ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
статья по музыке на тему

Процесс обучения музыкально-ритмического воспитания в основном построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.

Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям можно условно разделить на три этапа:

I этап - начальное обучение новым музыкальным движениям;

II этап - углубленное разучивание;

III  этап — закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_obucheniya_uprazhneniyam.docx14.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ

УПРАЖНЕНИЯМ

Обучение музыкально-ритмическим упражнениям - это прежде всего педагогический процесс. Он требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся.

Учащиеся должны научиться правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а преподаватель должен организовать и вести обучение движениям.

В процессе обучения решаются следующие основные задачи:

-    содействие всестороннему, гармоническому развитию учащихся, укрепление их здоровья;

-    воспитание      комплекса      музыкально-двигательных      качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития учащихся;

-    воспитание эстетических, моральных и волевых качеств. Развитие художественно - творческих способностей,   использование   этих

знаний в самостоятельной деятельности. Помимо основных   задач обучения в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием движений, уровнем подготовленности учащихся, условиями и направленностью обучения.

Процесс обучения музыкально-ритмического воспитания в основном построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к урокам, воспитание у учащихся заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой и осмысленного отношения к ним. Педагог должен стремиться: точно и доступно формулировать музыкально-двигательную задачу, учитывая особенности учащихся; воспитывать у детей способность к самооценке своих действий (мысленное воспроизведение, устное объяснение и т.д.); стимулировать постоянный интерес к занятиям, привлекать ребят к наблюдению за выполняемыми товарищами движениями и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Прослушивание музыки создает у учащихся представление о ее содержании и средствах музыкальной выразительности. Наглядное восприятие помогает более глубокому и прочному усвоению музыкально-ритмических упражнений, повышает к ним интерес. В музыкально-ритмическом воспитании используются различные приемы наглядности: прослушивание музыкальных произведений; демонстрация движений, комбинаций движений; словесный разбор средств музыкальной выразительности в сочетании с описанием техники движений и т.п.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально-двигательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий.

Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям можно условно разделить на три этапа:

I этап - начальное обучение новым музыкальным движениям;

II этап - углубленное разучивание;

III  этап — закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений.

Обучение на первом этапе направлено на создание у учащихся общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Учащиеся получают первичные сведения о характере музыки, о форме упражнений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.

Основные действия преподавателя на первом этапе обучения включают в себя: формулировку музыкально-двигательной задачи; указание требований к учащимся; выделение связи нового движения с ранее изученными; объяснение и показ соответствующего содержанию музыки движения.

На   втором   этапе   обучения  учащиеся   овладевают  умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности.

Преподаватель должен постоянно наблюдать за выполнением учащимися движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки; регулировать ритм, амплитуду движений подсчетом, подсказыванием учащимся момента необходимых действий; исправлять их ошибки.

В результате активной работы преподавателя и учащихся на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка являются сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки и автоматизированное выполнение отдельных элементов техники.

Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения упражнений, проведение упражнений и танцевальных комбинаций под различную музыку. Степень овладения танцевальными движениями под музыку должна быть доведена до прочного навыка. Это позволит учащимся в будущем построить свою собственную танцевальную деятельность.

Составила педагог дополнительного образования МБОУ СОШ№54 Кольцова Марина Валентиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические упражнения с мячом. Работа над координацией движений.

Цель:  Развивать  координацию  движений  рук  и  ног  в  процессе   ходьбы  и  бега.  Выполнять  изучаемые  упражнения  ...

Программа «Совершенствование эмоциональной сферы дошкольников через использование музыкально-ритмических упражнений"

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться.  К этому приводит  неумение детей  самостоятельно справляться с нервно-психическими нагрузками и пер...

Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»

Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...

Музыкально-ритмические упражнения с гимнастической палкой

Статья содержит примеры конкретных физических упражнений с гимнастической палкой, сопровождаемые рифмованными строчками из песенок, стихов, способствующих физическому и психическому развитию, формиров...

Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"

Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...