конспект урока "Путешествие в музыкальный театр. Балет"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

1. Организационный момент   1 мин

( организация рабочего места, музыкальное приветствие)    

Здравствуйте, уважаемое жюри. Ребята, сегодня – вы мои ученики, и я надеюсь, что наш урок  будет интересным и принесёт нам только положительные эмоции.

2. Актуализация знаний

Слайд 1         2 мин

О чем мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете из видеофрагмента (Клип Танец маленьких лебедей) 50 сек.

Вопросы:

 Что вы увидели и услышали? Что вам показалось необычным? Может быть кто-то узнал эту мелодию?

Поэт Ю. Энтин сочинил стихи на эту известную мелодию, и получилась песня о балете. Конечно же вы догадались о чём  наш урок?

Слайд 2         2 мин

Итак, тема нашего урока  - балет. Мы поговорим о прекрасном, волшебном сценическом искусстве, где без слов всем понятно: о чём спектакль.

        Что вы знаете о балете? Кто из вас видел балет? А где в Казани можно увидеть балет?

Слайд 3

Какие балеты вы можете назвать? Кто их авторы? Слайд 4

Вы уже немало знаете, молодцы! Спасибо за ваши ответы.

Но достаточно ли вам этих знаний о балете?

Предлагаю определить задачи нашего урока:  Слайд 5

Получить дополнительные знания о балетном искусстве.

Дать определение жанру балет.

Познакомиться с музыкой одного из балетов.

Выяснить: в содружестве каких искусств рождается балет.

Слайд 6

А кто сочиняет балет?  2,5мин

Ответы детей (Композитор) – правильно , музыку сочиняет композитор.

А танцы?

Ответы детей. Хореограф, балетмейстер

Балетмейстер – (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов.

Без чего не было бы балетного спектакля? Без сюжета  балет походил бы на концерт. Без литературы.

А кого же ещё мы не назвали? Кто помогает создать на сцене необходимую обстановку?

Верно, Художник. А какова роль художников в создании спектакля?

Ответы детей.

Слайд 7

Слайд 8

В основе балета лежит какой-то сюжет - литературный источник. А какой может быть литературный источник? Сказка, роман, повесть и др.  

На основе литературного произведения создаётся содержание балета -Либретто –(итальянское слово и переводится, как книжечка). Помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц.

Слайд 9 Главное значение живописи состоит в изобразительном оформлении самого танца и балетного представления в целом.    Художники создают декорации, придумывают костюмы, а также оформляют афиши, программки, пригласительные билеты.

Теперь мы можем дать определение жанру балет.    Слайд 10      3 мин

Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором  сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения.

 Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в эпоху Возрождения в Италии.  Тогда  он назывался  опера-балет.  Во  Франции  в  XVII  веке,  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке.

В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Искусство артистов – балерин и танцовщиков – делает его одухотворенным осмысленным, поэтически содержательным.

Танец – это главная «пластическая речь» в балете.

В XVII веке во Франции была разработана терминология классического танца, принятая повсеместно и в настоящее время. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. У мира балета – сотни своих слов и словечек, без знания которых зритель на балетном спектакле окажется белой вороной.

Познакомимся  с некоторыми балетными терминами

Слайды 11-16

Ребята, вам пришло Письмо. Я прошу кого-то из вас прочесть его для всех.

Дети читают письмо.                           2 мин

Слайд 17

Итак, сказка приглашает нас в гости, так значит, наш спектакль будет сказочным. Слайд 18

Звучит Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Какое настроение создаёт музыка? Настроение праздника.

Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

Ученики: Щелкунчик.

Слайд 19                2 мин

Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому  дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?

 Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?

Это сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Слайд № 20

Настоящая реформа русского балета связана с именем Петра Ильича Чайковского, создавшего в содружестве с выдающимися хореографами Мариусом Ивановичем Петипа новый тип балета. Отныне музыка становится главной слагающей спектакля, а ее содержание направляет хореографическое решение. С музыкой Чайковского пришла в балет реалистичность музыкальных образов, точная обрисовка характеров, драматическая взволнованность, страстность. Содержательный, действенный танец, выразительная пантомима соединились в непрерывно развивающуюся музыкально-хореографическую драму. Перу П.И. Чайковского принадлежат три великих балета: «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» и «Щелкунчик».

2 мин Многие из вас, наверное, знают сказку «Щелкунчик», может быть смотрели мультфильм. Но я всё же коротко остановлюсь на содержании балета.

Это сказка о том, как девочка Мари с добрым сердцем помогла Щелкунчику победить мышиного короля и вновь стать прекрасным принцем. Вместе с Щелкунчиком Мари отправляется в сказочную страну сладостей Конфитюренбург, где фея Драже устраивает в их честь бал. Когда торжество заканчивается Мари волшебным образом оказывается дома.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент битвы Щелкунчика и мышиного короля.

Слайд 21

Фрагмент «Битва Щелкунчика и мышиного короля»

Что передаёт музыка?  Это просто танец или происходит какое-то действие? Зарисовка боя.

Слайд 22  2 мин

Мари и Щелкунчик отправляются в страну сладостей, но прежде им предстоит пробраться  сквозь снежную бурю…Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”

Звучит фрагмент «Вальс снежных хлопьев»

Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе какого цвета эта музыка.

У: какого цвета эта музыка, какое впечатление, настроение вызвала у вас эта музыка?

Д:таинственность, кружение, волшебность сказочность. Рождественское настроение, предвкушение чуда. Танцевальность.

У: А какими инструментами композитор изображал  зимнюю ночь?

Д:  треугольник, арфа, скрипки.

У: молодцы, а еще … В музыке слышны мелькание морозной пыли, штрихи и узоры снежных кристаллов. Образ волшебного сна зимней природы.

Практическая работа   2+6 мин

Ребята, а если бы вам поручили поставить балетный спектакль? Представители каких профессий вам понадобились бы для постановки?

Ответы детей.

Сейчас я предлагаю каждой группе примерить на себя определённую роль создателей балета. У вас на столах есть цветные карточки с буквами. Сложите из них слово и мы узнаем кем вы сегодня будете.

1 Музыканты

2 – Художники

3–хореографы

4- литераторы

Итак, мы отправляемся в музыкальный театр, но сегодня мы не просто зрители, сегодня мы как бы попадем за кулисы.  

У каждой группы на столах есть необходимые материалы для работы и своё задание.

Художникам предлагается оформить афишу

Литераторам  – составить либретто

Хореографам - придумать несколько несложных движений, которые вам подскажет музыка.

Музыкантам – предлагается исполнить вместе со мной и группой хореографов фрагмент танца Феи Драже.

Ребята, а что это такое драже, вы знаете?

Сейчас возьмите листочки с заданием и инструкциями. Во время работы в группе вы можете вставать, если в этом есть необходимость. Постарайтесь работать дружно и не мешать друг другу. На подготовку у вас 5- 6 минут. Всем желаю удачи! Пока вы будете работать, пусть звучит музыка «танец Феи Драже»    Слайд 23

Демонстрация результатов работы. Исполнение муз. Фрагмента.    2 мин

Все молодцы, каждый постарался творчески подойти к работе в группе.

Цветок искусств  1,5 мин

Ребята, пришло время подвести итог. Какие же виды  искусств соединились в балете? Давайте вместе сделаем цветок искусств: на каждом столе лежит один лепесток, напишите на нем вид искусства, которым вы сейчас занимались в группе. А теперь мы  соединяем их в цветок вокруг слова балет.

От себя я добавлю ещё один вид искусства, который присутствует в любом спектакле Драматическое искусство.

Балет вдохновляет многих художников на создание картин о балете, слайд     

а композиторов на создание песен о балете.  Одна  из них – песня «Балет» Игоря Николаева на стихи Ильи Резника. В заключение урока я спою для вас куплет этой песни. Кто хочет,  можете подпевать, слова на экране. 2 мин

Слайды 25-26

Слайд 27 Домашнее задание

Слайд 28 рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Балет Путешествие в музыкальный театр

Слайд 2

Театр оперы и балета г. Казань

Слайд 3

Кто сочиняет балет Композитор – музыка Балетмейстер – хореография Литератор – содержание Художник – декорации

Слайд 4

ЛИБРЕТТО содержание балета, оперы, оперетты. Л ибретто представляет собой литературно -драматическую основу оперы. (итал ьянское libretto , буквально - книжечка) .

Слайд 5

Балет - (французское ballo , буквально – танец) – музыкально- хореографический спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Слайд 6

Па-де-де

Слайд 7

Па-де-труа

Слайд 8

Адажио

Слайд 9

Кордебалет

Слайд 10

пуанты

Слайд 11

Балетная пачка

Слайд 13

ЩЕЛКУНЧИК

Слайд 14

Петр Ильич Чайковский 1840 -1893

Слайд 15

«Битва с мышами» из балета «Щелкунчик»

Слайд 16

Вальс снежных хлопьев

Слайд 17

Фея Драже



Предварительный просмотр:

Задание для группы «Художники»:

Оформить афишу к балету «Щелкунчик» П. П. Чайковского, используя предоставленные материалы.

Афиша должна содержать информацию о спектакле (название, автор, где и когда будет спектакль) и красиво оформлена.

Рекомендации.

Распределите обязанности: кто и что будет  приклеивать или рисовать.

Не старайтесь промазать клеем всю деталь, т.к. у вас мало времени, главное, чтобы приклеилось.

Успеха!!!

Задание для группы «Литераторы»

Составить либретто балета из предлагаемых фрагментов и вклеить его в «книжечку» с обложкой.

Рекомендации:

Сначала соберите правильную последовательность событий на столе. Затем быстро вклейте фрагменты текста.

Успеха!!!

Задание для группы «Хореографы»

Придумайте несколько несложных движений для танца  Феи Драже и исполните  под музыку.

Рекомендации:

Старайтесь подражать балетным движениям, танцевать на носочках, как балерины. Руки должны быть выразительными и гибкими.

Выберите солистку (Фея), остальные – кордебалет. Кордебалет обычно выполняют одинаковые движения.

Во время подготовки можно встать и попробовать исполнить движения.

Успеха!!!

F:\Учитель года Подготовка к конкурсу\для презентации\движения балетные.png

Задание для группы «Музыканты»

Исполнить фрагмент танца Феи Драже на предложенных инструментах вместе с учителем (фортепиано).

Рекомендации:

Решите: кто будет играть на металлофоне.

Рассмотрите ноты. Обратите внимание на ритм.

Пусть кто-то играет сильные доли (1 и 3), а другие слабые доли (2 и 4)

Успеха!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В музыкальном театре. Балет.

Презентация к уроку музыка в 7 классе по теме "В музыкальном театре. Балет"...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Конспект урока по теме "В музыкальном театре. Балет "Ярославна"

Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора)....

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...