Конспект урока по теме "В музыкальном театре. Балет "Ярославна"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Толкачева Марианна Владимировна

Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «В музыкальном театре. Балет.»

«Балет «Ярославна»

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи урока:1) образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

  1. воспитательные — воспитание патриотизма.
  2. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Ход урока

  1. Музыкальное приветствие: - День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! - Всем друзьям говорим!
  2. Актуализация ЗУНов.

Проведем разминку.(презентация)

  • Назовите простые жанры (песня, танец, марш)
  • Вспомните сложные жанры (опера, балет, симфония, концерт)
  • Что мы называем душой музыки? (мелодия)
  • Что такое скорость исполнения музыкального произведения? (темп)
  • Назовите русских композиторов. (Бородин, Глинка, Чайковский, ..)

Следующий вид работы — Найди лишнее:

  • «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Щелкунчик», «Иван Сусанин»
  • «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизнь за царя», «Щелкунчик».
  • Ритм, динамика, вальс, мелодия.
  • Труба, флейта, виолончель, гобой.
  • К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.

3. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

 - Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.

Предложите тему сегодняшнего урока.

3. Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.

Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».

 - Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?

Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.

Он автор трех балетов — каких?

Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.

Видеофрагмент. - Танец маленьких лебедей.

4. Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные:

  • лирический,
  • эпические
  • драматические
  • лирико-драматические
  • эпико-драматические
  • балет-поэма
  • балет-сказка
  • опера-балет.

Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балет не может обойтись без:

балетмейстера, дирижера

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране — виды танцев:

  • па-де-де
  • па-де-труа
  • гран-па
  • адажио

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:

  • Анна Павлова
  • Галина Уланова
  • Раиса Стручкова
  • Майя Плисецкая
  • Вацлав Нижинский
  • Михаил Барышников
  • Рудольф Нуреев.

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?

Вспомним действующих лиц:

  • Князь Игорь
  • Ярославна — его жена
  • хан Кончак

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

(1939 — 2010)

В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.

Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б.И.

  • Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.
  • Какой инструмент солирует?
  • Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
  • Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.
  • С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?
  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.
  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.

Видеофрагмент.

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?

5. Вокально-хоровая работа.

Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.

Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».

 - Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?

Про себя поем 1 куплет. Потом вслух

Вспомним мелодию припева.

  1. Обобщение темы, задач урока.

 - С каким композитором познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое он сочинил?

- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.  Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.

И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».

Споем только 3 куплет.

  1. Домашнее задание. - интересное по вариантам. - только в тетради записать правильные ответы в кроссворде.
  2. Оценка деятельности учащихся.



Предварительный просмотр:

Тема урока___________________________________________________

Балет —это______________________________________________________________


Виды танцев:

  1. па-де-де                                            1) танец втроем
  2. па-де-труа                                         2) танец вдвоем
  3. гран-па                                              3) медленный танец главных героев
  4. адажио                                              4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Балет «Ярославна»

Вступление

Хор «Стон Русской земли»  - тип хора__________________________________

Тема урока___________________________________________________

Балет —это______________________________________________________________


Виды танцев:

  1. па-де-де                                            1) танец втроем
  2. па-де-труа                                         2) танец вдвоем
  3. гран-па                                              3) медленный танец главных героев
  4. адажио                                              4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Балет «Ярославна»

Вступление

Хор «Стон Русской земли»  - тип хора__________________________________

Тема урока___________________________________________________

Балет —это______________________________________________________________


Виды танцев:

  1. па-де-де                                            1) танец втроем
  2. па-де-труа                                         2) танец вдвоем
  3. гран-па                                              3) медленный танец главных героев
  4. адажио                                              4) большой танец

Б. И. Тищенко —это_________________________________________________________________

Балет «Ярославна»

Вступление

Хор «Стон Русской земли»  - тип хора__________________________________



Предварительный просмотр:

Тищенко Борис Иванович

Композитор. Родился в 1939 г. в Ленинграде. Лауреат Международного конкурса молодых композиторов "Пражская весна - 1966" ( первая премия), лауреат Государственной премии России имени М. И. Глинки (1978), заслуженный деятель искусств России (1978), профессор (с 1986), народный артист России (1987), лауреат премии мэра Санкт-Петербурга. (1995).

Образование. Средняя общеобразовательная школа-десятилетка. 1946-1956. Окончил с золотой медалью. Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 1954-1957. Окончил три курса по специальности композиция, класс Г. И. Уствольской, занимался по фортепиано в классе В. Л. Михелис. Ленинградская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. 1957-1962. Занимался на композиторском факультете в классах профессора В. Н. Салманова, профессора В. В. Волошинова и профессора О. А. Евлахова (диплом с отличием), на фортепианном факультете, который окончил в 1963, в классе доцента А. Д. Логовинского (диплом с отличием). Аспирантура Ленинградской консерватории по специальности композиция. 1962-1965. Руководитель - профессор Д. Д. Шостакович.

Работа. С 1965 по настоящее время - Санкт-Петербургская (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, с 1965 в должности преподавателя, с 1980 - доцента, с 1986 - профессора. В разное время преподавал дисциплины: работа с клавиром (на факультете музыкальной режиссуры), семинар по современной зарубежной музыке (на оркестровом факультете), лекции по инструментоведению (на теоретико-композиторском факультете), чтение партитур и оркестровка (на теоретико-композиторском и дирижерском факультетах). С 1974 года ведет класс композиции.

Ученики. Композиторы (класс композиции): Абдуллаева А., Аметов А., Баскин В., Болдышева И., Вагнер Л., Виноградова Т., Волкова Н., Давыдов А., Дайсон П., Денисов А., Журавлев М., Зарезанкова А., Иванов А., Игнатова М., Исмукова Е., Кан Со-хи., Макаров А., Митрофанова А., Петрова О., Пигузов В., Плешак В., Радченков В., Резетдинов Л., Сай В., Синякова Н.,Смольянинов С., Сухорукова Л., Тихавски Р., Тогобицкий В., Филановский Б., Хаздан Е., Цеслюкевич И., Шестаков А., Шмулевич В., Шофман Л.

Композиторы (класс оркестровки и чтения партитур): Геккер П., Десятников Л., Корчмар Г., Михайлов А., Неволович А., Нгуен Ван Нам, Отрощенко И., Пучков С., Радвилович А., Сивашова А., Сойников А., Толстой Н.

Дирижеры (класс оркестровки и чтения партитур): Алексеев Н., Вайс В., Зива В., Каэтано (Маркевич) О., Минин П., Нориц В., Орехов М., Саменас Л., Свойский В.

Музыковеды (класс оркестровки и чтения партитур): Аблова А. Абрамзон Э., Бабицкая Л., Байкина Н., Воронцовская Л., Гилилова М., Голобородская И., Гуревич В., Дегтярева Н., Дмитриева З., Занкисова Р., Кисин В., Коннов В., Малкиель М., Можжевелова О., Назарова В., Неволович И., Никитина Н., Порфирьева А., Соловьева Г. Сорокина Е., Шарапова И., Штейнбок Е. и другие.

Балетмейстеры (класс работы с клавиром): Атаев Н., Вагабов Р.

Оперные режиссеры (класс работы с клавиром): Аверьянов О., Исаханов Г., Усубов А., Шкаровский В., Яслынь И.

В настоящее время продолжает практику композитора, пианиста, педагога.

Б. Тищенко имеет также литературные работы (статьи, рецензии, брошюры, аннтоации), часто выступает с докладами и сообщениями на международных научных конференциях и симпозиумах, дает интервью прессе, выступает по радио и телевидению.

Среди сочинений Б. Тищенко - 7 симфоний, 4 программные симфонии (с названиями), "Реквием" на стихи А. Ахматовой, 9 концертов ждя разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонтаы для струнных инструментов соло, соната для блок-флейт и органа, 12 инвенций и 12 портретов для органа, 5 струнных квартетов, 3 балета ("Муха-"Цокотуха" по К. Чуковскому, "Двенадцать" по А . Блоку, "Ярославна" по "Слову о полку Игореве"), опера "Краденое солнце" и оперетта "Тараканище" по К. Чуковскому, несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, оркестровки, редакции, реконструкции.

Сочинения Б. Тищенко записаны различными фирмами грамзаписи, изданы издательствами России, Англии, Германии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Финляндии, Чехии, США, Италии



Предварительный просмотр:

  1. Борис Тищенко. Балет «Ярославна»

Хореографические размышления в трех действиях на музыку Бориса Ивановича Тищенко. Либретто О. Виноградова (по мотивам «Слова о полку Игореве»).

Первое представление: Ленинград, Малый оперный театр, 30 апреля 1974 г.

Действующие лица:

Игорь, князь Новгород-Северский. Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская. Владимир, сын Игоря. Святослав Великий, князь Киевский. Князья. Плакальщицы. Кончак, хан Половецкий.

Действие первое

1. Усобицы.

О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Этомое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска раз лилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

2. Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины.

Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо ли

шились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»

3. Начало похода. Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать».

  1. Затмение. ...Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы... Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила.

Действие второе

5. Поход. Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих,тьмою прикрытых. И сказал Игорь-Князь дружине: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование. Игорь к Дону воинов ведет.

6. Первая битва. Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!

О Русская земля! Ты уже за холмом!.. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких. Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко — храброму Святославичу!

  1. Окружение. Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул... А половцы непроторенными дорогами помчались к Дону великому: кричат телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные. Гзак бежит серым волком, а Кончак ему след указывает к Дону великому. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. ...Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили.

Действие третье

8. Вторая битва. На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают... Быть грому великому! О Русская земля! Ты уже за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут братья раз лучились на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов на поили, а сами полегли за землю Русскую. Тут Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское.

9. Плач Ярославны. На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу,—говорит,— кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».

10. Побег. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. Коня в полночь Овлур свистнул за рекою. А Игорь-Князь поскакал горностаем к тростнику, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками.

11. Возвращение. Игорь-князь в Русской земле. При уныли у городов забралы, и веселье поникло. А Игорева храброго войска не воскресить!

12. Призыв. Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Музыкальный театр" в 3 кл.

Показан обобщённый урок по теме "Музыкальный театр" в виде похода в театр. Беседа по закреплению материала и постановка мини-спектакля "Волк и семеро козлят"....

Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок  интегрированный  и рассматривает средства выразительности в изобразительном  искусстве и  музыке....

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Конспект урока по теме: «Музыкальные инструменты». 2 класс.

Тема: «Музыкальные инструменты».  2  класс....

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты"

Конспект урока  на тему: "Музыкальные инструменты" 1 класс...


 

Комментарии

Спасибо! Замечательная творческая работа! Актуальность её несомненно велика и особенно сегодня, в нашем за компьютеризированном пространстве, Ваш конспект пригодится и музыкантам, и хореографам, и просто педагогам, и даже воспитателям детских садов.