Урок. Ко дню рождения ЯНАО.
материал (5 класс) на тему

Бикбова Румия Дамировна

Урок-мероприятие проводится, как заключительный этап изучпения тем первого полугдия. Проведена огромная работа по выполнению творческих работв в 1,2 четвертях. привлечены родители учащихся к выполнению заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._ko_dnyu_rozhdeniya_okruga.docx53.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: закрепить представление о культуретрадициях и особенностях быта коренных народов севера.

Задачи.

Обучающие:

закрепить представление о культуретрадициях и особенностях быта коренных народов Ямала

.

Развивающие:

• Углублять и уточнять представления о Родине, Ямале   ее символах (герб, флаг, гимн)

• Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;

• Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

• Расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;

  • Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.
  • Обеспечить социализацию учащихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками

Тип урока: обобщение  знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, творческие работы

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная

Предполагаемый результат

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные – смыслообразование, целеполагание

Познавательные – рефлексия.

Добрый день, ребята, гости.

Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься, мен хотелось бы разгадать  кроссворд.

        C:\Users\bikbova\Downloads\biocrossword.png

        

1.  В ненецкой мифологии мифический народ, ныне живущий под землёй, боящийся дневного света, обитавший в заполярной тундре до прихода ненцев — «настоящих людей». ИЛИ Древнее аборигенное население Арктики, населявшее огромные пространства от Кольского до Гыданского полуострова...

2. Умение создавать ценности и жить в соответствии с ними

3.   Единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки... ИЛИ «Арктос»— так древние греки называли созвездие Большой Медведицы. Под этим созвездием лежат северные окраины Земли. 

4. Регион, в котором мы живем. Полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России.  ИЛИ Субъект Российской Федерации в составе Тюменской области.

5. Государство, в котором мы живем (Россия)

Попрошу ЗАПОЛНИТЬ КРОССВОРД  

Вот мы с вами вспомнили те термины, с которыми знакомились, встречались на уроках. И Сегодня на уроке, в день рождения ЯНАО,   хотелось бы подвести итог  тому, какие знания мы получили   на уроках Культуры народов Ямала.

Вы  знаете, что Ямал входит в состав России, что Ямало-Ненецкий автономный округ - находится в самой середине арктической зоны Российского Государства.

Давайте посвятим нашей большой Родине песню нашей северной жемчужины - Е. Лаптандер «Россия»

Слайды 4-7. Песня Россия (исполнение)

  1. В туман войду   березовый до утренней  зари

Там свет разлился розовый от неба до земли

И звон  пречистый слышится из дальнего села

Легко и вольно дышится – здесь Родина моя

ПРИПЕВ: Россия - озера синие, как небо над головой

Россия - судьбой единою мы связаны с тобой

2.  И широта безбрежная и глубина без дна,

Суровая и нежная ты у меня одна.

В Своих надеждах смелая ты снова молода

Любя тебя и веруя с тобой она всегда!

На уроках мы отмечали, что наш Арктический регион сегодня – один из ведущих регионов страны.  Впереди – амбициозные проекты, которые открывают  новые возможности.

На протяжении многих десятилетий Ямал остается   центром газодобывающей отрасли. Кроме промышленной разработки недр в регионе развиты традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера. Социально-экономическая политика региона делает Ямал территорией, комфортной для постоянного проживания.

Слайд 8. «Ямал имеет богатую историю и замечательные традиции. Для тысяч людей этот край земли стал домом, родиной и судьбой. Мы видим, сколько труда и человеческой души вложено в освоение Крайнего Севера. Мы гордимся успехами первопроходцев, которые заложили мощный фундамент для благополучного будущего ямальцев»  Дм. Кобылкин

Слайд 9. На экране ГЕРБ, флаг ЯНАО.

Слайд 10. Ребёнок: Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом, мы на Севере живем,

Вот заря, как знамя реет, солнца луч ударил ввысь.

Из столицы в это время звуки гимна донеслись.

ГИМН ЯНАО (исполнение)

Среди седых широт полярных,

Где вьюги правят вечный бал,

Героем былей легендарных

Встаёт заснеженный Ямал!

ПРИПЕВ:  Суровый край! Оплот Державы!

Ты с каждым годом всё сильней.

Ямал — сокровище и слава,

И гордость Родины моей!

2. Девиз твой — всё для человека!

И, к новым подвигам готов,

Решаешь ты задачи века,

Храня традиции отцов!

3. Земля открытий и дерзанья.

Бескрайней тундры властный зов,

Где спорят с северным сияньем

Огни ямальских городов.

Чтецы:

  1. Мы стихи вам прочитаем

Про любимый Север свой:

Тундра наша так прекрасна,

Больше нет нигде такой.

  1. Долго-долго в Заполярье

Не кончается зима,

Нас мороз не испугает

Ни за что и никогда.

  1. А когда начнется лето,

На болото мы пойдем,

Много северной морошки

Мы в корзины наберем.

  1. Приезжайте к нам на Север-

Очень видеть вас хотим.

На упряжке покатаем

И морошкой угостим.

Оценка выступления

Сайд 11. Итак, давайте обобщим наши знания об основных ценностях народов Севера. Что относится к ценностям коренных народов ЯМАЛА (ответы):

  1. природа
  2. род и семья
  3. жилье
  4. игры и игрушки
  5. одежда
  6. хозяйственная культура (и питание)

Сайд 12. А начнем мы с вами с ПРИРОДЫ нашего края.

Географическое положение.  

  • Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км. Омывается Карским морем и Обской губой.
  • Большая часть: тундра
  • Юг: небольшие леса.
  • Более половины площади – болота, озера, реки.
  • Почва: тонкий слой, покрыт мхами, ягодниками, низкими травами, карликовыми деревьями.

Сайд 13. Животный мир

  • 20 видов млекопитающих
  • На островах и побережье Карского моря -  белые медведи, моржи, тюлени, белухи.
  • В тундре – северный олень, песец, лиса, горностай, заяц, лемминг – полярная мышь.
  • Птица: белая сова и полярная куропатка.
  • Рыба: муксун, осетр, нельма, омуль, чир, семга, стерлядь.

Слайд 16,17. Народы Ямала

  • Самые древние – сихиртя
  • Ханты более 5000 человек около рек Полуй, Войкар, Сыня, Куноват
  • Селькупы около 1500 человек около реки Пур и Таз.
  • Коми – коми-зыряне с 16 в., коми- пермяки с 11 века, коми-ижемцы с 18-19 вв.. Юго-запад округа , граничащий с Уралом.
  • Татары – с конца 14 в. В низовьях реки Обь.
  • Русские – в 11 в, но оседать в 16 веке.

Язык относится к Уральской  языковой  семье, Самодийской группе 

Слайд 18. Устройство чума и его значение. Виды чумов

Слайд 19. К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум — незаменимое жилище тундровых кочевников. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах, а покрышки представляют собой большие полотнища, сшитые из нескольких шкур оленя. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочевок с короткими остановками. Причем делают это женщины. Они, как правило, являются и собственницами чумов, получая их в приданое от своих родителей.

Слайд 20. О чуме

Слайд  21. Из чего делают чум.

Жерди (36-40)

Оленьи шкуры (нюки) в 4 слоя – зимой. Зимой – шкуры 60-70 оленей

Берестяные листы в два слоя – летом

В июне – смена покрытия на летнее

В сентябре – на зимнее покрытие

Диаметр чума – 5-8 метров

Слайд 22,23. Внутреннее устройство чума

Центральной осью чума служит шест (симзы)

На нём – 7 личин или голов семейных или родовых духов

Чум шамана украшается изображением священной птицей МИНЛЕЙ.

За симзы –священное  (мужское) пространство  »си». Здесь и священный ларь, где хранятся духи – покровители очага, семьи, рода и местности.

Напротив «си» у входа находится «НЁ» (женское место)

Посередине между «СИ» и «НЁ» – спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом.

Мужчина укрывается женской ЯГУШКОЙ…

Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днём и месяца ночью.

Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю.

Очажный круг на полу воспринимался издревле как вход в подземный мир.

Слайд 24. Вокруг чума

Перед входом  в чум находились женские нарты

За священным шестом чума – симзы ставились священные нарты – хэхэ хан

Чум с задней стороны подпирался грузовой нартой (чтобы нюки, уложенные в определенном порядке не разворачивало и не срывало ветром.)

Зимние вещи остаются на грузовых нартах прямо в тундре

При ловле оленей из таких нарт образовывался загон.

Слайд 25. Могильные и священные чумы

На том месте, где умирает человек ставится особый могильный чумик. В этом случае с его вершины снимался дымовой железный обруч.

В древности ненцы клали дары родовым духам.

В священный чум могут входить только главы семей.

Слайд 25-29. Установка и разборка чума

Место  постановки чума определяет мужчина, но установкой занимается женщина

Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист.

Под лист подкладываются брёвна, чтобы снег не таял

Летом под ним делается углубление.

Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи

По обе стороны от него кладут две-три доски на пол.

За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника.

Нижние заостренные концы шестов вкапывают в снег или землю.

Затем устанавливается шест для котла и чайника. Один конец крепится на симзы, другой – привязывается на входных шестах.

Симзы - название опорных шестов

Поперек кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На который вешается котёл.

Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков (оленьи шкуры) или бересты для покрытия чума

Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху.

Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу посыпают снегом.

Дверью служит откидывающая часть нюка. Отверстие сверху прикрываю шкурой зимой или берестой летом.

Слайд 30 Правила жизни в чуме

Очаг – в ведении женщин

Женщина собирает дрова, колет их, сушит их, разжигает огонь

Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой, снимает верхнюю одежду и обувь, оставляет их на нартах. В чуме надевает домашние кисы и домашнюю малицу (или женскую ягушку).

Гостей-мужчин укладывают на ночёвку  от середины чума до симзы.

Гостей-женщин – от середины к выходу.

Место , которое занимает гость зависит от уважения к нему.

Слайд 31-38. Род и родовое имя. Родовые территории, знаки, святилища и культы. Семья

Не́нцы (ненец.  «настоящий человек»), — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских):

Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области,

Сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

Образ жизни – кочевой.

Слайд  34. Роды: Харючи, Вануйта

Слайд  35. Признаки рода:

Имя

Угодья

Владетельные знаки

Культ

Святилища и кладбища.

Родовое имя (фамилия) – общее имя у всех членов рода.

Каждый тенз имеет свой знак – пидте  мя (клеймо, позже  подпись, родовое имя)

Пидте мя – переходят по наследству.

Небесный покровитель   и знак отца – Луна

Небесный покровитель и знак матери - Солнце

Слайд 39-43. Воспитание детей. Игры и игрушки мальчиков и девочек. 

В 12-14 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур,  рыбьей кожи, пошив одежды и обуви, плетение циновок из луговой травы, выделку берестяной утвари и т.п. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.
Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство состоит из множества предметов: берестяной посуды, столика, люльки, спальных мешков, колотушки для трепанья оленьих сухожилий, скребочков для выделки кожи, ступок и пестиков для толчения муки из сушеной рыбы и других предметов. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.
Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку.
Например, в сказках ханты говорится: «Богатырь, гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «То ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет».
Умение шить считалось самым важным занятием для женщин. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно было бы выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иголку, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками.
В этих сумочках хранилось все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы.
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей.
Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделяют платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера.

Слайд 43-56. Одежда народов Ямала

Слайд 55  Хозяйственная культура народов севера.

Собирательство: Ягоды, грибы. Охота. Рыболовство. Оленеводство

Слайд 77. МОЙ ГОРОД

И, конечно же, проживая на ЯМАЛЕ, мы не можем отметить, что следующий год для нашего города юбилейный. Ко дню рождения города мы с вами рисовали красивые места нашего города. Выставка ваших рисунков представлена на стенде

Слайд 78. Кухня.

Местные жители получают все необходимое для организма благодаря мясу оленя. Оленина — довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.

  •   Это мясо подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом.
  • В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг.
  • Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.
  • Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в-основном, подвергают варке или тушению.
  • Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне — что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются  строганина  из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.
  • Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.
  • Хлеб предпочитают больше ржаной.

Рассказывая о Ямале, как не затронуть Историю нашего города, когда в следующем году нашему городу 150 лет.  И этому событию мы посвятили нашу вставку работ «Красивые места  нашего города»

Слайд 74. РЕФЛЕКСИЯ

Урок полезен, всё понятно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Ещё придется потрудиться

Да! Трудно всё-таки  учиться!

Между1-м и 2-м уроками исполнение песни-ианца  И. Корнилова  «На холодном Ямале»

В конце  - Роднополисы -  «Ямал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему "Рождение жизни" 6 кл.

Разработака урока по географии для 6 кл. по теме "Рождение жизни" к учебнику География (Мир Земли). Учебник для 6-го класса общеобразовательной школы\ Под ред. В.А. Кошевого.- М.: Баласс, 2011 (Образо...

Итоговый урок по теме "Рождение средневекового мира"

Форма проведения урока - игра-квест...

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Урок сказка "День рождение Алисы"

Цель данного урока тренировать учащихся в употреблении в речи названий цветов, глаголов движения. Продемонстрировать владение...

Разработка урока по курсу "География ЯНАО" с использованием модульной технологии

Разработка урока по теме "Полезные ископаемые Ямало-Ненецкого округа" представлена в форме учебноог модуля для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Словарный урок, посвящённый дню рождения В. И. Даля "В мире словарей"

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с биографией В.И. Даля, трудом всей его жизни "Толковый словарь живого великорусского языка", заочно встречаются с разными видами словарей и выполняют ...