РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА "ДО-МИ-СОЛЬ-КА"
рабочая программа по музыке

КОРСАКОВА ОКСАНА ЮРЬЕВНА

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА "ДО-МИ-СОЛЬ-КА "ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2017-2018 ГОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon kruzhok_programma1.txt16.88 КБ
Файл ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ140.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  МБДОУ №72 «Калинка» город Калуга.

 

 

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

«Веселые нотки.»

художественно – эстетической направленности

образовательная область «музыка»

        Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год  

         

                 

        

Разработала:        музыкальный руководитель Корсакова О.Ю.

В процессе вокального обучения в студии участники приобретают знание о певческом голосообразовании и у них формируются вокальные, художественные навыки, развивается певческий голос, исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности: память, мышление, воображение, речь, нравственные чувства.

В программу обучения входят:

  • постановка и развитие певческого голоса, дыхание, умение петь соло и в ансамбле;
  • изучение основ музыкальной грамоты, развитие мелодического, гармонического и ритмического слуха;
  • сценическое движение и основы хореографии; - основы эстрадного пения, работа с микрофоном. В программу вокального обучения входит не только

овладение певческими навыками, но и охрана детских голосов, которая сводится:

  • к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни; - к воспитанию правильных певческих навыков;
  • к необходимому режиму во время занятий пением;
  • к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.

Занятия в вокальной студии «Веселые нотки» органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.

 

1.Пояснительная записка

 

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Музыкально-эстетическое воспитание и вокальное развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности. Задача развития и формирования имиджа взрослых, профессионально сложившихся людей, необходимой составляющей которого является овладение вокальными средствами, привела к необходимости рассмотрения и формирования этих средств в детском возрасте. Поэтому работу в этом направлении целесообразно вести в различных возрастных группах — это позволит учитывать качественное разнообразие и различные формы овладения этой деятельностью. Формирующая программа органично вплетена в ведущую деятельность каждого возрастного периода, и отвечает задачам и формам этой деятельности.  

Очень важным является влияние вокальной деятельности на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности. Многие формы психических проблем и патологий возникают из невозможности самовыражения своих эмоциональных состояний и самореализации в них, связанной с отсутствием различных средств их проявления, проживания. Овладение средствами вокальной выразительности позволит в какой-то степени решить эту проблему, а также даст эффективный «инструментарий» расширения мировоззрения, познания окружающего мира и продуктивной деятельности в нем.  

Сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими навыками. Развитие у детей музыкально — ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощенно держаться на сцене, более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен. Используя на занятиях элементы ритмики, дети учатся выражать свои музыкально-образные впечатления, дифференцированно владеть своим телом, двигаться пластично и красиво, выражать характер песни с помощью танцевальных движений эмоционально, выразительно.  

Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Важно не упустить благоприятный период для развития музыкальных способностей, поощрять желание детей петь, а так же необходимо помочь им делать это красиво и правильно.  

 

Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования.  

Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Голос — это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.  

В кружке «Веселые нотки.»занимаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа, направленная на духовное развитие обучающихся.    

  Программа рассчитана на групповую и индивидуальную работу с детьми   6 - 7 лет. То есть, за небольшой   промежуток времени отслеживается музыкальное развитие ребёнка.    

Ещё одной отличительной особенностью данной образовательной программы является скоординированная деятельность всех направлений деятельности   (вокал, музыкально — ритмические движения, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар каждому воспитаннику. Количественный состав групп: от 12 до 19 человек. Проводятся и индивидуальные занятия с одарёнными детьми и с детьми, имеющими определённые трудности в усвоении программы. Наличие материально-технической базы, помещения, соблюдение техники безопасности, и комплекса воспитательных мер позволяет создать все условия для успешного развития и творческого роста ребёнка.

Новизна программы заключается в том, что она лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённого ребёнка или группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. Прогностичность: реализация данной программы создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности ребёнка, способного адаптироваться в социуме.

Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей детей.

Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы: Программа — это обобщенный многолетний опыт педагога, работающего  с детьми. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. Дети, занимающиеся в кружке,  имеют возможность использовать полученные знания и навыки в различных сферах деятельности – общении с другими детьми группы, чтении стихов, участии в театральных постановках группы, при  выступлениях на утренниках, и т. д.  В кружке занимаются 19 детей. Каждый дошкольник  имеет возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать своим творчеством окружение родных и друзей своими способностями, но и получить оценку и общественное признание в детском саду, в городе в рамках различных конкурсов и фестивалей.  

 

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у дошкольников устойчивый интерес к эстрадному пению, помочь раскрытию творческого потенциала, в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме.

Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, умением общаться со сверстниками и взрослыми. Содержание и формы программы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, возрастных и психологических особенностей. В связи с целями данной программы сформированы задачи обучения и воспитания детей.

 

Задачи

Образовательные:

1.Обучение выразительному пению;

2. Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);

3.Обучать терминологии связанной с вокально-хоровыми навыками; 4.Обучение музыкально- ритмическим  движениям, танцевальным элементам.

Воспитательные:

1.Формирование устойчивого интереса к пению;

2.Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;

3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;

4.Воспитание воли и характера;

5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально- эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора; Развивающие:

  1. Развитие слуха и голоса детей;
  2. Формирование голосового аппарата;
  3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
  4. Развитие двигательных качеств и умений

;4.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;

5.Развитие обще-эстетического кругозора;

6. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Адресат:  

Программа рассчитана на детей 6 - 7 лет.  

Срок реализации программы — 1 год.  

Программа занятий   составлена в соответствии с возрастными психологопедагогическими особенностями детей. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей деятельности детей и реализации своих творческих способностей.  

В связи с тем, что исполнители эстрадных песен должны в должной мере владеть своим телом, пластично и ритмично двигаться, в занятия внесён раздел по музыкально- ритмическим движениям.  

Задача музыкально — ритмического воспитания — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических  движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки... Нужно рассматривать и оценивать красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза. Другими словами, использование на занятиях кружка музыкально – ритмических движений, танцевальных элементов нацелено на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие.  

Музыка и движения имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
  • динамика (чем громче песня (музыка), тем больше амплитуда движения);
  • форма песни и композиционная структура двигательной композиций.  В связи с этой взаимообусловленностью исполняемой песни и движения, а также целями программы по обучению детей эстрадному вокалу, сформулированы задачи обучения детей музыкально – ритмическим движениям:
  1. Развитие  музыкальности:· развитие способности воспринимать музыку, текст песни, то есть чувствовать настроение и характер, понимать ее содержание;· развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;· развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;· развитие музыкальной памяти.
  2. Развитие двигательных качеств и умений:· развитие ловкости,                  

точности, координации движений;· развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы;· формирование правильной осанки, красивой походки;· развитие умения ориентироваться в пространстве;· обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:· развитие творческого воображения и фантазии;· развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной· деятельности, в слове.

  

2. Индивидуальные и возрастные особенности детей

 

Программа рассчитана на один  год обучения из расчёта два групповых занятия в неделю и одно индивидуальное в месяц. Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальных навыков определяет педагог в зависимости от музыкальных способностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.  

Начиная с младшей группы,  дети   привыкают не просто петь, а творить музыку. Здесь привлекаются самые разные средства: увлекательные рассказы, слушание песен в записи в исполнении детей. Практически все исполняемые         песни         обыгрываются         –         инсценируются         детьми, сопровождаются         музыкально-ритмическими         движениями.         Малыши получают первоначальное представление о высоте звуков, ритмическом рисунке, тембровой окраске, характере и жанрах музыкальных произведений.  Проводя индивидуальную работу,   учитываются  особенности каждого ребёнка. Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ребёнку. Учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве проводятся индивидуальные занятия.  

      Для успешного развития вокально-хоровых и танцевальных навыков у детей, а также общей музыкальности, в построении занятий   включаются следующие разделы:

1. Специальные упражнения:

  • упражнения на развитие ладового чувства;
  • упражнения на развитие музыкально слуховых представлений;
  • упражнения на развитие чувства ритма.
  1. Музыкотерапевтические  распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.
  2. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:
  • упражнения и игры для развития музыкальных способностей с использованием элементов драматизации;  художественное слово.
  1. Музыкально-ритмическая деятельность:
  • упражнения и игры на развитие ритмичности и пластики движений,
  • упражнения и игры на снятие мышечного зажима;
  • упражнения и игры на ориентировку в пространстве;
  • упражнения и игры на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

 

3. Методы, приёмы и формы работы

 

В качестве главных методов программы избраны: метод стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.  Методы и приемы, используемые в программе это так же беседы, слушание вокальных произведений в исполнении детских вокальных коллективов, наглядный показ, творческие мастерские, мастер — классы, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение ребёнка к творческому самовыражению, дополняются теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения собственным голосом.

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно — педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Приёмы развития слуха и голоса детей:

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие:

  • Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
  • Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
  • Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
  • Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
  • Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
  • Подстраивание высоты своего голоса к звуку  рояля, голосу музыкального руководителя, или группы детей с наиболее развитым слухом;
  • Пение «по цепочке»;
  • Моделирование высоты звука движениями руки;
  • Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков;
  • Настройка на тональность перед началом пения;
  • Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализом;
  • В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.

 

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать дошкольнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?   На занятиях используются специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков М.И.Глинки, который предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату. Имеет положительный результат метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова для развития здорового, сильного выразительного голоса во всех возрастных группах студии «Изюминка». Используется в практике работы вокальной студии многолетний опыт Н.Б.Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе. Очень эффективны рекомендации по развитию певческого голоса П. В. Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко. Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:— принцип единства художественного и технического развития пения;

— принцип гармонического воспитания личности;

— принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

— принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

— принцип творческого развития;

— принцип доступности;

— принцип индивидуального подхода;

— принцип практической направленности. В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения — многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:— технология развивающего обучения;— технология индивидуализации обучения;— личностно-ориентированная технология;— компетентностного и деятельностного подхода. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

 

 

  1. Схема возрастного и количественного распределения детей по группам.  

Количество практических занятий в неделю, их продолжительность 

Год обучени

я

Возрас т детей

Общее кол

-во детей в  группе

Число  

учебных

 

групп

Общее колво занятий в неделю одной  групп ы

Продолжительност

ь

одного занятия

1 год

6-7 лет

19

1

2

30 мин

 

  1. Подбор репертуара
  1. Репертуар  подобран таким образом, что он способствует  развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.
  2. Для работы  берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.
  3. Используются  в работе малоизвестные, не “запетые” в детской аудитории песни.
  4. Песенный репертуар  доступен пониманию и кругу настроений, образов,  он расширяет “интонационный багаж”  детей, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.
  5. Используются  народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.
  6. Включается в занятия прослушивание в записи лучших образцов сольного и хорового пения в исполнении детей.
  1. При выборе песни  учитываются воспитательные задачи, вокальные возможности детей, их пожелания, интересы.
  2. Все песни соответствуют вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.    

 

План работы при разучивании песен:

  • Беседа, знакомство с песней, название, авторы музыки и текста.  Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.
  • Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с педагогом, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Использовать показ чисто интонирующих детей.  Пропевание  мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом.
  • Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.
  • Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.  Особое внимание в певческой работе уделяется выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков. Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.  

Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить детей, с учётом индивидуальных особенностей. Это необходимо для развития чистоты интонирования. Дети не чисто интонирующие садятся между двумя детьми, точно исполняющих мелодию, а так же в первом ряду, для постоянного контроля педагога.  

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания. Учитывая, что дошкольники   любят игровые моменты, подбираются упражнения таким образом, чтобы каждое имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения.         Эти упражнения готовят детей к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос, разучивать более сложный материал.  

Каждую песню дети сопровождают свойственными её характеру и содержанию ритмическими или танцевальными движениями.

Движения – это средства для передачи того, что выражено в песне, движение помогает детям полнее и глубже понять содержание исполняемого репертуара, придают исполнению особую выразительность и красочность. Поэтому большое значение на занятиях придаётся разучиванию музыкальноритмических композиций и танцевальных элементов. Через движения дети глубже понимают, распознают музыкальные средства выразительности – темп, динамику, регистры, различают музыкальные жанры.

 

5. Учебно – тематический план

 

Цель:   Формировать и развивать у детей музыкальные  способности (музыкальный слух), чувство ритма и метроритма, музыкальную память и  воображение в процессе знакомства с песнями разного жанра..

 

Тема раздела

Количество часов

теория

практика

1.Организационные мероприятия — 1 час 

1.1.

Организационное занятие – комплектация группы, составление расписания.

0,25ч

0,25ч

1.2.

Родительское собрание — организационные моменты, обсуждение расписания. Вопрос взаимодействия родителей с деятельностью детей в кружке.

0,25ч

0,25ч

2.Знакомство с музыкальной терминологией — 4 часа 

2.1.

Знакомство с понятиями: мажорный и минорный лад, темп, высота звуков, пауза, сольное и хоровое исполнение

2

2

3. Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса —6 часов  

3.1.

Музыкально-дидактические игры: 

«Качели», «Эхо», «Лесенка», «Часы», «Мишки», «Птичий двор», «Снег – снежок», «Солнышко и дождик»

 

2

3.2.

Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения 

«Кот», «Лебедушка», «Ай, ду-ду»,

«Шарики», «Лисята», «Котята», «Лягушка»,  « етушок», «Здравствуй, белка.»,  «Кошка».

 

4

4. Работа над песнями —47 часов 

4.1.

Пение под фортепиано: 

«Как пошли наши подружки» рус. нар. мел., «А мы просо сеяли» рус. нар. мел.

«Ой, вставала я ранёшенько» р. н. м.,

«Моя Россия» Г. Струве, «Голубой вагон» Шаинского, «Улыбка» Шаинского

 

 

20

4.2.

Пение под фонограмму:  «Рыжий пёс» Г. Струве, «Котёнок и щенок»  Т. Попатенко,  «Золотая рыбка»,  «Солнышко», «Мой дедушка герой», «Маленькая страна» Николаева, «Ласточка»  Е. Крылатов, «Дети земли» С. Полонский. «Зелёные ботинки», «Раз – ладошка, два – ладошка», Хлопайте в ладоши» Е. Зарицкая,  «Три веселых зайчика» К. Костин

 

20

4.3.

Индивидуальная работа (соло) 

 

7

5.Музыкально-ритмическая деятельность — 4 часа 

5.1.

Музыкально-ритмические композиции:«Если

 

2

добрый ты», «Гномики», «33 коровы», «Буратино», «Рок-н-ролл», «Неваляшка»,«Тучка.»

5.2.

Музыкально-ритмические, творческие игры 

«Солнышко»,  «Цапля и лягушки», «Тигр и обезьяны», «придумай попевку.», «Медведь и пчёлы»,  «Снежная королева», «Делай, как я».

 

2

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.

Выработана  певческая         установка.         Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно поют гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

ДИАГНОСТИКА       УРОВНЯ   РАЗВИТИЯ   ПЕВЧЕСКИХ   УМЕНИЙ 

 

№ п/п

 

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

о

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен

 

 

 

 

2.

 

Умение правильно передавать мелодию в пределах  ре-до 2 октавы 

 

 

 

 

3.

Умение импровизировать

 

 

 

 

4.

Пение  без музыкального сопровождения

 

 

 

 

5.

Навыки выразительной дикции

 

 

 

 

 

0 - не справляется с заданием  

н (низкий) - справляется с помощью педагога с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно.

 

 

 

Примерные задания для диагностики 

 

2.

Звуковысо тный слух

2.1. Определить направление и

характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато)

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

 

Д/и «Домик крошечка»

 

Д/и

«Музыкаль ные птенчики»

2.2. Подобрать знакомые мелодии

на мелодических  

инструментах

3 балла – побрал

самостоятельно

2 балла – подобрал с

помощью

1 балл - не подобрал

 

«Горошина» Карасевой

 

П/и

«Оркестр»

2.3. Определить количество

одновременно звучащих звуков

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно

(с помощью)

1 балл  - не определил

 

Д/и

«Сколько нас поет?»

 

Д/и «Сколько нас поет»

 

 

3. Пение

 

3.1. Петь знакомую песню в

сопровождении инструмента

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление

мелодии

 

«Хоровод у калинушки»

Ю.Михайле

нко

 

«Про меня и муравья» В.Степанов

а

3.2. Пение знакомой песни без

сопровождения (a

capella)

 

 

3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

 

«Жаворонок

»

Еремеевой(

М/р№5

2006)

 

 

«Упрямые утята»

Е.Крылато

ва

3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

 

«Как под наши

ворота»

р.н.п.

 

«Кузнец»

Арсеевой

 

 

 

 

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

 

«В школу» муз.

Тиличеевой

 

«На зеленом лугу»

р.н.м.

4.2.         Соответствие движений характеру музыки         с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Поскоки и пружинящи

й         шаг»

С.Затеплинс кого

 

«Полька»

Т.Ломовой

4.3.         Соответствие движений         ритму музыки         (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Бег         и

подпрыгива ние» И.Гуммеля

 

«Ускоряй и замедляй»

Т.Ломовой

5.

Музыкаль ное

творчество

 

5.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее

выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не

выразительно и не эмоционально

 

«Я на камушке сижу» р.н.п.

 

«Как на тоненький ледок»

р.н.п.

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально,

эмоционально,

самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

 

  «Пугало»

Т.Бокач

 

«Кадриль»

(аудио),

 

 

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы    

Приложение 1

Период прохождения материала

 

Программное содержание

 

Репертуар

Сентябрь - ноябрь.

  1. Артикуляционная гимнастика. - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; - разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  2. Развитие речевого и певческого дыхания. - диафрагмальное дыхание способствует вентиляции лёгких, интенсивному кровообращению. - осуществляет массаж брюшной полости.
  3. Усвоение певческих навыков: - упражнять детей в чистом пропевании кварты, подготавливать голосовой аппарат к пению песен, развивать чувство ритма.
  4. Пение.

 Музыкально-дидактические игры:  

«Качели», «Эхо», «Лесенка»

Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:

«Зарядка язычка», «Ветка дерева»,«Иностранец», «Шарики» Пение под фортепиано:  

«Как пошли наши подружки» рус. нар. мел.,«А мы просо сеяли» рус. нар. мел.«Ой, вставала я ранёшенько» р. н. м.,

«Моя Россия» Г. Струве, «Песенка о дружбе»  

Е. Теличеевой

Пение под фонограмму:  

«Зелёные ботинки», «Раз – ладошка, два – ладошка», Хлопайте в ладоши»

Е. Зарицкая, «Про кота» И. Галимова

Музыкально-ритмические композиции:  

«Если добрый ты», «Гномики», «Солнышко», «Кактус и ива», «Цапля и лягушки»

Декабрь - февраль.

1. Артикуляционная гимнастика. - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

 Музыкально-дидактические игры:  

«Часы», «Мишки»

  1. Развивающие игры с голосом. - разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; - расширить диапазоны речевого и певческого голоса; - развивать интонационный и фонематический слух;
  2. Усвоение певческих навыков: - упражнять детей в чистом пропевании квинты, поступенное движение вверх и вниз, развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат.
  3. Пение.

Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:  

«Свечи», «Котята», «Лягушка», «Мы на горку», «Покажите-ка, ребята» Пение под фортепиано:  

«Жила-была девочка» Г. Струве, «Рыжий пёс» Г. Струве, «Котёнок и щенок» Т. Попатенко, «Про козлика» Г. Струве, «Во поле берёза стояла» рус. нар. мел

Пение под фонограмму:  

«Пёстрый колпачёк», «Моя Россия», «Колобок» Струве, «Ласточка»  Е. Крылатов, «Дети земли» С. Полонский 

Музыкально-ритмические композиции:  

«33 коровы», «Буратино», «Рок-н-ролл», »,«Тигр и обезьяны», «Баба Яга», «Медведь и пчёлы»

Март - май.

  1. Артикуляционная гимнастика. - развивать мимику, артикуляционную моторику; - развивать выразительную дикцию.
  2. Развивающие игры с голосом. - увеличивать границы диапазона речевого и певческого голоса; - формировать естественное звучание голоса.
  3. Усвоение певческих навыков: - упражнять детей в чистом пропевании секунды, квинты, - поступенное движение вверх и вниз, развивать чувство ритма, - подготавливать голосовой аппарат к пению песен.

 Музыкально-дидактические игры:  

«Снег – снежок», «Солнышко и дождик»

Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:  

«Мы ногами», «Кошка», «Кража», «Чьи там крики».

Пение под фортепиано:  

«На горе-то калина» рус. нар. мел., «Пойду ль я, выйду ль я» рус. нар. мел.,«Солнечная капель» С. Соснин, «Ласточка»  

Е. Крылатов, «Весенняя песенка» С. Полонский Пение под фонограмму:  

4. Пение.

«Золотая рыбка»,  «Солнышко», «Мой дедушка герой», «Маленькая страна» Николаева 

Музыкально-ритмические композиции:  

«Неваляшка»,«Тучка», «Снежная королева», «Делай, как я»

 

  Календарно – тематический план работы  кружка  

Мес яц

Дата  

Тема

Цель

Репертуар  

Методические приемы

 

Диагностика знаний и умений детей  

1-я  неделя

 

 

"Музыкальный  разговор"

Формирование у детей интереса  

к творческой деятельности

«Зарядка язычка»,  «Как пошли наши подружки» рус. нар. мел, «Зелёные ботинки».

Муз-ритм: «Если добрый ты»

Педагог пропевает и прохлопывает на слог "ля", затем предлагает ребенку продолжить.

Если дети затрудняются с ответом, продолжается работа над начальной незавершенной интонацией

2-я  неделя

 

"Музыкальная сказка"

Формирование у детей интереса к хоровому пению, развитие речи, инициативы, самостоятельности, фантазии, умения общаться в коллективе сверстников

«Зарядка язычка»,  

«А мы просо сеяли» рус. нар. мел., «Зелёные ботинки».

Муз-ритм: «Если добрый ты»

Педагог исполняет музыкальную сказку (на выбор, в данном случае об обитателях леса): дети отвечают на его вопросы попевками. Они поют без сопровождения, указывая рукой высотность, протяжность звучания

3-я  неделя

 

"Музыкальная сказка"

(продолжение)

Формирование интереса к хоровому пению, развитие речи, инициативы, смелости, фантазии, самостоятельности, умения общаться в коллективе, артистических способностей

«Ветка дерева»,

«А мы просо сеяли» рус. нар. мел., «Раз – ладошка, два – ладошка».

Муз-ритм: », «Гномики»

Дошкольники повторяют сказку с новыми персонажами, сами проводят игру. Домашнее задание: придумать новых музыкальных птиц и зверей

4-я  неделя

Обучение детей

воспроизведению сыгранных

«Иностранец»,  

«Ой, вставала я ранёшенько»

Предложить двум дошкольникам рассказать сказку. Остальные воспитанники помогают

Приложение 2


 

на фортепиано или спетых звуков, отработка отдельных певческих интонаций, расширение диапазона

р. н. мелодия , «Раз – ладошка, два – ладошка». Муз-ритм: », «Гномики»

им петь попевки. Дети добавляют еще одного музыкального персонажа и вариант его пения. Педагог выбирает удачные варианты

 

1-я  неделя

 

"Музыкальная сказка"

(продолжение)

Обучение детей воспроизведению сыгранных на фортепиано или спетых звуков, отработка отдельных певческих интонаций, расширение диапазона

«Иностранец»,  

«Ой, вставала я ранёшенько»

р. н. м. , Хлопайте в ладоши» Е. Зарицкая.

Муз-ритм: «Звёзды континентов»

Педагог предлагает придумать новые попевки (например, мамы зовут своих детей домой; малыши радостно приветствуют солнышко и т. д.) и выбирает наиболее подходящие для моделирования интонаций

2-я  неделя

 

"Музыкальный  разговор"

Придание импровизации характера оживленного, радостного или грустного разговора

«Шарики»,  

«Моя Россия» Г. Струве, Хлопайте в ладоши» Е.

Зарицкая.

Муз-ритм: «Звёзды континентов»

Сравнить мелодию с разговором людей, которые шутят, радуются, и определить, каким будет ее характер. Педагог обращается поочередно к каждому ребенку, помогает найти подходящую для ответа интонацию. Для начала "разговора" использовать первые такты "Вальса-шутки" Д. Шостаковича. Грустный и печальный разговор напомнить пьесой П.И. Чайковского "Болезнь куклы", провести беседу об игрушках. Представить, что любимая кукла заболела, и предположить, какой в этом случае должна быть мелодия

3-я  неделя

 

Импровизация "Музыкальный разговор животных" по мотивам песни "Тень-тень", муз. В.

Калинникова,  

Обучение сочинению мелодии  

на определенные строки текста песни в соответствии с характером "героя"

«Шарики»,  

«Моя Россия» Г. Струве, Хлопайте в ладоши» Е.

Зарицкая.

Муз-ритм:  

«33 коровы»

Предварительная беседа о характере животных и их музыкальных тем. Педагог распределяет роли, дети предлагают свои варианты мелодии для каждого персонажа

4-я

неделя

 

"Музыкальный разговор животных" (продолжение)

Обучение детей сочинению мелодии на определенные строки текста песни в соответствии с характером

"героя"

«Свечи».

«Песенка о дружбе» Е. Теличеевой,

«Про кота» И. Галимова. Муз-ритм:

«33 коровы»

Педагог читает текст песни: первый куплет и фразы. Дети изображают героев на фоне исполнения своей мелодии. Перед началом импровизации и выступлениями каждого ребенка педагог подбирает на фортепиано удобную для пения тональность. В каждый ансамбль наряду с малоактивными детьми следует включать дошкольников, ярко проявивших себя в ходе беседы

1-я  неделя

 

Сочинение мелодий на стихотворный текст

Создание яркого эмоционального образа, формирование у детей навыков работы над словом, при чтении стихов

«Свечи».

«Песенка о дружбе» Е.

Теличеевой, «Про кота» И. Галимова.

Муз-ритм: «Буратино»

Этапы создания певческой импровизации на стихотворный текст: изучение содержания текста и беседа  

о нем, пояснение образных слов и выражений, выразительное чтение стихотворения. Домашнее задание: выучить с ребенком любимое стихотворение А. Барто

2-я  неделя

   

Импровизация на знакомые детям стихи А.

Барто

Создание яркого эмоционального образа, формирование у детей навыков работы над словом, при чтении стихов

«Котята»,

«Жила-была девочка»  

«Моя Россия» Г. Струве.

Муз-ритм: «Снежная королева»

Выразительное чтение вместе с детьми стихотворения, акцент на кульминационных строчках. Обсудить варианты мелодий, выбрать удачные. Педагог записывает особенно понравившуюся детям мелодию и гармонизирует ее, чтобы исполнить на следующем занятии

3-я  неделя

 

Словесная фантазийная игра "Добавь слово"

Закрепление умений детей добавлять новое слово или строчки для создания версии любимого стиха или песни, искать слово, подходящее по ритму к заданной модели

«Котята»,

«Жила-была девочка» , «Моя Россия» Г. Струве.

Муз-ритм:  

«Рок-н-ролл»

Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки

 

4-я  неделя

 

Словесная фантазийная игра "Добавь

Закрепление умений детей добавлять новое слово или строчки для создания версии

«Котята»,

«Жила-была девочка» ,

«Новогодние игрушки» Г.

Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки

слово"

любимого стиха или песни, искать слово, подходящее по ритму к заданной модели

Струве.

Муз-ритм:  

«Рок-н-ролл»

1-я  неделя

Новогодние каникулы

2-я  неделя

 

Сочинение колыбельной песенки

Формирование у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы

«Котята»,

«Зайчик» рус. нар.

«Пёстрый колпачёк».

Муз-ритм:

«Рок-н-ролл»

Педагог рассказывает, какой должна быть мелодия (ласковой, небыстрой, негромкой), как ее надо исполнить (мягко, напевно). Дети импровизируют на последние две строчки, определяют ритм, проговаривают текст, отхлопывают ритмический рисунок

3-я  неделя

 

Сочинение колыбельной песенки

Формирование у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы

«Лягушка»,

«Зайчик» рус. нар.м, «Пёстры колпачёк».

Муз-ритм:

«Неваляшка»

й

Сочинение мелодии происходит "цепочкой": каждый ребенок пробует сочинить небольшую мелодию из двух тактов, одновременно мягко отхлопывая ритм. Выбираются удачные варианты, составляется песенка, которая исполняется всеми детьми

4-я  неделя

 

Сочинение колыбельной песенки

Формирование у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы

«Лягушка»,

«Зайчик» рус. нар.м, «Пёстры колпачёк».

Муз-ритм:

«Солнышко»

й

Сочинение мелодии происходит "цепочкой": каждый ребенок пробует сочинить небольшую мелодию из двух тактов, одновременно мягко отхлопывая ритм. Выбираются удачные варианты, составляется песенка, которая исполняется всеми детьми

1-я  неделя

 

Импровизация на заданный текст

Приобщение детей к активной творческой деятельности

 «Лягушка»,

«Виноград у нас в бору» рус.

мел., «Колобок» Струве. Муз-ритм: «Солнышко»

нар.

Работа начинается с выразительного чтения текста педагогом и анализа содержания, затем дети учат его наизусть


2-я  неделя

   

Импровизация на заданный текст

Приобщение детей к активной творческой деятельности

 «Лягушка»,

«Виноград у нас в бору» рус. нар.

мел., «Колобок» Струве. Муз-ритм: «Неваляшка»

Работа начинается с выразительного чтения текста педагогом и анализа содержания, затем дети учат его наизусть

3-я  неделя

 

Музыкальный спектакль "Мои игрушки"

Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на эмоционально-образную ситуацию)

 «Зарядка язычка».

«Виноград у нас в бору» рус. нар. мел., «Колобок» Струве.

Муз-ритм: «Тучка»

Дети по очереди поют песни игрушкам: радостную мелодию (новая игрушка, красивая кукла) и тревожную, печальную, жалобную (кукла заболела, машинка сломалась)

4-я  неделя

 

"Мы гуляли в поле и в лесу"

Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на эмоционально-образную ситуацию)

«Зарядка язычка».

«Перед весною» рус. нар. мел., «Лучик солнца» Варламов.

Муз-ритм: «Тучка»

Разыграть сценки: дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда

они заблудились в лесу

1-я  неделя

 

"Навстречу весне"

Приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизация на определенное настроение)

«Зарядка язычка».

«Рыжий пёс» Г. Струве, «Лучик солнца» Варламов. Муз-ритм: «Солнышко»

Задание: спеть веселую и грустную мелодии, задумчивую песенку. Вокальную импровизацию соединить с импровизацией на текст соответствующего содержания

2-я  неделя

 

Музыкальнодидактические игры

Выразительная передача образа или взаимосвязи нескольких персонажей

«Мы на горку»,

«Котёнок и щенок» Т. Попатенко, «Кукушка» Варламов.

Муз-ритм: «Солнышко»

Музыкально-дидактические игры ("Гуси", "Савка и Гришка", "Котик и козлик"). Задания: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить песню с определенной интонацией, тембром для конкретного образа; самостоятельно инсценировать песню, не прибегая к наглядному показу; создать словесную картинку, обсудить с детьми характер каждого образа

3-я  неделя

"Придумай свою игру"

Развитие творческого воображения по мере

«Мы на горку», «Весенняя песенка» С. Полонский.,

Дошкольники сочиняют колыбельную, на слог "ля", придумывают ритмический

 

самостоятельного создания музыкальных игр

«Кукушка» Варламов.

Муз-ритм: «Кактус и ива»

рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Задания: потрясти шумовые коробочки, постучать по ним пальцами; сыграть на шумовом инструменте с ключами музыку грома, дождя

4-я  неделя

 

"Придумай свою игру"

Поиск новых образов, звуков, музыкальных оборотов

«Мы ногами».

«Во поле берёза стояла» рус. нар.

мел., «Кот, да не тот», А.

Варламов.

Муз-ритм: «Кактус и ива»

Дети сочиняют плясовую на слог "ля", придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Задания: постучать разными деревянными брусочками или грецкими орехами; придумать ритмический рисунок на бубне

1-я  неделя

 

"Придумай свою игру"

Развитие умения привлекать к игре своих сверстников, понятно объяснять правила игры

«Мы ногами».

 «Про козлика» Г. Струве., «Кот, да не тот», А. Варламов. Муз-ритм: «Цапля и лягушки»

Воспитанники сочиняют марш на слог "тра-та-та", придумывают ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах

2-я  неделя

 

"Танцуем и играем"

Развитие умения передавать в движении заданный ритм

«Покажите-ка, ребята», «На горе-то калина» рус. нар. мел., «Мухоморы» К. Костин.

Муз-ритм: »

«Тигр и обезьяны»

Одни дети импровизированно танцуют, другие сопровождают их танец импровизацией на музыкальных инструментах

3-я  неделя

 

"Мы – композиторы!"

Приобщение детей к активной творческой деятельности (сочинение мелодии на заданный жанр)

«Покажите-ка, ребята», «Пойду ль я, выйду ль я» рус. нар. мел.

«Мухоморы» К. Костин.

Муз-ритм: «Баба Яга»

Предварительная работа: знакомство детей с творчеством композитора  П.И. Чайковского, рассказ о его детстве. Дошкольники разыгрывают сценку, где гости просят композиторов сочинить польку. Дети-гости поют начало песни, а дети-композиторы сочиняют ее окончание. Таким образом все участвуют в творческом процессе


4-я          "Гуляем в лесу"         Приобщение детей к активной         «Покажите-ка, ребята»,         Педагог предлагает детям придумать неделя         творческой деятельности         «Солнечная капель» С. Соснин,         продолжение выбранного им рассказа           (сочинение мелодии на         «Три зайчика» К. Костин. заданный текст)         Муз-ритм: «Медведь и пчёлы»

1-я          "Времена года"         Приобщение детей к активной         Зарядка язычка,         Педагог предлагает детям придумать неделя         творческой деятельности         «Ласточка» Е. Крылатов, «Три         продолжение музыки для танца (песни)

          (сочинение мелодии на         зайчика» К. Костин. заданный жанр)         Муз-ритм: «Делай, как я»

2-я          "Времена года"         Приобщение детей к активной         Зарядка язычка,         Педагог предлагает детям придумать неделя         творческой деятельности         «Ласточка» Е. Крылатов, «Три         продолжение музыки  знакомой песни,           (исполнение мелодии         зайчика» К. Костин.         дети поют без аккомпанемента. акапелло)         Муз-ритм: «Делай, как я»

3-я         "Мы гуляли в         Приобщение детей к активной         «Зарядка язычка».         Разыграть сценки: дети поют радостную неделя         поле и в лесу"         творческой деятельности         «Перед весною» рус. нар. мел.,         мелодию, кружась на солнечном лугу, и (импровизация на         «Лучик солнца» Варламов.         тревожную, печальную, жалобную, когда эмоционально-образную         Муз-ритм: «Тучка»         они заблудились в лесу ситуацию)

        3–4-я          Диагностика музыкального развития детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989.  
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.

Развитие детского голоса. -М., 1963.

  1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  2. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003.  
  3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989.  
  4. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005.  
  5. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС, 2000.
  6. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  7. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  9. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство  «Скрипторий 2003», 2010.
  10. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998.  
  11. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников  Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  12. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000.  
  13. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  14. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  15. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  16. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб: Лань, 1999.  
  17. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  18. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. –  22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6

лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.  

 

27

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по геометрии. 7 класс.

Данная рабочая программа полезна  для учителей, работающих по учебнику "Геометрия 7-9  А.В. Погорелов" ...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 8 класс.

Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Она может быть полезна тем, кто работает по учебнику "Геометрия 7-9. А.В. Погорелов"...

Рабочая образовательная программа по геометрии. 9 класс.

Программа состоит из пояснительной записки, основного содержания курса геометрии, календарно - тематического планирования из расчета 2 часа в неделю. Полезна тем кто работает по учебнику "Геометрия 7-...

Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс

Данная рабочая образовательная программа по биологии  составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...

Рабочая образовательная программа по природоведению 5 класс

Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта , Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования п...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Адаптированная рабочая образовательная программа Воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ

Программа направлена на организацию воспитательной деятельности и развитие личностных особенностей учащихся 8-9х классах ГКОУ СКОШИ № 2 Составлена на основе:- Федерального закона «Об образовании...