Исполнительские качества в развитии творческого и интеллектуального роста концертмейстера.
учебно-методический материал по музыке на тему

Останина Ольга Владимировна

Интеллектуальный     потенциал     педагога-концертмейстера,  развитость   его    музыкального    сознания   оказывают   самое     положительное    влияние    на     весь     процесс    приобретения    необходимых    знаний,   умений   и  навыков  концертмейстерского мастерства.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исполнительские качества в развитии творческого и интеллектуального роста концертмейстера.

Интеллектуальный     потенциал     педагога-концертмейстера,  развитость   его    музыкального    сознания   оказывают   самое     положительное    влияние    на     весь     процесс    приобретения    необходимых    знаний,   умений   и  навыков  концертмейстерского мастерства.  Длительный   педагогический    опыт   педагога-концертмейстера и специальные  наблюдения   показывают, что легче и успешнее овладевает концертмейстерскими   знаниями  и  умениями   тот пианист, чей музыкально-интеллектуальный потенциал более высок.

Формирование и развитие музыкального интеллекта осуществляется в результате количественного и качественного обогащения знаниями, основывается на движении от незнания к знанию, от знаний низшего порядка, т.е. менее дифференцированных, к знаниям более дифференцированным  и   углублённым.

Итак,  если   развитый   музыкальный   интеллект   представляет собой результат  накопления   и   последующею   переработку  знаний,   можно сделать   вывод:  чем  шире,   разнообразнее   общие   и специальные познания   педагога-концертмейстера,   тем   успешнее   будет  развиваться его профессиональное   мышление  и   музыкальное   сознание.

Музыкальная  культура  педагога-концертмейстера  складывается в умении  анализировать   структуру   произведения,  тонко  чувствовать  стиль, жанровую    специфику,  превосходно  владеть художественной артикуляцией,  естественной    музыкальной  фразировкой, в знании множества  писаных   и   неписаных  законов,   а  так  же  в  умении пробуждать  творческую  инициативу  детей.

Без  наличия   профессиональных   исполнительских и аккомпаниаторских  навыков невозможно грамотно интерпретировать музыкальный   материал,   глубоко  познать  и  донести  его  до  слушателей, быть  эрудированным  в смежных областях   искусства.

В  профессиональную   компетенцию   педагога-концертмейстера    входит   не   только   умение   отбирать   высокохудожественный  репертуар, но  и  умение  в довольно    короткий   срок  профессионально овладеть им.  Но   для многих   в  виду отсутствия    навыков  чтения с листа,  выдержки, воли,  такая  задача оказывается непосильной.  Хорошее   аккомпанирование с листа   так  же  подразумевает   отличное  в   техническом   и    художественном  отношении   исполнение.

Одним из главных ключей к овладению произведением является изучение, “постижение” его фактуры. Фактура дает образ, образ подсказывает звуковое решение, а оно, в свою очередь, толкает на поиски наиболее   рациональных  технических  приемов. Содержательное исполнение вытекает из многоплановости фактуры.

Музыкант,  научившийся   постигать    смысл    любой    фактуры, умеющий разгадать ее,  вглядываясь  в ноты   и    вслушиваясь   в   звучание, получает ключи к овладению стилем произведения, он приобретает самостоятельность – неоценимое качество.   Исполнение   тем богаче, тем больше     слышит   сам    исполнитель.   Этому, конечно   же,  способствует наличие    богатого  ассоциациями  воображения,   эмоционально  чуткой реакции   на   особенности   гармонии,   тембра,    ритма,   на   тональные сдвиги, темповые    отклонения   т.д.

Когда  концертмейстер   начинает  знакомиться  с новым  произведением,  в  работу  сейчас  же   включается  воображение - особая форма  психической деятельности, заключающаяся в создании новых образов,  представлений  и  идей.   Материалом  для  воображения  служат знания,   личный   опыт,   музыкальные  впечатления.  Музыку называют языком чувств. Под чувством или эмоцией понимается переживание человеком  своего  отношения к окружающей  действительности.   Развитие интеллектуального и творческого потенциала, общая культура педагога-концертмейстера являются решающим фактором в формировании музыканта-художника.

Таким  образом,  все  эти  качества  говорят  о  высокой  профессиональной   подготовке  концертмейстера,  которые    необходимы  для   формирования    творческой   личности   музыканта.

Действительно, практика  показывает,  что  для    формирования   педагога-концертмейстера   как творческой   личности    большую и важную роль   играют:

  • Исполнительские  навыки;
  •  Концертмейстерские навыки;
  •  Самостоятельное слушание,  изучение и  исполнение  музыкального  материал;
  • Целенаправленное  развитие  и  совершенствование этих  качеств.

Концертмейстер должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Пополнение исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано, т.к. в обязанности концертмейстера в учреждении  дополнительного образования  детей входят:

  • Умение исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы;
  •  Аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту;
  •  Транспонировать;
  • Объединять аккомпанемент с партией солиста;
  •  Подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним;
  •  Бегло читать с листа и аккомпанировать с листа.

Как    видно,   исполнительская   подготовка   концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения   раскрыть   художественный   образ   произведения на  основе точного   прочтения    нотного текста и собственного исполнительского опыта.

Таким образом, можно  сделать вывод, что высокий исполнительский уровень концертмейстера идет в тесной связи с  его познавательным, мыслительным,   творческим,    интеллектуальным и духовным ростом  музыканта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

Развитие творческих и интеллектуальных способностей на занятиях по информационным технологиям

В статье приводятся примеры заданий, способствующих развитию творчества и интеллекта детей....

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....

Реферат: "Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как фактор творческого и интеллектуального роста концертмейстера."

Актуальность   работы   вызвана  требованиями современного  образования  к  уровню   развития  необходимых умений и навыков концертмейстера...

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе

В статье описано как можно создать условия для для  выявления,  поддержки  и развития   одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...