Технологическая карта по уроку музыки в 5 классе Кантата С.С. Прокофьева "Ледовое побоище"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Шварц Нина Петровна

Урок проводится по группам,у всех разные задания и разный материал.Кантата рассматривается с трех позиций : 1.с позиции художника П.Корина Триптих "Александр Невский", 2. с позиции режисера фильма(отрывок из фильма представляется без звука), с позиции самого композитора (слушается фрагмент части "Ледовое побоище").Учащиеся работают с ним,обсуждают, выносят все в виде короткого доклада и приходят в конце к выводу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. Учителя: Шварц Нина Петровна

ГБОУ СОШ №, район: Красносельский, Лицей № 395

Предмет: Музыка

УМК:Учебник “Музыка” 5 класс, Просвещение 2014, Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина

Класс: 5

Тип урока: Урок расширений и укреплений знаний

Образовательные технологии, методы, приемы: Технологии группового обучения, работа в группах

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Методическое обеспечение:Учебник по предмету «Музыка», раздаточный материал, аудио и видео файлы

Организация пространства: Фронтальный опрос, работа в группах

Тема года

(тема раздела)

Музыка и изобразительное искусство.

Тема урока

Звать через прошлое к настоящему. Кантата «Александр Невский»

Цель

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Осмысление связи поколений на основе роли подвига в исторической перспективе на материале кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский»

Создание условий для осмысления связи поколений на основе роли подвига в исторической перспективе на материале кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский»

Задачи

Задачи урока для учащихся

Задачи урока для учителя

1. Вспомнить личность полководца Александра Невского,его подвиги,ум,смекалку. Поставить его в пример для себя.

2. Вспомнить знакомые фрагменты из кантаты «Александр Невский»,пропеть его главные темы: а) «Песнь об Александре Невском», б) «Вставайте люди,русские!», в) «На родной земле не бывать врагу»

3. Работа в группах: 1-работа с триптихом П. Корина «Александр Невский»,2-работа с фрагментом фильма С. Эйзенштейна «Ледовое побоище», 3- работа с фрагментом кантаты С. С. Прокофьева  «Ледовое побоище»

4. Прослушать и проанализировать свою работу в группах.

5. Сделать вывод: Как я понимаю выражение М. П. Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему»        

Воспитательные:Воспитывать чувство патриотизма, должного уважения к защитникам Отечества и памяти об их подвигах.

Развивающие: создание условий для развития эстетического вкуса, творческой активности, мышления учащихся. Развивать умение работы в группах.

Образовательные: способствовать развитию восприятия изобразительных образов, видео образов и музыкальных, их сопоставление.

Планируемые результаты

Личностные: (выход в смысловое поле произведения)- осмысление взаимосвязи различных видов искусств,формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение высказываться

-развитие этического чувства гордости за свою страну, российский народ и историю России,осознание своей этической и национальной принадлежности;

-знание культуры своего народа

Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

Регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели,планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму,осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, видео образами и изобразительными образами; осознавать роль искусства в жизни отдельного человека и общества;извлекать информацию и делать логические выводы; ориентироваться в полученных знаниях,использовать их в жизни.

Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)

-распознавать особенности музыкального образа, художественного образа и видео образа;

-умение эмоционально и осознанно относится к образам в различны видах искусства;

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

-воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Учащиеся заходят под фрагмент музыки из кантаты Александр Невский «Крестоносцы во Пскове», на ее фоне звучит стихотворение (подкаст). Музыкальное приветствие.

Эмоциональный настрой.

Музыкальное приветствие.

Правильное интонирование

  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

Создать условия для повторения пройденного в прошлом о личности полководца,его деятельности,заслуг.

Активно участвовать в повторении пройденного в прошлом о личности полководца,его деятельности,заслуг. Поставить его в пример.

1.Закрепить полученные знания

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

Озвучить формулировку темы урока, ее цели.

 Выслушать  формулировку темы урока, ее цели. Поставить для себя способы достижения этой цели.

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

Разделится на группы, распределить работу, обсудить, составить рассказ, выбрать ответственного на доклад.

Создать условия для работы в группах:1-работает с триптихом П. Корина «Александр Невский», 2-работает с видео фрагментом фильма С.Эйзенштейна «Ледовое побоище», 3-работает с фрагментом кантаты «Ледовое побоище»

1.Умение работы в группах.

2.Умение анализировать .

3.Умение слушать и слышать ответы друг друга.

  1. Первичное закрепление*

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой*

1.Выступить с докладом со своей группой.

2.Прослушать музыкальный фрагмент кантаты «Ледовое побоище»

3.Ответить на вопрос: Сошлись ли ваши результаты?

1.Создать условия для выступления с докладом каждой из групп.

  1. Предоставить музыкальный фрагмент кантаты «Ледовое побоище».

3.Вместе с учащимися ответить на вопрос: Сошлись ли ваши результаты?

1.Умение анализировать произведения искусств.

2.Умение слушать и слышать ответы учащихся.

  1. Включение новых знаний в систему знаний и повторение*

  1. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

Задуматься  о позиции автора

найти для себя собственный личностный смысл

Вывести учащихся на идею авторов и их собственное смысловое поле

  1. Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

1.Самооценка

2.Оценивание результатов  деятельности групп  по критериям оценивания группового задания

1.Дать задание к самооценке

2. Раздать критерии оценивания группового задания на каждую группу.

3.Собрать результаты.

  1. Домашнее задание

Выслушать и записать в дневник или тетрадь домашнее задание

Сформулировать домашнее задание: Посмотреть фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский»

*дополнительные позиции для уроков, реализуемых в системно-деятельностном подходе

К технологической карте урока могут быть предусмотрены приложения – презентации, нотные тексты, раздаточный дидактический материал, список литературы, перечень ссылок на интернет-ресурсы и т.д.



Предварительный просмотр:

Конспект урока  5 класса на тему: «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский»

1.На фоне звучащей музыки(Фрагмент из кантаты Александр Невский «Крестоносцы во Пскове») звучит стихотворение(подкаст):

Русь моя!Великая держава!

            Много претерпела ты невзгод.

            Но всегда служил Тебе исправно

            Твой бесстрашный,преданный народ.

            Нечисть не однажды покушалась

            Навсегда расправится с Тобой,

            Но всегда сыны Твои являлись

            И с врагом вступали в смертный бой!

  1. Музыкальное приветствие. Имитация муз. фрагмента 2 части кантаты «Песнь об Александре Невском»- «Я приветствую вас 5 в класс!»(музыкальный свободный ответ учителю)

  1. Актуализация знаний(повторение изученного материала)

У. Как вы думаете,о чем сегодня пойдет у нас речь?

Д.О Русской земле и ее защитниках.

У. Правильно. Может кто-то узнал музыку?

Д. Фрагмент  кантаты «Александр Невский»- «Крестоносцы во Пскове», «Песнь об Александре Невском»(если учащиеся затрудняются,назвать)

У. Что такое кантата?Сколько в ней частей?О чем она? Вспомним главные темы кантаты-прослушивание  фрагментов :а)”Песнь об Александре Невском”,б)”Вставайте,люди русские!”,в)”На земле родной не бывать врагу”(обычно дети при прослушивании знакомых тем начинают подпевать).

Д. Ответы детей

У.  Кем был Александр Невский? Когда он жил? Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет? Что вы знаете о нем?Что для вас значит его личность?

Д. Ответы детей.

4.Тема урока

У. Тема нашего урока : «Звать через прошлое к настоящему».Актуальна ли эта тема?

 Д. Да. Человек должен любить свою Родину и быть готовым защитить ее от врагов.

У. Сегодня мы познакомимся с 5 частью кантаты «Ледовое побоище».Работать мы будем в группах.

5.Открытие учащимися новых знаний

Работа в группах(раздаточный материал).

1 группа работает с триптихом Павла Корина «Александр Невский»,отвечает на вопросы,создает небольшой рассказ.

2 группа работает с фрагментом фильма С. Эйзенштейна «Ледовое побоище»(ставится фрагмент фильма «Ледовое побоище» без звука) (предполагаемая музыка)

3 группа (сильная) -слушает и анализирует фрагмент кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»- «Ледовое побоище»

1 группа

Три́птих — это произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей. Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

Триптих хранится в Третьяковской галлерее г. Москвы.

Задание:Ответьте на вопросы и составьте небольшой рассказ:

1.Что вы видите на этих картинах?

2.Почему фигура А. Невского занимает центральную часть?(описание этой части триптиха,ответить на вопрос)

3.Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?

4.Как эти две части связаны с образом русского полководца?

5.Какая идея лежит в основе этих картин художника?

6.Современно ли «звучание» картин для нас-людей 21 века?

2 группа

Фильм создан в 1938 году Сергеем Михайловичем Эйзенштейном и имел колоссальный успех. С. Эйзенштейн предложил Сергею Прокофьеву – русскому композитору, с которым был хорошо знаком, написать музыку. Позднее композитор вспоминал: «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение» Работа протекала в тесном содружестве с режиссером.

Задание:На основе этого фрагмента из фильма режиссера С. Эйзенштейна предположите -какая здесь может звучать музыка?(заполнить таблицу,составить небольшой рассказ)

«Ледовое побоище»

Средства музыкальной выразительности

Начало

Развитие

Конец

Инструменты

Динамика

Темп

Мелодия

Регистр

Лад

Для дополнения

Для дополнения

Для дополнения

3 группа

Успех фильма С. С. Эйзенштейна, музыку к которому  написал  С. С. Прокофьев,  натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату... Задача оказалась очень непростой, но с ней он справился гениально. 17 мая 1939г. состоялась премьера кантаты в Большом зале Московской консерватории. В кантате семь частей:I. Русь под игом монгольским;II. Песня об Александре Невском;III.Крестоносцы во Пскове;IV. Вставайте, люди русские;V. Ледовое побоище;VI. Мёртвое поле;VII. Въезд Александра во Псков.

Задание:На основе музыкального фрагмента 5 ч.кантаты-"Ледовое побоище» заполните таблицу и составьте небольшой рассказ.

Средства музыкальной выразительности

Начало

Развитие

Конец

Инструменты

Динамика

Темп

Мелодия

Регистр

Лад

Для дополнения

Для дополнения

Для дополнения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

а) Опрос по проделанной работе в группе.

б) Слушание музыкального фрагмента из 5 части  кантаты «Ледовое побоище»

в) Ответить на вопросы:сошлись ли результаты 2 и 3 -й групп(1 я группа выступает как аналитик)

7.Выход на идею авторов и собственное смысловое поле через вопросы:

У. Как вы думаете,какова главная идея этих произведения?

Д. «На родной земле не бывать врагу»,

«Кто к нам с мечом придет,тот от меча и погибнет»

У. Зачем С. Прокофьев написал для нас эту кантату, С. Эйзенштейн снял фильм, а П. Корин написал триптих?

Д. Чтобы показать патриотизм рсских людей,их сплоченность в трудные времена,силу,мощь великого народа.

У. А вы себя считаете патриотами? Почему?

Д. Мы тоже любим свою Родину,гордимся,что живем на русской земле,если возникнет необходимость,мы встанем на защиту Родины.

У. Я думаю,что композитор,художник и режиссер еще хотели показать ужасы войны:кровь,грязь,потери,машину войны-закрутилась ,не остановишь.

 Семь веков прошло,а люди знают,почитают А. Невского,а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «Звать через прошлое к настоящему» как сказал великий композитор  М. П. Мусоргский. Благодаря этому мы знаем знаменитые слова А. Невского : «Кто к нам с мечом придет,тот от меча и погибнет!»А вы со мной согласны?

8.Рефлексия

  1. Я сегодня на уроке узнал,что...
  2. Я понял,что...
  3. Меня удивило,что...
  4. Я хотел бы сказать следующее...

9.Самооценка и взаимооценка

а) По заданным критериям оцените свою группу.

б) На обратной стороне листа впишите членов вашей группы и кол-во набранных  баллов


Критерии оценивания группового задания

     4 балла

      3 балла

       2 балла

         1 балл

Понимание задания

Я/мы продемонстрировали глубокое понимание сути задания и требований к его выполнению.

Я/мы продемонстрировали удовлетворительное понимание сути задания, даже несмотря на то, что некоторые второстепенные аспекты могли быть нами упущены или неверно истолкованы.

Я/мы продемонстрировали недостаточное понимание сути задания.

Я/мы продемонстрировали минимальное понимание сути задания.

Выполнение задания

Я/мы полностью выполнили задание, высказывая по ходу работы продуманные объяснения и предлагая различные гипотезы.

Я/мы выполнили задание.

Я/мы выполнили большую часть задания.

Я/мы попытались выполнить задание, но безуспешно.

Представление результатов

Я/мы доступно представляем идеи и результаты своей работы, поднимаем интересные и дискуссионные вопросы и делаем больше, чем от нас ожидают.

Я/мы доступно представляем результаты своей работы.

Я/мы стараемся представить свои идеи и результаты работы.

Я/мы не закончили исследование и/или не были способны представить свои идеи доступным способом.

Групповая работа

Мы продуктивно использовали все имеющееся у нас время. Каждый был вовлечен в работу и внес свой вклад в работу группы.

Большую часть времени мы продуктивно работали вместе. Обычно мы слушали друг друга и использовали идеи, предложенные членами группы.

Какую-то часть времени мы работали вместе. Вклады членов группы в выполнение задания не были равнозначными.

Мы практически не работали вместе, или же работа в группе была непродуктивной. Не каждый член группы внес свой вклад в работу.

Решение проблемы

Трудности не останавливали нас. Мы были активны и работали вместе над решением проблем.

Мы работали вместе, чтобы найти решение проблем.

Наша групповая работа могла бы быть более продуктивной.

Некоторые члены группы работали больше других ИЛИ

Никто из членов группы не работал очень хорошо.


Предпологаемые ответы учащихся работы с триптихом:

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

 Какая идея лежит в основе этих картин художника?

Смелость и мужество русского народа,готового сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость,за свои идеалы. Несгибаемый дух русского народа всегда выводит нас на победу.

 Современно ли «звучание» картин для нас-людей 21 века?

 Современно. Ничего не поменялось с тех пор. Русский дух остался таким же. Мы можем ругать правительство,законы,перемены и т.д,но как только возникает какая то угроза для нашей страны,мы объединяемся и встаем на защиту Родины. Фраза из кинофильма А. Невского : «Кто к нам с мечом придет,тот от меча и погибнет!»,актуальна и сегодня.

Предполагаемые ответы учащихся при работе с фрагментом фильма

Музыка к фильму создавалась только после отснятого режиссером материала. С. С. Прокофьев внимательно просматривал эпизоды фильма, «впитывал» в себя, и только потом шел сочинять музыку.

Предполагаемая музыка должна быть разной:сначала одиночные музыкальные инструменты  играют настораживающе, угрожающе. Темп может быть не очень быстрым,динамика не громкая,мелодия не замысловатая,как бы «на одном месте».Затем развитие:усиливается динамика,темп разгоняется,добавляются духовые и струнные инструменты,происходит бой-звучит весь оркестр, очень громко,слышится лязг металла,все перемешивается,трескается лед. Торжествующие интонации,победные клики.

Предполагаемые ответы учащихся при работе  со слушанием 5 части кантаты «Ледовое побоище»

Сумрачный зимний пейзаж,угроза,зловещие  звуки. Дрожащий фон у скрипок,«каркающие» звуки у низких струнных,вдалеке звучит рог. Затем

музыка как паровоз разгоняется,ускоряется темп,увеличивается постепенно громкость звучания,угроза становится явной- низкие звуки духовых медных на фоне струнных. Композитор показывает 2 основных образа в этой части кантаты  -русскую армию и немецкую. Медные духовые были похожи на военный сигнал к атаке,музыка угрожающая,громкая-немецкая  музыка. Немецкая армия на конях,с мечами,в тяжелых латах. Холодная, злая, статичная, как будто неживая. Механический шаг,монотонное звучание. Музыка нам не родная,за ней скрываются лица завоевателей. Тема русского войска-энергичные ,сильные,удалые,звучат победные интонации русских войск-интонации победы. Звучит характер пляски,быстрый темп. Эти две армии взаимодействуют между собой. Они постепенно сближаются и сталкиваются. Развитие музыки создает впечатление неумолимо надвигающейся грозной силы. Страшная музыка,тревожная,угрожающая вначале,потом лязг металла,суровая битва. И вдруг появляется «Скоморошья» тема. Что это может быть? Так юмористически  автор изображает крестоносцев,как они боятся,бегут,русские гонят и,слышится треск льда,темные холодные воды. И опять неожиданность -звучит какая-то «плясовая».Светло,радостно,мажорно,слышны бубенцы-лошади скачут с поля боя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку музыки в 1 классе по теме " Три кита"

Моя первая технологическая карта к уроку. Урок включает в себя новую тему, повторение пройденой, разминки. К уроку есть презентация....

Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть.

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 5класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок с...

Учебно-методический материал: «ФГОС. Технологические карты-схемы уроков музыки в 6 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой» 1 четверть

Учитывая актуальность и отсутствие такого материала в печати готова поделиться методическими разработками для 6 класса. Электронная версия позволяет копировать разработку, необходимую на каждый урок ...

Технологическая карта интегрированного урока музыка ИЗО в 6 классе "Ночной пейзаж"

Технологическая карта разработана в соотвтетствии с требованиями ФГОС ....

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...