Конспект урока "Искусство рассказывает о красоте Земли" 8 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Искусство рассказывает о красоте Земли" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.12 КБ
Файл prezentatsiya.pptx683.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Искусство рассказывает о красоте Земли.

Литературные страницы.

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Цель:

Развитие навыков анализа произведений искусства;

Совершенствование коммуникативных навыков;

Способствовать формированию отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

Создание условий для развития исследовательских навыков

Оформление урока: Презентация PowerPoint

План урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

3. Подведение итога урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учеников. Вызов
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление темы урока.

Тему урока вы определите сами после того как послушаете притчу Василия Александровича Сухомлинского.

                                           (Музыкальный фон)

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное – море!» А человек с холодным сердцем сказал: «Да. Много воды»

       Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!»

 «Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нём, вот и пылью покрыт он. Камень… «

«Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена!»

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из- под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалос,ь весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли и безбрежное море стало, как зеркало.

 Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: « Да, крепкий камушек»

 А вам приходилось встречать красоту на своём пути?

                                             (Ответы учащихся)

Живет повсюду красота, 
Живет ни где - нибудь, а рядом, 
Всегда открыта нашим взглядам, 
Всегда доступна и чиста. 

Живет повсюду красота 
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке, 
Что дремлет в складочке листа. 

Живет повсюду красота, 
Живет в закатах и рассветах, 
В лугах, туманами одетых, 
В звезде, манящей, как мечта.

Живет повсюду красота, 
Сердца нам радуя и грея. 
И всех нас делает добрее 
Она, наверно, неспроста!

Ю.Антонов

А что помогает нам увидеть и запечатлеть красоту природы во всех её проявлениях?

                                 (Предполагаемый ответ: искусство)

Давайте сформулируем тему урока. «Искусство рассказывает о красоте земли»

2. Изучение нового материала.

Какими выразительными средствами можно передать природные явления?

(звук, цвет, слово, интонация)

Какие виды искусства нам помогают в этом?

Музыка, живопись, литература имеют богатый набор средств выразительности, которые позволяют изображать природу во всем её многообразии:

 - то нежной и хрупкой,

 - то бушующей и неукротимой,

 - то ликующей, то трогательно беззащитной.

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при встрече с природой, они передают свое видение мира.

Образы природы в литературе часто встречаются у Тютчева, Пушкина, Есенина, Бунина и др. русских поэтов.

Давайте послушаем, как литературным словом нарисовал Фёдор Тютчев зимний лес – сл.2.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Посмотрите на эту сосну, которая как бы застыла в ледяном плену. –сл.3.    На неприступной голой скале стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Задание 1.

1. Прочтите вслух два литературных сочинения XX века:         « Все в тающей дымке» Н.Рыленков , «Неведомому другу»- М.Пришвин 

2. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального содержания этих произведений.

3.Что хотел нам рассказать автор?

4. Совпадают ли образы природы: один - описанный в стихотворении и другой - изображённый на картине?

5.Попробуйте прочитать стихотворение на фоне музыки (на выбор учителя)

Задание 2

Какие мысли Михаил Михайловича Пришвина помогают нам почувствовать красоту родной русской природы.

Выделите в тексте важные для вас ключевые слова.

К образу родной природы постоянно обращаются композиторы. Наиболее известны два концерта, посвящённые всем временам года, которые так и называются «Времена года». Это фортепианный концерт П.И. Чайковского и программный концерт А.Вивальди.

Давайте послушаем пьесу из цикла фортепианного концерта «Времена года» великого композитора Петра Ильича Чайковского. Апрель «Подснежник»

Какие образы вызывает у вас это музыкальное произведение?

А сейчас давайте послушайте произведение А.Вивальди и подумайте. какое природное явление представил в своём произведении композитор?

Какие зрительные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этого сочинения?

Задание 3. Подберите стихи к прозвучавшей музыке. Отметьте _ V

Какой жанр изобразительного искусства посвящён изображению природы?   (пейзаж, от фр. – вид, изображение какой-либо местности). В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра выделился в 17 веке.)

Красоту русской природы одними из первых для нас смогли раскрыть такие знаменитые художники, как Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов.

Люди словно впервые увидели на их картинах весенний воздух, услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели»   - сл.4.   русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Перед вами знаменитая картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897г.) «Грачи прилетели».

Описание картины

- Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. Саврасов?

По каким приметам вы это поняли?

Предполагаемые ответы: Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он рыхлый, серый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой. Берёзы только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение ранней весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз, свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них.

- Почему автор дал именно такое название картине?

Предполагаемые ответы: Нет возврата к зиме, 2. Символ начала движения в природе

- Покажите,  как показано на картине, что природа пришла в движение?

Предполагаемые ответы : Снег оседает, земля освобождается от снежного покрова, прибывает талая вода, берёзы принимают шумных жильцов, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой выси стая перелётных птиц.

- Что изображено на первом плане картины?

 Предполагаемые ответы : На первом плане картины художник изобразил березы. Молодые еще, но неказистые. некрасивые, искривленные, голые стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени.

На березах грачи строят гнезда.  Снег под кривыми берёзками усеян сучками и следами птичьих лапок. Он сырой, грязный, но не мертвый, а живой, потому что под ним чувствуется движение жизни – талой, набирающей силу воды. Кое- где она  еже образовала рыжие проталины и бурые лужицы. Маленький прудик уже освободился от снега. Солнца нет, но оно здесь, рядом, где – то за светлым, жемчужно- перламутровым облаком,

-         Опишите второй план картины.

Второй план картины начинается с низенького забора, за которым на церковном участке видны какие- то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

  Церковь старая и маленькая, но уютная.

Какое настроение создаёт эта картина?

Лирическое, светлое, взволнованное, как будто ты вернулся из дальних странствий, стоишь у родной околицы и всматриваешься в до боли знакомые домишки, заборы, деревья, словно узнаёшь их заново.

И теперь рассмотрим другую картину о весне ученика Саврасова,

Исаака Ильича Левитана, которая называется «Март» .- сл. 5.

Какое настроение этой картины?

(Зима ещё не прошла, но всё уже готово к приходу весны).

Подберите стихи.

И.И. Левитан «Осень. Октябрь» - сл.6.

Какое настроение этой картины?

А теперь рассмотрим самую известную картину Левитана «Золотая осень». – сл.7.

Задание по рядам :

Подберите прилагательные или сравнения, характеризующие это произведения. Побеждает та команда, которая подберет большее количество слов.

(Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный)

Используя услышанные сравнения попробуйте описать картину

«Золотая Осень».

Задание 4. (По вариантам.)

Рассмотрите пейзажи. – сл.8.

Придумайте и запишите в тетрадь своё название к этим полотнам.

Опишите картины, раскрывая художественный образ и главную идею автора.

Осень в картинах русских художников - это самая яркая и трогательная пора

Зима - - сл.9. сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает.

Посмотрите на картину Василия Поленова «Первый снег» - сл.10.

 - Какое название вы бы дали этой картине?

 - Подберите стихотворение в этой картине и прочитайте вслух.

 - Давайте послушаем как звучит у П.И.Чайковского зима.

( Звучит пр-е)

Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна.

Лето пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, слегка утомленной знойной жарой или пропитанной освежающей влагой летнего дождя.

Красоту родного края и русской природы воспевал И.И. Шишкин. Больше всего он любил лес и писал его почти на всех картинах. Лес в его картинах предстаёт во всей красе и чаще в летнее время года, в ясный солнечный день, когда нет ни бурь, ни ветра, - везде спокойная величавая русская природа. – сл.11-12.

Задание 5.  Составить синквейн на тему красота или искусство.

3. Подведение итога урока

Итак, мы рассмотрели природу в разных видах искусства. в литературе, в изобразительном искусстве и в музыке. Какой мы увидели природу? Что общего во всех произведениях? (авторы восхищаются красотой окружающего мира).

Самооценка работы на уроке:

Ученикам предлагается закончить некоторые из предложений.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
8) Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне

10) Сегодня самым активным на уроке был____________

Домашнее задание раздаётся в конвертах индивидуально каждому ученику:

Варианты

1.Напишите в прозаической или поэтической форме свое впечатление от какого-либо природного явления.

2. Нарисуйте какое-либо явление природы и напишите к нему синквейн.

3. Выучите стихотворение о природе и сделайте его анализ, выделив главные слава, определяющие образ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство рассказывает о красоте Земли

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство рассказывает о красоте земли

Презентация урока искусства в 8 классе по теме "Искусство рассказывает окрасоте земли". Материал содержит презентацию и музыкальный материал. Данный материал скорее предназначен, что бы провести урок-...

Искусство рассказывает о красоте Земли

Урок искусства в 8 классе....

Конспект урока по технологии "Красота волос" программа В.В.Симоненко 6 класс

Урок построен с использованием проблемно-диалогического метода: содержит элементы диспута.Также использется групповая технология с элементами взаимообучения.Предложен круг вопросов по теме урока из ко...

Урок по искусству "Искусство рассказывает о красоте земли"

Урок по искусству с применением " Технологии  развития  критического мышления". 8 класс "Искусство рассказывает о красоте земли"...

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...

Открытый урок по искусству в 8 классе «Искусство рассказывает о красоте Земли».

Конспект открытого урока по искусству в 8 классе «Искусство рассказывает о красоте Земли»...

План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса "О чем нам рассказывают гербы"

План-конспект содержит технологическую карту урока с формируемыми УУД...