«Русское народное творчество в детском саду»
консультация по музыке на тему

Алексеева Людмила Леонидовна

Семинар-практикум для воспитателей. Аппробирован нв практике.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Русское народное творчество в детском саду»

Задачи:   

  • Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.
  • Приобщать педагогов к русскому народному творчеству через игры.
  • Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
  • Раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.

Ход семинара.

Песня «Как по горкам по горам» в исполнении педагогов.

Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное русскому народному творчеству, народной культуре, народным играм.

Для начала, чтобы настроиться на работу,  мы с вами поиграем в игру   «Поздороваемся».

Цель: сплочение коллектива. Надо образовать два круга, один внутри другого, и  поздороваться  плечиками,  ладошками, щечками. Всё под русскую народную музыку.

Свое выступление мне хочется  начать со слов академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. И мне не раз приходилось замечать, какое влияние имеет народный фольклор на воспитание детей.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 
За последние годы  наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то, что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях. 
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют             "живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи. 
         Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость».

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

- обогащают словарь,
- развивают артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

 Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Фольклор – это богатство народного творчества, то, самое лучшее, что дошло до наших дней от наших предков. Как мы уже говорили, народное искусство помогает  усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи и традиции, его черты характера.
Фольклор – это синтез поэзии, музыки и движения.  Он дает возможность в приятной и интересной  форме обучить детей тому или иному навыку. У детей развивается чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, музыкальный слух, голосовые возможности. А также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.
Народная  песня – самое эффективное средство музыкального воспитания. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания – вот что привлекает в народной песне.
Русская народная песня воспитывает эстетический вкус,  эмоциональную отзывчивость. Она способствует проявлению творческого начала.
Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся, они способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.
Русские народные танцы не менее интересны, чем песни. От лирических хороводов до задорных плясовых. В танцах,  как и в песнях, передается характер русского народа. Только посмотрите, какие яркие костюмы одевали и одевают при исполнении русских  танцев. Человек сразу чувствует себя красивее, статнее и моложе. Подчеркиваются достоинства, скрываются все недостатки.
Как правило, русские танцы сопровождались исконно русскими музыкальными инструментами (баян, балалайка, трещотка, деревянные ложки, рожок, гусли). На практике я тоже  стараюсь использовать инструменты  для развития детского творчества.
Ну и, конечно же, народные игры. Их мы не можем оставить в стороне.
Народные игры и  игрушки являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день.

Народных игр много: салки, прятки, гуси, у медведя во бору, плетень, жмурки, казаки-разбойники, кошки-мышки и т.д.

А сейчас посмотрим на практике, как может проходить народная игра (игра «Золотые ворота»).

  Практическая часть.

Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды и немножко посоревнуемся, отвечая на мои вопросы. А заодно и проверим, как вы знаете русский фольклор. За правильный ответ вы будете получать матрешку. По завершении мы подсчитаем, чья команда наберет больше баллов-матрешек.

                                 «Поэзия пестования»

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?
Ответ: (колыбельные)
2 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?
Ответ: (пестушки)
3 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?
Ответ: (прибаутка)
4 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?
Ответ: (конкретно образное мышление)

Вывод:
Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

                       «Потешный фольклор»

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
Ответ: (скороговорки)
2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?
Ответ: (К. И. Чуковский)
3 вопрос – Как еще называют перевертыши?
Ответ: (скоморошины)
4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?
Ответ: (загадки)

Вывод:
Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

                            «Игровой фольклор»

1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т. д.
Ответ: (хороводные)
2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?
Ответ: (считалки)
3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?
Ответ: (с народными обрядами)
4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?
Ответ: (правил)

Вывод:
Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

                   «Музыкальный фольклор»

1 вопрос –
С чего начинается первое знакомство ребенка с фольклором?
Ответ: (с колыбельной)
2 вопрос – Самый массовый и популярный жанр
фольклора?

Ответ: (песня)
3 вопрос – Назовите самые известные русские народные  детские песни.
Ответ: («Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Ходит зайка по саду», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Ой, вставала я ранешенько»…)
4 вопрос – Назовите русские народные детские музыкальные инструменты.
Ответ: (свистульки, жужжалки, погремелки, балалайка, гусли, рожок свирели…)

               «Игровой фольклор»

1 вопрос - Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

2 вопрос -  Главная роль в народной игре? (водящий) 

3 вопрос - Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

4 вопрос - Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

5 вопрос -  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

6 вопрос - Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

7 вопрос - Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

8 вопрос - Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь»  и др.)

9 вопрос - Назовите  игрушки  наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

10 вопрос - Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

11 вопрос - Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

12 вопрос - Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что такое пословица?  (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Собери пословицу» 
 (
Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

1)  ПОД  ЛЕ  ЖА ЧИЙ  КА  МЕ  НЬ  ВО  ДА  НЕ  ТЕ  ЧЁТ

2)  КОН  ЧИЛ  ДЕ ЛО ГУ  ЛЯЙ СМЕ  ЛО

3)  ЖАР  КОС  ТЕЙ  НЕ ЛО МИТ

4)  НЕ  ВСЁ  КО  ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5)  ШИ  ЛО  В  МЕШ  КЕ  НЕ УТА ИШЬ

6)  НЕТ   МИ   ЛЕЕ   ДРУЖ   КА   ЧЕМ   РОД   НАЯ  МА  ТУ  ШКА

7) ДОБ  РОЕ СЛО  ВО  И  КОШ  КЕ  ПРИ  ЯТ  НО

Молодцы! Хорошо поработали.

Заключительная часть.

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливает опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Используемая литература:

  • «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.
  • Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.
  • Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"

Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор...

Русское народное творчество на уроках русского языка

Русская матрешка. Хохлома. Гжель.Дымковская и Каргопольская игрушка. Жостовские подносы. Что может быть красивее! Наша задача - помочь детям увидеть эту красоту, вызвать желание гордиться русскими уме...

Декоративно прикладное искусство - один из компонентов комплексного изучения русской народной культуры в детской школе искусств «Этнос».

Культура современного общества сложна и многообразна. Ее особенности - это всеобщая унификация человеческой индивидуальности, повсеместное распространение, стирание национальных и территориальных гран...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Месячник народной культуры в детском саду.

Разработка вариативной части программы. Приобщение к народной культуре как средство патриотического воспитания дошкольников....

Месячник народной культуры в детском саду. ООД 1. Осень.

Первое занятие из цикла занятий в рамках месячника народной культуры в детском саду....

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

В проекте обобщены научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области организации коллективного музицирования детей на русских народных инструментах, направленные на соверше...


 

Комментарии

Ольга Анатольевна Пономарева

Большое спасибо! Очень интересный, объемный семинар. Тема неисчерпаемая, всегда нужная и важная. К Вашему семинару я бы включила раздел ПРИЛОЖЕНИЕ, где разместила бы описание игр, потешек, песен (тексты, правила игры), которые Вы использовали.

Алексеева Людмила Леонидовна

Спасибо за совет. Учту.