Тезисы к методическому семинару
статья по музыке на тему

Акинина Марина Николаевна

Тезисы к методическому семинару "Формирование коммуникативных УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_k_mo_akinina.docx20.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тезисы к методическому семинару по теме

 «Формирование коммуникативных УУД на уроках музыки в условиях реализации ФГОС».

 учитель музыки МБОУ «ООШ №6» Акинина Марина Николаевна

Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно  овладевать новыми знаниями.  ФГОС ставит перед учителем новые цели. Теперь он должен дать учащимся не только  знания по предмету и научить их применять на практике, но и сформировать универсальные учебные действия (УУД), составляющие основу умения учиться.

 Педагогу предстоит перестраивать собственное мышление, исходя из новых задач, которые ставит перед ним современное образование. Содержание образования меняется, и, реализуя ФГОС, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ученика, необходимости формирования УУД, без которых он не сможет быть успешным в дальнейшей жизни.

В программе по музыке авторов Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной указано:  «Предмет «Музыка», развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира... Он способствует формированию духовно-нравственного, эмоционально-ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…». В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:                                                              

- личностные (хочу),

- предметные (знаю),

- метапредметные (могу, хочу).

Эти результаты достигаются посредством овладения универсальными учебными действиями.

Универсальные учебные действия - это совокупность способов, приёмов, которыми пользуется ученик для решения учебных задач, причём «универсальность» обозначает самостоятельность или отрешённость самого действия от содержания. То есть если ребёнок знает, что такое сравнивать (это выделять идентичности, различия), то ему всё равно, что сравнивать, будь это геометрические фигуры или музыкальные жанры, потому что это умение сравнивать поднялось над предметным и стало универсальным.  Существует четыре вида УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), которые отражают три группы результатов образования. 

          Коммуникативные УУД призваны помочь в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе

- музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; - в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях;

- в процессе восприятия и музицирования;

- в самооценке;

- в поиске разрешения конфликтных ситуаций.

       Самая главная проблема в школе – это то, что ребята не умеют участвовать в диалоге, не умеют беседовать. Беседа – это очень яркая, динамичная форма, в которой задействованы абсолютно все участники: один даёт реплики, другой критические замечания, третий  дополняет, четвёртый внимательно слушает и пропускает через себя.  Поэтому коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, решение конфликтов,  умение  точно выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

        В рамках предмета “Музыка” для формирования коммуникативных УУД использую следующие  методы:

-  работа в парах и малых группах,

-  метод сотрудничества, беседы, дискуссии,

-  наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации,

-  “командно-игровая деятельность”, “учимся вместе”.

        Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповая, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
   Работа учащихся  будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Групповые формы организации учебного общения включают в себя:

-  групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);

- коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

 -взаимопроверку заданий;

- игровые технологии;

-коллективные рисунки;

- соревнования команд и т.д.

      На уроках музыки коммуникативные УУД  представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением. А также умение выразить и обосновать свою точку зрения,  уважать мнение других и задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении.  Специфика предмета «Музыка» такова, что, слушая музыкальное произведение,  каждый человек трактует его по-своему. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относиться к мнению друг друга, даже если оно противоположное.

Виды заданий, которые можно использовать на уроках для формирования коммуникативных учебных действий:

- подготовка устных заданий о прослушанном произведении, о музыкальных героях, личных впечатлениях в паре или в группе;

- инсценировка и драматизация музыкальных образов.

Эффективность урока и развитие коммуникативных УУД во многом зависит от использования  разнообразных видов деятельности. Это

- слушание музыки,

- хоровое пение,

- интонационно-образный анализ,

- пластическое интонирование.

 А также  игры, круглый стол, дискуссии, проектная деятельность.

Многие из перечисленных видов деятельности я использую  на своих уроках и во внеурочной деятельности.  Конкурсы, концертные программы, фестивали также отлично формируют умение общаться, взаимодействовать друг другом. Помимо того, что дети знакомятся и обмениваются информацией на подобных выездных мероприятиях, они учатся общаться и со зрителем в процессе своего выступления.

          Урок музыки - это творческий процесс, позволяющий применять частую смену форм и методов преподавания, что значительно сложнее сделать на математике, русском языке, физике и химии. Поэтому процесс формирования коммуникативных УУД  на моих уроках  эффективен.

Используемая литература:

«Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы 3- е издание» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2014г.

 «Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы - е издание» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва «Просвещение» 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку

Тезисы к методической разработке раздела образовательной программы по русскому языку 8 класс...

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...

Сертификат участника методического семинара в статусе городской методической площадки

quot;Формирование единого комплексного подхода в осуществление деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ, девиантного поведения подростков"...