи

Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку».

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Формирование и уважение к личности композитора.

32

О подвигах, о доблести, о славе...

Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой  обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны?

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

33

В каждой мимолетности вижу я миры...

Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта».

Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

 осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Формирование и уважение к личности композиторов.

34

Мир композитора. С веком наравне

Научатся понимать мировоззрение композитора.

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам как к русским , так и зарубежным.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Урок-концерт

35

 С веком наравне

Научиться обобщать музыкальные представления обучающихся.

Обобщение музыкальных представлений обучающихся.

осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование любви  к музыке как к одному видов искусства.

Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Заключительный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...