Урок "Нарисуем музыку"
план-конспект урока по музыке на тему

Бардина Наталия Геннадиевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_narisuem_muzyku.docx14.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок «Нарисуем музыку»

Ход урока

У. Ребята, поразмышляем с вами о музыке. Вы согласны? Что это за искусство такое, музыка? Для чего музыка нужна человеку?

Д. (Ответы детей).

У. Действительно, музыку мы слышим каждый день: по радио, телевидению, в кинозалах, в театрах; есть люди, которые в совершенстве владеют игрой на музыкальных инструментах и даже сочиняют музыку. Музыка способна фиксировать тончайшие оттенки душевных переживаний – от самых хрупких, едва уловимых, до самых сильных, острых и глубоких.

Ребята, как вы думаете, может ли музыка помочь человеку?

Д. (Ответы детей).

У. Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, делала человека лучше, потому что сила подлинно прекрасной музыки безгранична. А ее способность пробуждать «чувства добрые», стремление к чему-то хорошему, высокому, т. е. – совершенству – просто уникальна!

У. А, не правда ли, что музыка подобна узору, сотканному из звуков, и многообразие таких музыкальных «узоров» бесконечно.

Д. (Ответы детей).

У. Как вы думаете, ребята, можно ли прослушав какое-либо музыкальное произведение, выразить затем музыкальный образ с помощью таких видов искусства как литература или живопись?

Д. (Ответы детей).

У. Можно, конечно! И многие поэты пытались это сделать. Например, послушайте стихотворение «Музыка» Якова Полонского:

(Учитель выразительно  зачитывает стихотворение).

«Музыка»

И плывут, и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна…

Поднялась, подняла, и неведомой муки

и блаженства полна…

Их божественный лик, на мгновенье

Неуловимой сверкнув красотой,

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился,

И покачнулся,

Не то улыбнулся…

Не то прослезился…

У. А можно ли изобразить музыку с  помощи живописи?

Д. (Ответы детей).

У. Знаете ли вы такие музыкальные произведения, которые изображают видимый мир?

Д. (Ответы детей).

У. Верно. Это, например,  такие произведения, как «Старый замок», «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Кукушка в глубине леса» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Куры и петухи», «Весна. Осень» - из музыкальной иллюстрации к повести «Метель» А. Пушкина, «Упрямец» Г. Свиридова и многие другие.

У. А можно ли изобразить музыку с помощи живописи?

Д. (Ответы детей).

У. Действительно, многие художники пытаются приблизиться к музыке, используя для этого бумагу, кисть и краски. В таких случаях, музыка совсем не похожа на те картины, которые вы видите в книгах, картинных галереях или у себя дома. Музыку изображают в этом случае  необычными сочетаниями цветов, располагая их на бумаге самыми причудливыми способами.

Ребята, а какого цвета ваше собственное имя? А имя вашего друга или подруги? Бабушки?

Д. (Ответы детей).

У. Бывали ли у вас случаи, когда вы в своих рисунках изображали звуки, запахи, шорохи;  взволнованные, радостные или задумчивые состояния человека?

Д. (Ответы детей).

У. Заметьте, что в обыденной разговорной речи вы часто употребляем такие выражения: «ясный ум», «светлая надежда», «горькое разочарование», «блестящее остроумие», «яркий звук». Приведите свои примеры таких выражений, которые вы употребляете при общении с друзьями, близкими.

Д. (Ответы детей).

У. Конечно, никто не станет спорить  и утверждать, что эти сравнения непонятны,  даже неправдоподобны, потому что в действительности никто не видел как «блестит» остроумие, как «светится» звук, каким «горьким» на вкус бывает разочарование. Но если мы пользуемся этими выражениями, все и всегда, и все понимаем их, дети, взрослые, - значит в них воплощены самые основные, похожие свойства, которые отвечают и характеризуют эти сравнения.

Ребята, а теперь ответьте на такой вопрос: какой цвет имеют дни недели «воскресенье» и «понедельник»?

Д. (Ответы детей).

У. Значит «видеть» невидимое все-таки можно, - конечно же, не в прямом смысле, а в переносном, т. е. в своем воображении.

У. А теперь, попробуем увидеть в цвете звучание различных инструментов. Например, фортепиано, скрипки, флейты, трубы, виолончели, свирели, дудочки, арфы.

Д. (Ответы детей).

У. А теперь, ребята, снова представьте  в цвете, но уже наши чувства. Какого цвета вам кажется радость? Огорчение, гнев, восторг, страх, отвага, скука, удивление, любопытство, недоумение. Вы можете называть самые различные цвета и оттенки.

Д. (Ответы детей).

У. А теперь попробуем нарисовать эти чувства.  Любое из них: «радость», «грусть», «любопытство», «восторг».

(Дети предлагают свои варианты).

У. Я уверена, что каждый из вас слышал завывание ветра или музыку природы в лесу, в парке, в саду; шум дождя или речки, которая, как вы знаете, все время течет и,  журча, напевает себе свою песенку: тихую и ласковую или бурную и громкую. Какого цвета эти звуки?

Д. Ответы детей.

У. Хорошо. Мы много говорили сегодня о музыке. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, перед его взором встают только одному ему известные картины. Но между тем, музыка воздействует одинаково – она делает нас благороднее, добрее. И в этом ей помогает, как вы сегодня убедились, такой прием, как цветовое ее представление, т. е. рисование. И о таком увлекательнейшем искусстве, как «рисование музыки», вы познакомитесь на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....