технологическая карта урока "Музыка -сестра живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Антипова Оксана Анатольевна

Урок музыки в 5 классе "Музыка- сестра живописи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_kl.docx28.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока   по музыке в 5  классе . Учитель музыки Антипова О.А.

Тема урока: «Музыка- сестра живописи»

Тип урока: Получение новых знаний

Форма: Комбинированный

Цель: показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством;

формировать умение применять усваиваемые знания или способы  учебных действий в условиях решения учебных задач.

Задачи урока:

Обучающие 

- научить слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Первый фортепианный концерт» II ч.; М.Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный»; М. Чюрлениса «Море».

- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;

-показать, как фон, рельеф, контрастность преломляются через произведения музыкального и изобразительного искусства

научить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

организовать процесс анализа музыки;

учить петь детей в ансамбле с товарищами под фонограмму.


Развивающие 

развивать навыки музыкального восприятия;

в процессе слушания музыки развивать тембровый слух;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся;

развивать творческие способности детей;

развивать творческую инициативу детей.


Воспитательные 

на основе эмоционального восприятия  воспитывать любовь к музыке и изобразительному искусству, потребность в общении с искусством;

прививать интерес к творчеству русских и зарубежных композиторов и художников;

обогащать духовный мир детей.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

-компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки, синтезатор;

-презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда: П.Чайковский «Первый фортепианный концерт» II ч.; М.Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный»;М.Чюрлёнис «Море», иллюстрации русских художников.

-карточки с заданиями для учащихся;

-творческие, исследовательские работы учащихся.

-наглядный материал в виде солнца (взаимосвязь музыки с живописью и различными науками);

-фонограмма песни Е.Ермолова «Мир, который нужен мне»

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Вокальное приветствие

Настраиваются на восприятие.

Совместное исполнение речевого канона «Тихон» с движениями

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

3. Рефлексия деятельности

4. Вокально-хоровая работа

Активизация знаний учащихся и создание проблемной

ситуации:

 -Сегодня мы продолжаем с вами постигать секреты музыки и, прежде, чем мы с вами обозначим тему урока, я попрошу обратить ваше внимание на экран:

Слайд № 1(К.Моне «Стог сена в Живерни»)

-опишите, что вы видите на картине?

- но, при внимательном рассмотрении вы увидите, что всё изображено по-разному.

- как изобразил художник домики, лес цветы?

Вывод: Значит сочетание приближенных и отдаленных предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план)

 

Предлагаю послушать фрагмент из 2 части Фортепианного концерта П. Чайковского и обратить внимание на иллюстрации. (слайды № 2-9)

При прослушивании музыки вы видели картины великих русских художников. Все ли  картины подходят по характеру к музыке? Если нет, то почему?

-какой инструмент солировал, играл главную партию?  

-какую роль выполнял оркестр?

-в чём выражается рельеф и фон в прослушанном музыкальном отрывке? (слайды № 10-11)

-как будет звучать тема нашего урока? Ваши предположения?

Остановимся на пейзажах, живописи .

Слайды № 12-13  с высказыванием Леонардо да Винчи «Музыка- сестра живописи» (прикрепляем на доску части импровизированного цветка (наглядный материал)

-Обратите внимание на картину Дробицкого «Жизнь и Смерть»  (слайд № 14);

- Как изображается на картине жизнь? Как изображена смерть?

Кому знакомо слово контраст? Что оно означает? Как выражается контраст в живописи?

- Послушайте фрагмент из музыкальной картинки М. Мусоргского «Два еврея. Богатый и бедный» и предлагаю желающим побыть в роли художников и попробовать нарисовать на листе  контраст.

- В чём проявляет себя контраст в музыке?

Пока художники стараются выполнить свою работу, на ваших столах лежат карточки с заданиями. Выполните их. Справиться с заданием №1  вам помогут ребята, которые приготовили небольшие сообщения.

Оцените себя - если вы считаете, что ваш ответ полный, то можете поставить себе «5», если нет- «4»

Физминутка -распевка:

 по методике А. Емельянова

«У жирафа есть вопрос», с использованием глиссандо и штро-баса и движениями.

-Выполните задания №2 (по карточкам) и оцените свою работу.

Организация рефлексии

- Перед вами нотный стан (№3 на листе), на который каждый из вас нарисует нотку в том месте, которое соответствует вашему настроению от урока. Чем больше урок вам понравился, тем выше должна расположиться нотка и наоборот.

Наш урок мы завершаем совместным исполнением песни А. Ермолова «Мир, который нужен мне»

Итог:

Спасибо за плодотворную работу на уроке. Молодцы!.

Дети отвечают на вопросы:

больше по размеру;

четкие линии, размытые линии дальних предметов. Вдалеке изображены менее чётко.

Высказывают свои предположения, версии, объясняют почему.

Дети отвечают на наводящие вопросы, называют жанры изобразительного искусства в сопоставлении с картинами на слайдах (натюрморт, портрет, пейзаж)

Выступление Клименковой Ирины с презентацией «Творчество М.Чюрлёниса» (показ картин и звучание музыки М.Чюрлениса «Море»)

Дети высказывают свои предположения, версии, объясняют почему.

Дети высказывают свои предположения, версии, объясняют почему.

Ребята, приготовившие сообщения, рассказывают о взаимосвязи музыки с литературой, математикой, физикой, историей, географией, биологией и доказывают, что музыка не только сестра живописи, но и других наук и культур.

Самостоятельно выполняют работу. Вместе со всеми проверяют и оценивают выполненное задание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Личностные: формировать учебно- познавательный интерес к изучаемому материалу.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, понимать важность совместной работы.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям, воспринимать и анализировать информацию.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи

Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыку

Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в разных видах деятельности

Познавательные: проводить сравнения и устанавливать аналогию

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками

Познавательные: воплощать интонационно-мелодические особенности

Личностные: формировать умение

самовыражаться в вокальном творчестве.

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками

Познавательные:
общенаучные умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Познавательные: воплощать интонационно-мелодические особенности

Личностные: формировать умение

самовыражаться в коллективном творчестве.

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

дополнительный материал к уроку "Музыка сестра живописи"

Дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе "Музыка- сестра живописи"...

Конспект урока «Музыка – сестра живописи» 5 класс

Конспект урока «Музыка – сестра живописи» 5 класс...

Сценарий открытого урока "Музыка-сестра живописи"

Конспект открытого урока  в 5 классе."Музыка-сестра живописи"...

Технологическая карта занятия по теме "ТПО профессиональной деятельности медицинской сестры"

Методическая цель занятия: отработать методику организации аудиторной самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Техническое и программное обеспечение профессиональной деят...