элективный курс "Мир музыки" для 5-7 классов
элективный курс по музыке (5, 6, 7 класс) на тему

Черданцева Елена Александровна

Данный курс позволяет учителю включить учащихся в разные виды творческой  деятельности вне урока музыки -музыкальное исполнительство, сценическая импровизация, др.Каждый учащийсяполучит опыт продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_mir_muzyki.docx32.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Уярская средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено

на заседании ШМО

--------------          /                   /

Протокол №------ от---------

Согласовано:

Зам.директора по УВР

«    »-----------------20----- Г.

------------------ Мешкова Е.А.

Утверждено

Директор МБОУ «Уярская СОШ № 4»

--------------  Анисимова Н.Н.

Приказ № ---- от --------------

Программа

элективного курса

«Мир музыки»

для учащихся 5-7 класса

 разработала учитель музыки

  Черданцева Елена Александровна

2014 год

Актуализация. Воспитание музыкальной культуры  учащихся средних классов имеет важное значение в образовательной среде школы. Программа учебного предмета «Музыка» позволяет сформировать   основы понимания музыкального искусства, содействует их духовному развитию, приобретению общекультурных навыков. Однако учебная программа по музыке не учитывает особенности каждого классного коллектива. Разнообразие интересов учащихся  можно только приветствовать. Данный элективный курс позволяет учителю  включить учащихся в разные виды деятельности (музыкальное исполнительство, сценическая импровизация, проектная, исследовательская деятельность). Каждый учащийся получит опыт продуктивной деятельности,  пробует свои силы и получит результат в виде участия в творческом проекте (концертном номере, музыкально-литературной композиции, др). В процессе обучения по программе элективного курса школьники получают основы написания исследовательского реферата.

Массовые формы  творческой деятельности позволяют объединить усилия классного коллектива в достижении результата. Это способствует развитию каждого школьника, а так же всего классного коллектива

Цель элективного курса «Мир музыки»-  воспитание музыкальной культуры  учащихся 5-7 классов через продуктивную творческую деятельность.

Задачи: 1. Раскрыть  творческий потенциал каждого учащегося в процессе музыкального исполнительства.

2. Приобщить  к музыкальному исполнительству в выбранном ими направлении,

3. Развить навыки проектной и исследовательской деятельности по темам музыкального искусства.

Структура программы:

1. Модуль «Музыка и ты» для 5-6 классов  -35часов

2.Модуль «Мой музыкальный мир» для 7 класса-18 часов.

Программа предназначена для учащихся  общеобразовательной школы 12-14 лет (5-7 классы).

Количество часов в неделю-1 ч., количество часов в год для 1 модуля-35ч., для 2 модуля-18ч.

Основные принципы  преподавания:

  1. Принцип компетентностного подхода к преподаванию

это принцип связи с жизнью).

   Реализация программы  способствует  развитию  и  становлению   таких  ключевых  компетентностей,  как:

-исследовательская (построение плана исследования,  поиск и отбор информации, организация собственной мыследеятельности, умения анализировать,систематизировать, обобщать, структурировать материал, умения представить и защитить свою работу.

 -  коммуникативная (общение  со  зрителем  посредством  искусства  пения; умение  донести  до  слушателя  художественно-  педагогическую  идею,  музыкальный  образ;  создание  своего  способа  эмоционального  воздействия  на  художественно-эстетические  чувства;  оказание  воспитательного  воздействия  через  художественный  образ  песни,  умение  заинтересовать  зрителя  своими  личными  качествами;  умение  раскрыть  свою  индивидуальность)

- организаторская (организация  режима  занятий и  репетиций; планирование и  рациональное  распределение  времени;   выстраивание  собственной  траектории  развития через  разнообразие песенного  репертуара;  владение  способами  совместной  деятельности.

 -  социокультурная (соблюдение  правил  здорового  образа  жизни;  адекватная  самооценка  творческой  деятельности; способность  понимать  музыальноеискусство  как  средство  общения   с  людьми  других  языков,  религий,  культур).

Методы:

  • частично-поисковый (работа над исследованием выбранной темы под руководством учителя);
  • решения и обсуждения задач, закрепляющих лекционный материал;
  • индивидуальной работы с учащимися по определению проблемы исследования;
  • индивидуальной работы по организации исследования;
  • практических занятий.

  • репродуктивный (пение под фонограмму с  голосом; исполнение выученного произведения, пение упражнений, разучивание движений,  согласование движения и музыки на первоначально этапе  разучивания);
  • образно-сценический
  • (соответствует методу создания художественных композиций по Горюновой Л. В.) применяется  в процессе  подготовки концертного выступления, при создании музыкально-песенного, сценического образа;

Формы занятий:групповая, индивидуальная.

Организовать занятия по данной программе может учитель общеобразовательной школы с высшим образованием, имеющий опыт исследовательской и профессиональной музыкальной деятельности.

  Необходимо  наличие у педагога квалифицированных  разработанных проектов, программ, что   является показателем его профессионализма.

Модуль 1 «Музыка и ты 35 ч. для 5,6 классов

Календарно-тематический план (35 часов)

Кол-во часов

Тема

5класс

6класс

Дата

Дата

 план

факт

 план

факт

1 полугодие  Тема «Я-исполнитель»  (9 часов)

1

1

Роль песни в современном мире

2

1

Песни о России.

3

1

Певческая постановка, распевание, упражнения на развитие интонации.

4

1

Народная песня.

5

1

Музыкальное коллективное  исполнительство.

6

1

Практическая работа на сцене.

7

1

Современная песня.

8

1

Основы музыкальной грамоты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Длительности нот. Звукоряд.

9

1

Концертное выступление.

2 четверть  Тема «Я артист» (7 часов)

10

1

Музыкальный спектакль.

15.11

11

1

Музыкальный спектакль.

22.11

12

1

Музыкальный спектакль.

29.01

13

1

Музыкальный спектакль.

6.12

14

1

Практическая работа на сцене.

13.12

15

1

Проект как творческое дело.

20.12

16

1

Защита проекта.

27.12

3 четверть. Тема «Я-исследователь» ( 10часов)

17

1

Что такое исследование?

17.01

18

1

Как выбрать тему исследовательской работы?

24.01

19

1

Цель, задачи, гипотеза  исследования.

31.01

20

1

Отбор материала, работа с разными источниками.

7.02

21,22,23

3

Проект  «Музыкально-литературная композиция».

Распределение ролей. Творческая работа.

14.02

21.02

28.02

24

1

Проведение мероприятия по проекту.

7.03

25,26

2

Защита исследовательского реферата.

14.03

21.03

4 четверть. Тема « Я - творческий человек»

27

1

Сольное и ансамблевое пение.

3 04

28

1

Выбор репертуара.

10.04

29,30,31,32

4

Практическая работа над репертуаром.

17.04

25.05

2.05

33,34

2

Музыкальная презентация

16.05

35

1

Концерт.

23.05

Модуль 2 «Мой музыкальный мир» (18 ч.) для учащихся 7 класса

Календарно-тематический план (18часов)

Кол-во часов

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

3 четверть. Тема «Я-исследователь» ( 10часов)

1

1

Что такое исследование?

17.01

2

1

Как выбрать тему исследовательской работы?

24.01

3

1

Цель, задачи, гипотеза  исследования.

31.01

4

1

Отбор материала, работа с разными источниками.

7.02

5,6,7

3

Практическая работа,консультации

14\.21/28.02

8,9

2

Презентация исследования. Оформление работы

7/14.03

10

1

Защита исследовательского реферата.

21.03

4 четверть. Тема «Мой музыкальный мир»

11

1

Вводная тема. Анкетирование. «Мои музыкальные интересы»

4 04

12

1

Лекция 1. «Музыка и здоровье»

11.04

13

1

Диспут «Может ли музыка повлиять на здоровье человека?

18.04

14

1

Лекция 2. «Музыкальные кумиры современной молодёжи»

25.04

15

1

Семинар «Мой музыкальный мир»

2.05

16

1

Концерт «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались..»

16.05

17,

18

1

Обобщение по теме «Мир музыки».

23.05

Формы контроля и методы оценки ЗУН учащихся

        В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля в форме анализа выполненных работ;

        Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса  можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту творческого проекта в форме публичного выступления.

Материально-техническое обеспечение

        Для работы над программой необходим учебный кабинет со школьной мебелью (не менее15 столов и 15 стульев), учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература), желательно использовать в работе ПК или компьютерный класс.

Ожидаемые результаты работы:

          В результате реализации программы учащиеся должны:

  • Находить проблему, над которой будут работать, обосновывать её актуальность;
  • Ставить цель работы, определять методы работы на каждом конкретном этапе;
  • Анализировать литературные источники;
  • Структурировать материал, сравнивать полученные результаты;
  • Делать самостоятельные выводы;
  • Приобретут опыт общения, самореализации и самоутверждения через продуктивный вид творческой деятельности,
  • Построят траекторию своего  дальнейшего развития музыкальных и артистических способностей.

Методическая литература.

  1. Безрукова В.С. «Настольная книга педагога-исследователя», Екатеринбург, Дом учителя, 2000.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва, Методика, 1991.
  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.
  4. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.
  5. Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д.Карнеги. М.: 1991.
  6. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований сошкольниками.ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38
  7. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся.ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18
  8. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004,
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?, Москва, Генезис,1998.
  10. Тащоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении, Рига, 1997

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...