Конспект урока "Колокольность в музыки" 5 класс
рабочая программа по музыке на тему

Учебный свтериал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_kolokolnost_v_muzyki.odt18.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ата  10.03.17                                                                                                

Класс 5                                                                                                           Соколова Л.В Учитель музыки:__________  

Кабинет 213                                                                                                                              Студент 40 гр Фатыхов А.М.

Школа №109                                                                                                            

                                                                                                                                           

Конспект урока музыки

Тема урока: «Колокольность в музыки и изобразительном искусстве »

Цель деятельности: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

  1.  Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве; 
  2. Разучить песню

Метапредметные:

  1. Развить у детей эмоциональные реакции на образ матери в искусстве.
  2. Развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Личностные:

   1.Формировать уважение к традициям своего народа, воспитывать музыкальную культуру, как часть духовной культуры, эстетический вкус. 

2.Обучить понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр

Ход урока

Структура урока. методы и приемы

Храно- метраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организацион- ный момент

1

«Здравствуйте ребята. Меня зовут Амир Маратович, и сегодня я у вас проведу урок музыки! »

Дети приветсвуют.

Р.Организовать свое рабочее место под руководсвом учителя.

Изучение нового материала

Слушание

Пение

5

6

8

3

3

3

8

Наш урок я бы хотел начать с произведения  Модеста Петровича Мусорского. Послушайте произведение и скажите какая карта представляется вам? (Портрет М.П.Мусоргского)

«Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере «Хованщина»
Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы. А в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что

М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.

- А что было слышно, когда звучало произведение М. Мусоргского?

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

- Догадались, чему будет посвящён наш урок?

-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.

(Храм) 

Колокольные звоны

плывут над Россией,

Разгоняя все беды,

над раздольем летят.

Колокольного звона

не сыщешь красивей,

Об истории русской

звоны те говорят.

- А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)

- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет)

Когда же появились первые колокола?  (Первые колокола)
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам.

Ребята, а вы знаете - о них создано много легенд и сказаний. Послушайте…
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».

Знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини, услышав чудесное пение колоколов, сочинил концерт для скрипки с оркестром, который так и называется «Кампанелла».
- Звучит «Кампанелла» -

Послушайте и скажите какой характер передается в оркестре? Получилось ли ему передать на ваш взгляд звучание колокольчика?

- Показ колокольчика -

Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

( Изображение звонниц )

А кто звонит в колокола? Как его называют? (ответы детей)

Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

Колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких кто-нибудь знает?
(Виды звонов)

 (Благовест)

Благовест одиночные удары в большой колокол.

Послушайте и подумайте для чего он служит?

Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения

ПерезвонСлайд) – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола.

Послушайте и подумайте для чего он служит?

 Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.

Трезвон(Слайд) одновременный звон во все колокола.

Послушайте и скажите. Что на ваш взгляд выражает звучание его

 Трезвон выражает особую радость, торжество.
Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола».

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.

Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

Когда была одержана победа Русскими войсками во второй мировой войне? 9 мая.

Сегодня мы с вами продолжим учить песню на 9 мая

Рассвет, восход солнца, начало нового дня… 

Могучее, тревожное звучание большого колокола…Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Рефлексия

2

О чем мы сегодня с вами говорили. Какого композитора мы слушали произведения в начале урока?. Какакие виды колокольного звона бывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....